Минпросвещения РФ планирует ввести с 2020 года две новые должности для педагогов школы: старший учитель и ведущий учитель.
Об этом министр просвещения РФ Ольга Васильева рассказала, выступая на всероссийской конференции, посвященной новой модели аттестации педагогов.
По словам министра, карьера учителя будет развиваться как по горизонтали (первая и высшая квалификационные категории), так и с введением новых должностей: «старшего учителя» (методиста) и «ведущего учителя» (наставника). Эти должности будут отражены в профстандарте «Педагог».
Если просто учитель может качественно обучать по основной программе, то «старший» — разрабатывает индивидуальные, вариативные и коррекционные программы, «ведущий» — выступает наставником, координирует работу педагогов, психологов, дефектологов.
По мнению Васильевой, у педагогов должен быть «экзамен на вхождение в профессию, как у медиков». Поэтому Минпросвещения планирует создать сеть независимых аттестационных центров, где учителя смогут пройти независимую аттестацию еще до официальной процедуры, чтобы самостоятельно оценить свой уровень квалификации, имеющиеся пробелы и устранить их.
Полномасштабное введение нового стандарта произойдет в 2019 году. За оставшееся время надо решить вопросы, вылезшие в ходе апробации учительского профстандарта в ряде регионов, а, главное, по словам главы группы разработчиков профстандарта, директора московского Центра образования № 109, академика РАО Евгения Ямбурга, избежать двух страшных опасностей, способных не только убить весь позитив затеи, но и взорвать образовательное сообщество:
— Первая — уже зазвучавшие рапорты некоторых региональных министров образования о внедрении у них новых стандартов. У нас, говорят они, «в обычные 1-е классы уже пришли аутисты, издавая от этого крики радости». Да они явно не слышали, как кричат аутисты! А что там делать бедному учителю? Другая опасность — напротив, ничего не делать, пока не будет приказа об обязательном введении нового стандарта. Между тем учителя уже сейчас надо к этому активно готовить.
Чтобы занять должность просто учителя, достаточно иметь педобразование и обладать представлением об основных навыках педагогического ремесла. Старший учитель, помимо теории, должен владеть педагогической практикой и, более того, демонстрировать ее своим коллегам даже в классах с самым сложным контингентом. Ведущий учитель — это высший пилотаж, координатор усилий всех участников образовательного процесса, включая учителей, родителей, школьных психологов и т.п., работающих на главный результат — личный прогресс каждого ребенка. Причем, таких должностей, по оценке Ямбурга, «не может быть слишком много: не более 4-6% учительского корпуса».
Источники: pedsovet.org, www.intser.ru