По 16-18 часов в день работали российские правозащитники во время своей миссии в республике.
Накануне вчерашнего итогового совещания прием граждан продолжался до часу ночи. Председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов отметил, что рекорд не побит: в Ингушетии людей принимали до четырех утра.
В ближайшие дни в «Лицее» появится отдельная публикация о положении детей-инвалидов, с которым правозащитники познакомились и высказали серьезные претензии в адрес органов исполнительной власти Карелии, прежде всего Министерства образования. А сейчас о других вопросах, которые громко прозвучали на итоговом заседании.
Итоговое заседание в правительстве Карелии по итогам трехдневной работы в республике СПЧ продолжалось шесть с половиной часов с одним десятиминутным перерывом. Кроме участников миссии, присутствовали эксперты, представители общественных организаций, различных федеральных и республиканских ведомств, журналисты, а также сотрудники администрации президента России.
«Волосы дыбом встают»
«Лицей» писал о пытках, издевательствах, унижении человеческого достоинства заключенных в следственных изоляторах и исправительных колониях республики, о которых рассказывали в день начала миссии СПЧ.
Вчера на заключительном совещании член СПЧ Андрей Бабушкин вспомнил печально известную после дела Дадина ИК-7 в Сегеже, где «каждая новая смена проходит по камерам и избивает всех». Он отметил недостаточно активную позицию прокуратуры Карелии, возмутился тем, как проводит проверки жалоб заключенных Следственный комитет. Бабушкин назвал фамилию сотрудницы СК, отказавшую заключенному в возбуждении уголовного дела по его жалобе. Его наказывали за то, что он молится, например, делает это во время радиопередачи, что подтверждено видеозаписями.
Бабушкин отметил недостаточную квалификацию местных следователей и высказал конкретные рекомендации в адрес ФСИН РФ, Следственного комитета РФ, Прокуратуры РК. СПЧ будет просить Генеральную прокуратуру РФ создать постоянную группу по проверкам жалоб заключенных.
По словам Игоря Каляпина, УФСИН Карелии считает себя самостоятельным островком в республике, не реагирует на представления прокуратуры, не исполняет решения суда. Он назвал эту структуру «Архипелаг УФСИН Карелии». Сотрудники УФСИН считают, что получили карт-бланш на нарушение прав человека, заметил Каляпин, поскольку в подотчетных им местах принудительного содержания нет наркотиков, алкоголя, незаконных средств связи.
Каляпин назвал ЧП, что представители УФСИН РК проигнорировали совещание по соблюдению прав заключенных в республике. Телеведущий, член СПЧ Максим Шевченко назвал такое поведение представителей УФСИН наглым вызовом, постыдным фактом.
На итогом заседании УФСИН был представлен — в лице заместителя начальника Александра Никуленкова. Михаил Федотов предоставил ему слово для ответа. Полковник счел односторонними заявления правозащитников, он уверен:
— Сотрудники наших учреждений в большей части добросовестно выполняют свои обязанности.
Михаил Федотов привел ему случай со Светланой Чечиль, отбывающей наказание в колонии-поселении. Взыскание, из-за которого она лишилась права на условно-досрочное освобождение, ей вынесли за то, что она не поздоровалась с сотрудником колонии-поселения. Причем заключенная находилась в туалете, а этот сотрудник колонии — мужчина. Обычно выдержанный Михаил Федотов эмоционально воскликнул:
— Да ему по физиономии надо было дать за появление в женском туалете!
Александр Никуленков промолчал.
Михаил Федотов резюмировал:
— Нужно внимательнейшим образом изучить дисциплинарную практику в УФСИН Карелии. Как говорил Владимир Владимирович, волосы дыбом встают. Мы будем докладывать руководству страны.
«В Карелии есть гражданское общество!»
Многие выступившие на итоговом заседании члены СПЧ отмечали: «В Карелии есть гражданское общество!» Такой вывод они сделали, общаясь в эти дни с представителями общественных организаций, НКО республики. Прозвучала даже такая оценка: «У вас крутой некоммерческий сектор!»
Члены СПЧ отметили активность экологических общественных организаций. Не раз в этот день звучало название организации СПОК. Член СПЧ Сергей Кривенко удивился, что власть оставила ее за бортом диалога.
Наталья Евдокимова назвала Татьяну Ромахину, одну из защитниц Сунского Бора, прекрасным кандидатом в члены республиканского СПЧ. Михаил Федотов то же предложение сделал Татьяне Васильевой, руководителю общественной организации детей-инвалидов, после ее публичного ответа на заседании министру образования Александру Морозову (об этом сюжете расскажем подробнее в отдельной публикации).
Создалось впечатление, что вчера был найден компромисс по ситуации в Сунском бору, где местные жители, прозванные в народе «сунскими партизанами», отстаивают заповедный лес. Члены СПЧ просили Александра Худилайнена уговорить предпринимателя Федотова вести разработки карьера в другом месте. Худилайнен такое обещание дал.
Члены СПЧ хвалили активную работу уполномоченного по правам человека в Карелии Александра Шарапова, имеющего всего двух помощников. Михаил Федотов попросил его взять под контроль острую проблему:
— Если бы доктор Лиза была жива, она бы сегодня подняла тему создания в Республике Карелия хосписа.
Иной оценки заслужила уполномоченная по правам ребенка в Карелии Оксана Старшова. Рассказывая о встречах с приемными родителями, председатель постоянной комиссии по социальным правам СПЧ Анита Соболева констатировала:
— Все, у кого были проблемы, сказали нам, что никакой помощи от уполномоченной по правам ребенка они не получили, не увидели ее активной позиции. На моей памяти такое первый раз!
Оксана Старшова присутствовала на совещании, слышала убийственную оценку в свой адрес и могла ответить. Она промолчала.
Члены СПЧ считают, что член «Мемориала» Юрий Дмитриев, арестованный в декабре по делу о порнографии, пострадал за свою гражданскую активность. Правозащитники встречались с его адвокатом, родными, побывали в органе опеки и прокуратуре. Андрей Бабушкин назвал дело надуманным.
«Такого ни в одном регионе не видела!»
Эти слова возмущенно произнесла член СПЧ, юрист Ирина Киркора, рассказывая о мытарствах дольщиков «Саны». Сделки, в результате которых сотни семей оказались чуть ли не в пожизненном рабстве перед строительной компанией, она назвала кабальными.
— Продажа квартиры по найму — такого ни в одном регионе не видела!
Михаил Федотов, юрист с мировым именем, тоже удивился и заявил, что слышит о такой практике впервые.
По словам Ирины Киркора, квартиры, которые стоят 2 миллиона, в результате обходятся семье в 8 миллионов. Люди не могут выплатить неподъемные суммы, возвращают квартиры — и все равно остаются должниками, с детьми оказываются на улице.
Юрист Киркора поражена, что ни один суд в Карелии не признал эту сделку кабальной. Она назвала агрессивной подобную манеру ведения бизнеса, мошенническими схемы, по которым продаются квартиры, упомянула о поддельных подписях. Она передала мнение обманутых людей, которые связывают свои проигрыши в судах с семейными связями владельцев компании.
Прокурор Карелии Карен Габриелян взял слово и призвал не политизировать конфликт. Он убежден, что нельзя называть эти сделки кабальными. Прокурор сообщил, что сейчас рассматривается уголовное дело в отношении посредников.
«Если проблему не решать, она будет марать флаг Карелии»
На итогом совещании говорили о ситуации на Валааме — как экологической, так и о выселении жителей на материк. По мнению члена СПЧ Леонида Никитинского, «если проблему не решать, она будет марать флаг Карелии». Он предложил провести парламентские слушания в Карелии по этой проблеме.
Спикер ЗС РК Элиссан Шандалович по просьбе Михаила Федотова прокомментировал предложение: по его мнению, в этом нет необходимости: «Нужно решать, а не обсуждать». Но если другие депутаты будут настаивать, он их поддержит.
СПЧ намерено провести на Валааме выездное заседание одной из своих комиссий. Как пошутил кто-то из правозащитников, для этого им не надо разрешения УФСИН Карелии.
Были затронуто и другие вопросы. Удивили слова члена СПЧ Раисы Лукутцовой, похвалившей Карелию за сохранение фельдшерско-акушерских пунктов. В СМИ Карелии от местных жителей поступает другая информация: ФАПы закрываются. В переданном накануне в СПЧ письме руководитель общественной организации «Заонежье» Валентина Сукотова проинформировала: «В Заонежье в большинстве сел ФАПы закрыты».
Медицинские учреждения Карелии в целом удостоились высокой оценки Раисы Лукутцовой. Особенно Детская республиканская больница: отмечено, что здесь нет очереди на кардиологические операции, создан отличный реабилитационный центр. Это опыт предлагается распространить по другим регионам России.
«Лицей» еще вернется к итогам миссии СПЧ в Карелию. Следите за нашими публикациями.
Фото пресс-службы правительства РК, Сергея Мятухина