образовательная среда, Школа - это маленькая жизнь

Школа – это маленькая жизнь-4

прогимназия "Сообщество"
Прогимназия «Сообщество», Нефтеюганск

В этом выпуске мы расскажем о том, как устроена детско-взрослая общность – стержень образовательного процесса в прогимназии «Сообщество».Организация  пространства становления детско-взрослой общности рассматривается нами как соединение интересов нескольких поколений (родителей, учителей, воспитанников, учеников, выпускников) и строится на основе совместной деятельности взрослых и детей по реализации вместе выработанных задач,  общественных договоров, норм общения и отношений, ориентированных  на результат. Действие, освоенное вместе со сверстниками, взрослыми, становится источником другого, уже самостоятельного действия ребенка.

Каждый ребёнок включён в разнообразные по структуре сообщества, в сеть отношений: разновозрастные, одновозрастные и отношения по интересам.

Ребёнок может в одной сфере выступать как неофит, а в другой как знаток, быть одновременно старшим и младшим, неопытным, начинающим и умеющим, учеником и учителем, воспитываемым и воспитывающим. Он живёт вместе с похожими и непохожими на него детьми, и этот факт становится предметом его понимания.

prezent3Для ребенка становится значимым взрослый (не только свой учитель), значимый старший товарищ;  значимость группы, в которой он может реализовать свои интересы,  и где признаны его способности. Именно значимые пространства общения и взаимодействия и есть пространства для саморазвития как ребенка, так и взрослого.

Главная цель – показать каждому ребёнку всё богатство социально значимых сообществ, чтобы он практиковал в них, выбирая наиболее интересные для него. Чем многообразнее его связи с различными субъектами, чем благожелательнее отношения с ними, тем проще осуществляется вхождение ребенка в мир общения и деятельности.

Сами дети и характер отношений с ними взрослых задают содержание их действий. Все  предложения детей и взрослых принимаются к публичному рассмотрению, поэтому жёсткое планирование и контроль заменяется гибкими формами организации образовательного процесса, текущим планированием и соуправлением.

Пространство жизнедеятельности детей интерактивное, публичное, что способствует открытости каждого ребёнка, развитию инициативы и стремления к продуктивной самореализации, позволяет ему достичь наибольшего успеха.

Системообразующей основой организации образовательного процесса прогимназии является школьно-семейный проект «Взрослые и дети», ориентированный на складывание детско-взрослой образовательной общности.

 

Школьно-семейный проект «Взрослые и дети»

Проблема Проектирование  (планирование) Поиск информации Подготовка продукта и презентации проекта Презентация Рефлексивное последействие

1 шаг

2 шаг

3 шаг

4 шаг

Определение единой темы года в школе и подтемы в классе   в контексте целевого ориентира «Я – гражданин России»

Обязательная деятельность

Избирательная деятельность

Контрольно-оценочная деятельность

Утренний сбор Дополнительные образовательные программы Накопительная система успехов в соответствии с критериями
Образовательные  модули (учебный план) Ученическое  соуправление «Деловые хлопоты» (поручения) Совет мудрейших
Проектная деятельность(доп. образование) Развивающая суббота (кружки, мастерские, секции и др.) Портфолио
Проектные задачи Конкурсы, выставки, акции
Образовательные практики:

  • Проект «Успешное чтение».
  • НОВиД «Step by Step».
  • Детское телевидение «ВиД».
  • Проба пера.
  • Говорим правильно!
  • Работа над ошибками.
  • Письменная дискуссия.
  • Коммуникативные бои.
Публичные выступления «У всех на виду»
Традиционные события
В будущее с мамой и папой
Детская организация  «Самоцветы»

Оформление  продуктов собственной деятельности

 (поделки, презентации, фотографии, газеты, видеоролики, коллекции, инсценировки и др.)

 и  предъявление их сообществу,  размещая  в  среде (по желанию)

Результат

Обретает новые возможности (знания, умения, навыки или любые другие социально-культурные образцы поведения и мышления) в современных системах образования.
  • Появление у ребёнка способности к осознанному выбору различных видов деятельности и личной ответственности за свои действия.
  • Развитие детского самостоятельного и инициативного действия.
Обретает  способность к самоорганизации:– развиваются навыки самоконтроля и самооценки,– формируются навыки планирования и прогнозирования собственных результатов, – реализуется четкая взаимосвязь между уровнем достигнутых результатов и личностной активностью ребёнка.

 

Через  образовательную практику  индивидуальных и коллективных творческих, познавательных действий осуществляется встраивание детей во взрослую жизнь, игровая примерка социальных ролей: 

uk3-1Ученическое  соуправление «Деловые хлопоты» – это  деятельность детей по выполнению поручений, ориентированная на совершенствование жизни детско-взрослого коллектива. Метод  ответственного поручительства заключается в создании гибких, мобильных, часто обновляющихся по составу органов соуправления, групп, с целью привлечения ребенка к активным действиям и обучения всех участников коллективной деятельности, организаторскому мастерству по различным направлениям деятельности. Тем самым ребенок проходит практику сменных поручений, приобретает навыки организации собственной деятельности.

Виды деятельности (поручений)  «Деловых хлопот» меняются в интересах детей.

Итоги подводятся на Совете мудрейших. Совет мудрейших – это орган ученического соуправления, состоящий как из учеников-лидеров, так и из учеников, желающих получить управленческий опыт. На совете у учащихся появляется возможность выступить с отчётом о проделанной работе, проанализировать активность и творческий подход класса (группы) в выполнении поручений.

Традиционные события прогимназии создают условия для приобретения ребёнком опыта построения собственного смыслового пространства в детско-взрослой общности. Включаясь  в общность, ребенок осознает, понимает и принимает ее ценности, образцы и традиции. Это происходит поэтапно: в 1-м классе ребенок  –  ведомый взрослыми участник событий, во 2-м и 3-м классах – их действующее лицо (2-3 классы), в 3-4-м –  «носитель» традиции и организатор события.

 

prezent01

 

 

 

 

 

 

 

Важными  событиями в жизни коллектива являются организация и проведение праздников, незабываемых дел, эмоционально насыщенных, которые индивидуально значимы и привлекательны. Цели таких событий моделируются в процессе взаимодействия, а не определяются учителем заранее. При организации различных событий и дел школьной жизни каждому  ребенку предоставляется право определять содержание и форму его  активного участия. Активное участие в делах и событиях прогимназии формирует жизненную позицию ребёнка.

Событийное содержание опыта направлено на  взращивание традиций детско-взрослой общности. Так возникли в школе День гимназиста, фестиваль проектов «Я – гражданин своей страны», бал выпускников и т.п.

Традиция – это то, что обеспечивает наиболее благоприятный способ вхождения ребенка в образовательное пространство прогимназии.

 

Публичные выступления "У всех на виду"
Публичные выступления

Публичные выступления «У всех на виду!» направлены на формирование у детей компетентности  публичных выступлений, умение подавать себя в различных ситуациях, стремление к общественному признанию достигнутых результатов.

Публичные выступления являются смотром достижений воспитанников и учеников во всех видах исследовательской, практической и творческой деятельности, позволяют решать проблемы самореализации личности ребёнка в прогимназии, способствуют организации детского самостоятельного и инициативного действия.

Развитие детской  инициативы является действенным механизмом для приобретения детьми жизненного опыта и качеств, определяющих успешность человека в жизни. Проявление детской  инициативы – это первый компонент в развитии самостоятельности (я сам могу, я сам хочу, я сам попробую…)

 

Развитие детской инициативы

По инициативе детей в прогимназии создано детско-школьное телевидение «ВиД» (Взрослые и Дети). Школьное телевидение — это возможность максимального раскрытия творческого потенциала ученика,  публичного предъявления результатов своей работы. Работа над созданием телевизионных программ позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы в самом широком спектре человеческой деятельности – от гуманитарного до технического. Участники практики «школьное телевидение» проходят конкурс «Я – ведущий».

 

Научное общество взрослых и детей (НОВиД) «Step by Step» реализует Национальную образовательную программу «Интеллектуально-творческий потенциал России» в рамках Общероссийской Общественной Организации «Малая Академия Наук «ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО» для раскрытия потенциала одаренных детей. Всё большее значение приобретает направление, предусматривающее участие школьников в научно- исследовательской и научно-практической деятельности. Именно это направление и формирует у учащихся умение и навыки практического применения теоретических знаний, развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения с освоением различных методов. Все это приобретается на основе собственного опыта, что приводит к более глубокому осмыслению.

зеленый флаг
Зеленый флаг — символ устойчивого развития

 

Международная программа «Экошкола/Зеленый флаг» стартовала в прогимназии в  2009 году. Участие в данной программе ориентирует детей  в окружающем предметно-природном мире, формирует сознание своей ответственности за сохранение окружающей среды и приумножение ее богатств, умение работать в команде на единый результат.

vibor

Развивающая суббота «Субботний калейдоскоп» обеспечивает появление у ребёнка способности к осознанному выбору различных видов деятельности и личной ответственности за свои действия:

– выбор образовательного пространства как места освоения и присвоения средств, способов  действия; опробования найденных способов действия (мастерские, консультации, лаборатории, кружки, социальные практики).

Детская организация  «Самоцветы» – добровольная, независимая, самоуправляемая организация учащихся 1-4-х классов и взрослых, ориентированная на развитие социально-значимых детских инициатив в детско-взрослой общности. Все дела организуются по четырем правилам «Сами»: сами предлагаем дела, сами организуем их подготовку, сами проводим, сами подводим итоги. Школа успеха в детской организации ведётся по специальной разработанной программе «Поверь в себя» в целях помощи ребенку, обделенному вниманием класса. На  занятиях создаются условия для проявления и реализации  себя в различных видах деятельности. Школа лидера – это практическая площадка для реализации лидерского потенциала ребёнка.

 

Другие образовательные   практики способствуют освоению  и присвоению средств, способов  действия,  социального опыта в вариативно-развивающемся образовательном пространстве.

Самостоятельный учет своих достижений

Практика – описание выставочных продуктов

Практика спортивных состязаний

Практика публичного выступления

Практика выбора (кружки, клубы, лаборатории, мастерские) Практика устной и письменной рефлексии Практика поведения в опасных ситуациях «Детки» – мастер-класс
КОД – практика работы с правилами, местами проб и ошибок Практика публикаций Театрализованные представления Конкурс «Я – ведущий»
Практика работы с физической картой Практика книгоиздательства Практика танцевальных представлений Авторская демонстрация своих достижений (фотовыставки)
Постановка «Умных» вопросов Практика работы над ошибками Практика совместного проживания событий, праздников
Практика конструирования и моделирования Практика высказывания своей точки зрения (коммуникативные бои) Традиционные события: «Бал выпускников», церемония «Самоцветы», «Фестиваль проектов», «День гимназиста»
Проектно-исследовательская практика НОВиД (“Step by step”) Говорим правильно!
Практика экспериментирования и исследований Письменная дискуссия
Практика создания продуктов деятельности через использование средств ИКТ Детское телевидение (ВиД), школьное радио

 

В будущее с мамой и папой –  так назвали мы практическую совместную  работу  детей  и  родителей. Проживая  вместе  с  детьми   определенные  отношения  в  ходе  различных форм  совместной   деятельности,  родители   переносят  данное  отношение в  дальнейшую   историю   семейной  жизни.  Выступая в содружестве с ребенком, родители положительно влияют на его успех, оказывают  необходимую помощь, поощряют инициативу и самостоятельность.