В этом выпуске мы расскажем о том, как устроена детско-взрослая общность – стержень образовательного процесса в прогимназии «Сообщество».Организация пространства становления детско-взрослой общности рассматривается нами как соединение интересов нескольких поколений (родителей, учителей, воспитанников, учеников, выпускников) и строится на основе совместной деятельности взрослых и детей по реализации вместе выработанных задач, общественных договоров, норм общения и отношений, ориентированных на результат. Действие, освоенное вместе со сверстниками, взрослыми, становится источником другого, уже самостоятельного действия ребенка.
Каждый ребёнок включён в разнообразные по структуре сообщества, в сеть отношений: разновозрастные, одновозрастные и отношения по интересам.
Ребёнок может в одной сфере выступать как неофит, а в другой как знаток, быть одновременно старшим и младшим, неопытным, начинающим и умеющим, учеником и учителем, воспитываемым и воспитывающим. Он живёт вместе с похожими и непохожими на него детьми, и этот факт становится предметом его понимания.
Для ребенка становится значимым взрослый (не только свой учитель), значимый старший товарищ; значимость группы, в которой он может реализовать свои интересы, и где признаны его способности. Именно значимые пространства общения и взаимодействия и есть пространства для саморазвития как ребенка, так и взрослого.
Главная цель – показать каждому ребёнку всё богатство социально значимых сообществ, чтобы он практиковал в них, выбирая наиболее интересные для него. Чем многообразнее его связи с различными субъектами, чем благожелательнее отношения с ними, тем проще осуществляется вхождение ребенка в мир общения и деятельности.
Сами дети и характер отношений с ними взрослых задают содержание их действий. Все предложения детей и взрослых принимаются к публичному рассмотрению, поэтому жёсткое планирование и контроль заменяется гибкими формами организации образовательного процесса, текущим планированием и соуправлением.
Пространство жизнедеятельности детей интерактивное, публичное, что способствует открытости каждого ребёнка, развитию инициативы и стремления к продуктивной самореализации, позволяет ему достичь наибольшего успеха.
Системообразующей основой организации образовательного процесса прогимназии является школьно-семейный проект «Взрослые и дети», ориентированный на складывание детско-взрослой образовательной общности.
Школьно-семейный проект «Взрослые и дети» | |||
Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Подготовка продукта и презентации проекта Презентация Рефлексивное последействие | |||
1 шаг | 2 шаг | 3 шаг | 4 шаг |
Определение единой темы года в школе и подтемы в классе в контексте целевого ориентира «Я – гражданин России» | Обязательная деятельность | Избирательная деятельность | Контрольно-оценочная деятельность |
Утренний сбор | Дополнительные образовательные программы | Накопительная система успехов в соответствии с критериями | |
Образовательные модули (учебный план) | Ученическое соуправление «Деловые хлопоты» (поручения) | Совет мудрейших | |
Проектная деятельность(доп. образование) | Развивающая суббота (кружки, мастерские, секции и др.) | Портфолио | |
Проектные задачи | Конкурсы, выставки, акции | ||
Образовательные практики:
| |||
Публичные выступления «У всех на виду» | |||
Традиционные события | |||
В будущее с мамой и папой | |||
Детская организация «Самоцветы» | |||
Оформление продуктов собственной деятельности (поделки, презентации, фотографии, газеты, видеоролики, коллекции, инсценировки и др.) и предъявление их сообществу, размещая в среде (по желанию) | |||
Результат | |||
Обретает новые возможности (знания, умения, навыки или любые другие социально-культурные образцы поведения и мышления) в современных системах образования. |
| Обретает способность к самоорганизации:– развиваются навыки самоконтроля и самооценки,– формируются навыки планирования и прогнозирования собственных результатов, – реализуется четкая взаимосвязь между уровнем достигнутых результатов и личностной активностью ребёнка. |
Через образовательную практику индивидуальных и коллективных творческих, познавательных действий осуществляется встраивание детей во взрослую жизнь, игровая примерка социальных ролей:
Ученическое соуправление «Деловые хлопоты» – это деятельность детей по выполнению поручений, ориентированная на совершенствование жизни детско-взрослого коллектива. Метод ответственного поручительства заключается в создании гибких, мобильных, часто обновляющихся по составу органов соуправления, групп, с целью привлечения ребенка к активным действиям и обучения всех участников коллективной деятельности, организаторскому мастерству по различным направлениям деятельности. Тем самым ребенок проходит практику сменных поручений, приобретает навыки организации собственной деятельности.
Виды деятельности (поручений) «Деловых хлопот» меняются в интересах детей.
Итоги подводятся на Совете мудрейших. Совет мудрейших – это орган ученического соуправления, состоящий как из учеников-лидеров, так и из учеников, желающих получить управленческий опыт. На совете у учащихся появляется возможность выступить с отчётом о проделанной работе, проанализировать активность и творческий подход класса (группы) в выполнении поручений.
Традиционные события прогимназии создают условия для приобретения ребёнком опыта построения собственного смыслового пространства в детско-взрослой общности. Включаясь в общность, ребенок осознает, понимает и принимает ее ценности, образцы и традиции. Это происходит поэтапно: в 1-м классе ребенок – ведомый взрослыми участник событий, во 2-м и 3-м классах – их действующее лицо (2-3 классы), в 3-4-м – «носитель» традиции и организатор события.
Важными событиями в жизни коллектива являются организация и проведение праздников, незабываемых дел, эмоционально насыщенных, которые индивидуально значимы и привлекательны. Цели таких событий моделируются в процессе взаимодействия, а не определяются учителем заранее. При организации различных событий и дел школьной жизни каждому ребенку предоставляется право определять содержание и форму его активного участия. Активное участие в делах и событиях прогимназии формирует жизненную позицию ребёнка.
Событийное содержание опыта направлено на взращивание традиций детско-взрослой общности. Так возникли в школе День гимназиста, фестиваль проектов «Я – гражданин своей страны», бал выпускников и т.п.
Традиция – это то, что обеспечивает наиболее благоприятный способ вхождения ребенка в образовательное пространство прогимназии.
Публичные выступления «У всех на виду!» направлены на формирование у детей компетентности публичных выступлений, умение подавать себя в различных ситуациях, стремление к общественному признанию достигнутых результатов.
Публичные выступления являются смотром достижений воспитанников и учеников во всех видах исследовательской, практической и творческой деятельности, позволяют решать проблемы самореализации личности ребёнка в прогимназии, способствуют организации детского самостоятельного и инициативного действия.
Развитие детской инициативы является действенным механизмом для приобретения детьми жизненного опыта и качеств, определяющих успешность человека в жизни. Проявление детской инициативы – это первый компонент в развитии самостоятельности (я сам могу, я сам хочу, я сам попробую…)
По инициативе детей в прогимназии создано детско-школьное телевидение «ВиД» (Взрослые и Дети). Школьное телевидение — это возможность максимального раскрытия творческого потенциала ученика, публичного предъявления результатов своей работы. Работа над созданием телевизионных программ позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы в самом широком спектре человеческой деятельности – от гуманитарного до технического. Участники практики «школьное телевидение» проходят конкурс «Я – ведущий».
Научное общество взрослых и детей (НОВиД) «Step by Step» реализует Национальную образовательную программу «Интеллектуально-творческий потенциал России» в рамках Общероссийской Общественной Организации «Малая Академия Наук «ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО» для раскрытия потенциала одаренных детей. Всё большее значение приобретает направление, предусматривающее участие школьников в научно- исследовательской и научно-практической деятельности. Именно это направление и формирует у учащихся умение и навыки практического применения теоретических знаний, развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения с освоением различных методов. Все это приобретается на основе собственного опыта, что приводит к более глубокому осмыслению.
Международная программа «Экошкола/Зеленый флаг» стартовала в прогимназии в 2009 году. Участие в данной программе ориентирует детей в окружающем предметно-природном мире, формирует сознание своей ответственности за сохранение окружающей среды и приумножение ее богатств, умение работать в команде на единый результат.
Развивающая суббота «Субботний калейдоскоп» обеспечивает появление у ребёнка способности к осознанному выбору различных видов деятельности и личной ответственности за свои действия:
– выбор образовательного пространства как места освоения и присвоения средств, способов действия; опробования найденных способов действия (мастерские, консультации, лаборатории, кружки, социальные практики).
Детская организация «Самоцветы» – добровольная, независимая, самоуправляемая организация учащихся 1-4-х классов и взрослых, ориентированная на развитие социально-значимых детских инициатив в детско-взрослой общности. Все дела организуются по четырем правилам «Сами»: сами предлагаем дела, сами организуем их подготовку, сами проводим, сами подводим итоги. Школа успеха в детской организации ведётся по специальной разработанной программе «Поверь в себя» в целях помощи ребенку, обделенному вниманием класса. На занятиях создаются условия для проявления и реализации себя в различных видах деятельности. Школа лидера – это практическая площадка для реализации лидерского потенциала ребёнка.
Другие образовательные практики способствуют освоению и присвоению средств, способов действия, социального опыта в вариативно-развивающемся образовательном пространстве.
Самостоятельный учет своих достижений | Практика – описание выставочных продуктов | Практика спортивных состязаний | Практика публичного выступления |
Практика выбора (кружки, клубы, лаборатории, мастерские) | Практика устной и письменной рефлексии | Практика поведения в опасных ситуациях | «Детки» – мастер-класс |
КОД – практика работы с правилами, местами проб и ошибок | Практика публикаций | Театрализованные представления | Конкурс «Я – ведущий» |
Практика работы с физической картой | Практика книгоиздательства | Практика танцевальных представлений | Авторская демонстрация своих достижений (фотовыставки) |
Постановка «Умных» вопросов | Практика работы над ошибками | Практика совместного проживания событий, праздников | |
Практика конструирования и моделирования | Практика высказывания своей точки зрения (коммуникативные бои) | Традиционные события: «Бал выпускников», церемония «Самоцветы», «Фестиваль проектов», «День гимназиста» | |
Проектно-исследовательская практика НОВиД (“Step by step”) | Говорим правильно! | ||
Практика экспериментирования и исследований | Письменная дискуссия | ||
Практика создания продуктов деятельности через использование средств ИКТ | Детское телевидение (ВиД), школьное радио |
В будущее с мамой и папой – так назвали мы практическую совместную работу детей и родителей. Проживая вместе с детьми определенные отношения в ходе различных форм совместной деятельности, родители переносят данное отношение в дальнейшую историю семейной жизни. Выступая в содружестве с ребенком, родители положительно влияют на его успех, оказывают необходимую помощь, поощряют инициативу и самостоятельность.