ОТСМ-ТРИЗ педагогика

Карусель звуков

Приложение 4

Сказка о дружбе

Задачи

  1. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, согласных звуков по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости.
  2. Упражнять в умении составлять слова из звуков, в умении узнавать новые слова после изменения звуконаполняемости слова и замены звука в слове.
  3. Учить создавать тексты сказочного содержания о звуках с помощью алгоритма составления сказок динамического типа.
  4. Учить различать смысловую и звуковую сторону слова, дифференцировать понятия «звук», «слово».
  5. Расширять словарный запас за счёт слов-действий, слов-признаков и словосочетаний.

Учитель-логопед: Жили-были три друга, три звука: «К», «Т», «О». Какие это были звуки: гласные или согласные (твёрдые или мягкие, звонкие или глухие)?

Дети: Звук «К» был согласный (твёрдый, глухой). Звук «Т» был согласный (твёрдый, глухой). Звук «О» был гласный.

Учитель-логопед: Звуки очень дружили друг с другом, никогда не ссорились. Что они любили делать?

Дети: Петь песни, шуметь, гулять, ходить в походы, играть и т.д.

Учитель-логопед: Да, они очень любили ходить в походы и дорогой играть в слова. Возьмутся за руки и идут вот так: первый «Т», второй «О», третий «К». Какое слово получилось?

Дети: ТОК.

Учитель-логопед: Что обозначает слово ток?

Дети: Это электричество.

Учитель-логопед: Обрадовались звуки: — Здорово! Какое интересное новое слово получилось — ТОК! А потом звуки взялись за руки вот так: первый «К», второй «О», третий «Т». Какое слово получилось?

Дети: КОТ.

Учитель-логопед: Что обозначает слово кот?

Дети: Это домашнее животное.

Учитель-логопед: Ещё пуще обрадовались звуки: — Здорово! Опять новое слово получилось — КОТ! Нравилось звукам так играть, почему?

Дети: Потому что новые слова получались.

Учитель-логопед: И решили они ещё кого-нибудь научить этой игре. Идут они полем и слышат грозное рычание. Это рычал и сердился какой звук?

Дети: Рррр…

Учитель-логопед: Звук «Р» был какой: согласный или гласный (твёрдый или мягкий, звонкий или глухой)?

Дети: Звук «Р» был согласный, твёрдый, звонкий.

Учитель-логопед: Звуки спрашивают: — О чём ты горюешь? А звук «Р» отвечает:….

Дети: Скучно мне одному, никому я не нужен, я потерялся, меня обидели и т.д.

Учитель-логопед: Звуки были добрые и позвали его: …

Дети: Присоединяйся к нам. Давай вместе играть. Пойдём с нами.

Учитель-логопед: Звук «К» был очень вежливым и предложил звуку «Р» встать вместо себя, а сам сел на пенёчек отдохнуть. Звук «Р» так и сделал, встал вместо «К». Какое слово получилось?

Дети: РОТ.

Учитель-логопед: Что означает это слово?

Дети: Это часть лица.

Учитель-логопед: Довольны были звуки тем, что снова составилось новое слово. А больше всех был рад звук «Р». Ведь это из-за него новое интересное слово получилось. А пока звуки веселились, звук «К» успел отдохнуть. Он подошёл к друзьям и встал на первое место, за ним «Р», потом «О», и последним «Т». Какое слово получилось на этот раз?

Дети: КРОТ.

Учитель-логопед: Что обозначает это слово?

Дети: Это дикое животное, которое живёт под землёй.

Учитель-логопед: Снова развеселились звуки, какое интересное новое слово получилось. И пошли звуки дальше путешествовать, новых друзей искать. Вот как бывает. Дружба всегда помогает. Без друга в жизни туго, а вот с друзьями веселей.