дополнительное образование, образовательная среда, ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник)

Не наблюдатели, а исследователи

Знакомство с первой экспозицией музея
Знакомство с первой экспозицией музея

«Каждый день в библиотеке было очень много ребят. Сначала приходили просто так, посмотреть. Затем стали спрашивать о вещах, которые представлены в экспозиции. Позже дети приходили целыми классами.  Слушали рассказы о Великой Отечественной войне  молча, многие плакали».  

Так, с выставки семейных реликвий, посвященных 70-летию Победы, год назад началось создание музея в 42-й петрозаводской школе.

Не знаю, как и почему родилась идея создания музея в  нашей школе, но честно скажу, мне она не понравилась. Какая история у школы, которой только-только исполнилось 26 лет? Что можно представить в музее школы?  Однако время убедило в обратном.

Прошлый учебный 2014/2015 год  –особенный, год празднования даты красивой и славной, 70-летия победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Организуя в школе события, посвященные этому празднику, мы  постарались помочь нашим детям ощутить ценность вклада своей семьи в победу целого народа. Сюда органично вписалась работа по созданию школьного музея.

Думаю, создатели первой экспозиции музея, учитель истории Нина Владимировна Митрукова и библиотекарь Татьяна Геннадьевна Миколайчук,  решили сверхзадачу – сумели сделать школьников не сторонними наблюдателями, а заинтересованными исследователями, ответственными за наследие прошлого.

Военные медали
Военные медали

Первыми активными участниками создания экспозиции стали пятиклассники нашей школы. Они собрали уникальные материалы о прадедах и прабабушках, защитивших  нашу страну в годы Великой Отечественной войны. Это был своего рода  опыт исследовательской  работы. Ведь приходилось иметь дело с разными документами, аутентичными материалами, что сохранились в семье (письмами, фотографиями, наградами, личными вещами), с Интернет-ресурсами (многие дополнительные данные о судьбе родных дети искали на сайтах, известных практически только поисковикам). Необходимо было проанализировать материалы, систематизировать их и представить  ученикам нашей школы на уроках, классных часах, в музейной экспозиции. Многие ученики и их родители приносили для музейной экспозиции вещи своих близких : фотографии, медали, часы, фляжки, документы.

Родители Алены Лери принесли трубу, музыкальный инструмент, который хранится долгие годы в семье как настоящая реликвия. Сама Алена написала письмо своему прадеду Александру Петровичу Тоглачеву:

«Здравствуй, дорогой мой прадедушка Александр Петрович! Пишет тебе твоя правнучка. Мне 12 лет, и я учусь сейчас в 5 классе. Я никогда тебя не видела, и мне жаль, что я не очень много знаю о тебе.

Мне говорили, что до войны ты был музыкантом, и когда война началась, ты уже был взрослым семейным человеком. У тебя уже даже родилась дочка – моя бабушка Неля. Я думаю, что ты очень любил свою жену и дочку. Я знаю, что ты ушел на фронт уже на второй день войны – 23 июня 1941 года. Моя бабушка рассказывала мне, что ты был простым солдатом, но в душе ты всегда оставался музыкантом и хранил свою трубу. Говорили, что звуком твоей трубы ты поднимал других солдат в атаку. Какой же ты был смелый! А тебе никогда не было страшно? Думал ли ты в этот момент о своих родных? Бабушка говорила мне, что ты всю войну прошел с этой трубой. И как хорошо, что ты все-таки вернулся живым к своей семье, прожил еще долгие годы и увидел своего внука – моего папу.

Части от снаряжения
Части от снаряжения

Я знаю, что на войне ты совершил много героических поступков, ведь мой папа показывал мне твои ордена и медали. Мы храним их как память о тебе.  А твоя знаменитая труба стала реликвией нашей семьи. Она висит у нас на самом видном месте!

Я так благодарна тебе, дедушка, за ту мирную жизнь, которая есть у нас сейчас…

Твоя правнучка Алена»

Если бы каждый экспонат сопровождался письмом такого рода, мы бы получили не просто интересные истории.  Экспонаты ожили бы, приобрели особый смысл и значение. Пока не поздно, стоит записать рассказы бабушек и дедушек о своей жизни, об их вкладе в победу над фашизмом.

Особую роль в создании первой музейной экспозиции сыграли родители наших учеников. Большую помощь нам оказали поисковики КРОФ «Эстафета поколений», подарив музею предметы, найденные непосредственно при поиске останков бойцов Красной армии в окрестностях Петрозаводска, поделившись со школой видеоматериалами о защитниках города.

Вообще надо отметить, что вся работа, которая была связана с созданием музея, — это не только усилия учителей, учеников и их родителей, но и многих общественных организаций, партнеров школы: КРОО «Межвузовский центр межнационального общения и патриотического воспитания», Совета ветеранов Древлянки, вокальной группы «Древляночка», КРОО «Боевое братство», городской общественной организации ветеранов Афганистана.

Работа продолжалась и после того, как были представлены все экспонаты, и выставка начала свою самостоятельную жизнь. Многие ребята попытались представить, что бы они сегодня написали своим прадедушкам, прабабушкам, погибшим во время войны, бабушкам и дедушкам, кто сегодня живы. Вот отрывки из таких писем:

« Здравствуй, мой дорогой прадед!

Во время войны тебе было 40 лет. Ты ушел на фронт, чтобы защитить свою семью, свою Родину. Я хочу сказать тебе, что ты погиб не зря. … Сегодня Россия – свободная страна, мы живем в мире. Твои дочери, внуки и правнуки живы и здоровы, они живут в достатке….

Твоя правнучка Аня , Петрозаводск. 27.04.2014»

 

«Здравствуй, дорогая моя бабушка Таня!

Ты прошла все тяготы и мучения жестокой войны, с 1941 по 1945 год. Я знаю, что ты жила в деревне, рядом с Белым морем. Ты воспитывала шестерых детей, работала в тылу. Я могу лишь представить, как тебе было тяжело, как ты мучилась, но не отдала своих детей смерти. Ты сама недоедала, недосыпала, но дети твои были накормлены, одеты… Ты вырастила замечательных детей. Я жалею, что не увидела тебя, но я горжусь тем, что в моем роду есть такой замечательный человек, самый выносливый.  Я уверена, когда у меня будут дети, они тоже будут гордиться тобой. Спасибо за твой труд – это подвиг для нашей страны! Я помню, я горжусь!

Твоя правнучка Даша Григорьева»

 

«Дорогой Борис  Иванович! Когда ты погиб,  тебе было всего 19 лет. Ты ушел в вечность. Мой брат сегодня старше тебя, ему 23 года, а сестре уже исполнилось 20. Мне всего 12 лет . Я живу в XXI веке. То, что вытворяли фашисты на русской земле, немыслимо! Иногда после новостей об Украине я понимаю, что там идет война. Мне становится страшно. Я не хотела бы быть свидетелем Украинско-Российской войны. Не дай Бог никому пережить те страшные дни, годы, что пережил ты. Сегодня я хочу, чтобы прекратились все войны, чтобы небо было синее, чтобы солнце светило!  Спасибо тебе за мирное небо над головой!

Полина Ефимова, Петрозаводск»

С созданием музея в школе начало формироваться особое образовательное пространство. Здесь педагоги могут реализовать специальные музейно-образовательные, культуротворческие программы, экскурсионно-выставочную работу, апробировать музейные педагогические технологии. На базе музейных экспозиций организована детская исследовательская работа.

Так 22 апреля 2015 года в библиотеке школы состоялась конференция «История страны в судьбе моей семьи», организатором которой стала учитель начальной школы Лидия Васильевна Аникина. Её участники, младшие школьники, рассказывали о своих прадедах и прабабушках, прошедших войну или не вернувшихся с неё. Ребята подготовили рефераты и презентации с фотографиями своих родственников и воспоминаниями тех, кто их знал и помнит.

Учитель истории Нина Владимировна Митрукова провела уроки истории, опираясь на материалы первой экспозиции музея, на работы, подготовленные пятиклассниками.

Заведущая библиотекой школы Татьяна Геннадьевна Миколайчук поделилась своим впечатлением: «Каждый день в библиотеке было очень много ребят. Сначала приходили просто так, посмотреть. Затем стали спрашивать о вещах, которые представлены в экспозиции. Позже дети приходили целыми классами и слушали рассказы о Великой Отечественной войне  молча, многие плакали».

Опыт первой экспозиции позволил нам осознать роль музейного пространства в образовательном процессе школы.

Планируя дальнейшую работу, мы ставим перед собой следующие задачи:

— научить детей видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры;

— формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;

— формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем;

— развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;

— формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.

В процессе решения этих задач  достигается главная  цель – воспитание гражданина и патриота. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством.

Вторая экспозиция школьного музея посвящена истории школы
Вторая экспозиция школьного музея посвящена истории школы

Проект создания музея на базе МОУ «Средняя школа №42» стал  одним из самых важных проектов школы. 6 мая 2016 года музей был официально открыт. На церемонии открытия присутствовало много гостей, заслуженных людей республики, ветеранов Великой Отечественной и Афганской войн. Впереди интересная работа, исследования, открытия, новые встречи, новые экспозиции.

Вот так выглядят витрины музея сегодня
Вот так выглядят витрины музея сегодня

 

Об авторе: Нина Яковлевна Ефимова — учитель английского языка высшей квалификационной категории  МОУ «Средняя школа  №42», Петрозаводск