Никакая инициатива сверху не поможет, в педагогических коллективах необходим кодекс чести, считают ученые.
На вчерашнем брифинге детский омбудсмен Карелии Геннадий Сараев привел пример травли девочки в одной из школ республики. Ребенок пожаловался маме на учительницу, мама сообщила руководству школы. Учительница рассказала об этом классу и попросила защитить ее. Ученики объявили девочке бойкот, ее стали травить. Ситуацией сейчас занимаются правоохранительные органы.
Самое тиражируемое видео последних недель — из Комсомольска-на-Амуре. Педагог высшей категории с 24-летним стажем работы, догоняя ребенка, гневно спрашивает: «Я тебе кто? Ты кто такой? Кто себе позволяет так себя вести? Почему ты мешаешь всем?» И отвешивает мальчику тяжелые затрещины. Впрочем, сам ребенок также пытается дать сдачу взрослому человеку. Видео мгновенно разлетелось по социальным сетям. На защиту педагога встали и многие из родителей одноклассников пострадавшего. Если верить сообщениям на местном форуме, девятилетний мальчик — настоящая гроза школы. Матерится, обзывает учителей и сверстников, бьет сестру. «Учительница просто сорвалась», — говорят они. Следственный комитет завел уголовное дело.
Есть и обратные примеры, когда ученики травят учителей.
70 процентов педагогов хотя бы раз подвергались насилию и травле со стороны учеников.
Особенно тревожно, что учителя с тяжелым материальным положением подвергаются буллингу в два раза чаще. Это данные исследования ВШЭ. Агрессивное отношение подростков связано с желанием повысить авторитет в глазах одноклассников. Работать в таких условиях никто в педагогических вузах не учит.
По данным ежегодного мониторинга эффективности школы РАНХиГС, большинство педагогов (61 процент) видят снижение уважения школьников к взрослым. А треть прямо говорят об ухудшении поведения школьников.
Физическое или какое-либо другое насилие в школе недопустимо: это факт, который должен быть непреложным. Но также очевидно, что нельзя клеймить человека, не разобравшись, не рассмотрев случай со всех сторон. Проблема, к сожалению, системная. Наказав лишь одного виновника, ее не решить.
— К сожалению, когда судит толпа, она не взвешивает рационально все плюсы и минусы, не анализирует ситуацию или образовательные результаты, не разбирается в сложных отношениях участников конфликта. Толпа сразу навешивает ярлыки, ищет и клеймит виновников. Оградить как учителя, так и ребенка от такой массовой травли чрезвычайно сложно, — считает директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. — Мы живем в новом стеклянном доме, в условиях тотальной информационной прозрачности. Когда любое твое слово, любой поступок ученик может снять на видео и выложить в соцсеть. Это не хорошо и не плохо — это данность, от которой уже никуда не деться. Единственный способ избежать подобных случаев, на мой взгляд, это создать внутри педагогического коллектива неформальный кодекс чести — список норм культурного поведения, утверждающий уважительное отношение к ученикам, коллегам, родителям. Это должно быть в каждой школе, в каждом колледже или вузе, даже в каждом детском саду. Потому что никакая инициатива сверху не поможет: эффективны только внутренние нормы, которые растут в людях достаточно долго.
В Минпросвещения РФ возлагают надежды на новую модель аттестации учителей, которая будет утверждена в 2020 году. Она позволит оценить уровень квалификации педагога по четырем компетенциям: предметной, методической, психолого-педагогической, коммуникативной. Кроме того, в каждом регионе будут созданы центры непрерывного развития профессионального педагогического мастерства.
Источник: rg.ru, соб. инф.