Десятиклассник из Санкт-Петербурга попытался создать в своей гимназии профсоюз учеников.
«Медуза» побеседовала с Леонидом Шайдуровым и узнала, почему он решил создать профсоюз и чего будет добиваться.
Леонид Шайдуров:
— Я учусь в десятом классе гимназии № 622. Этой осенью я много читал о том, как устроены студенческие профсоюзы в США, как они борются за свои права. С середины осени я стал агитировать ребят из своей школы объединиться и стать членами нашего профсоюза. Я рассказывал им об американском опыте, что такое структура профсоюза в нашей организации, о методах профсоюзной борьбы и о том, чего можно добиться, и как неправильно заниматься соглашательством в отношении администрации. После месяца неформальных встреч, общения, моих рассказов ребятам, участников профсоюза уже стало не пять, а 170. Мы решили, что нужно бороться радикальными мерами, но с холодной головой.
Мы с соратниками обозначили для себя программу-минимум. В первую очередь мы решили добиться выполнения трех пунктов. Прежде всего, мы хотим избавиться от нарушений регламента проверки знаний: по-нашему, в день может быть до трех контрольных работ, не больше. Во-вторых, мы хотели бы, чтобы учителя проще относились к нашему внешнему виду и не мешали самовыражаться через цвет волос или украшения. При этом мы не против школьной формы, которая у нас регламентирована в гимназии, но хотим, чтобы учителя не доходили до абсурда и не запрещали нам все на свете, что им субъективно кажется некрасивым. В-третьих, мы хотели упразднить совет старост, который есть в нашей и некоторых других школах. Потому что совет старост состоит из тихих, спокойных девочек и мальчиков, которых выбирает администрация школы. Нужно отказаться от него и построить эту систему в школе на самоуправлении учеников.
А вообще наш план-максимум — путем забастовок добиться отмены ЕГЭ. Мы хотим перевести этот вопрос на забастовочный уровень внутри нашей школы.
14 ноября мы решили провести неформальную встречу все вместе с моими соратниками и встретились на футбольном поле около школы. Всего нас было человек 25 — узкий круг лиц, на которых я мог положиться. Директор гимназии увидела нас из окна своего кабинета. На следующий день она вызвала меня, сказала, что уверена, что это был «протестный митинг», стала запугивать психбольницей, прокуратурой, говорила, что я «недолидер». Мне она бесконечно угрожала исключением из школы, прокуратурой, но никаких оснований, почему бы им мной заняться, не называла.
Мне кажется, важно в наше движение привлекать и учителей, разъяснять им все, потому что они не привыкли или отвыкли бороться.
Не знаю, во что это выльется, но сейчас я уверен, что даже если меня исключат из гимназии, я продолжу свою борьбу за создание школьного профсоюза. В будущем я буду либо учителем истории и обществознания, либо инженером-технологом в пищевой промышленности.
В приемной директора гимназии № 622 «Медузе» сказали, что директор отказывается комментировать ситуацию, но заверили, что исключать Шайдурова не собираются.
Как сообщил сайт spbdnevnik.ru, Министерство просвещения России не против профсоюза школьников. Главное, по словам чиновников, чтобы такая организация несла созидательное начало и не мешала учебному процессу.
«Министерство всегда поддерживает инициативность со стороны учащихся во всех аспектах образовательной деятельности, если она несёт в себе созидательное, а не деструктивное начало», – прокомментировал пресс-секретарь министра просвещения Андрей Емельянов. Однако новая организация не должна «звать на баррикады» ради отмены ЕГЭ. В министерстве отмечают, что, если профсоюз не мешает учебному процессу и не нарушает устав школы, он вполне может существовать. Кстати, в работе над самим экзаменом предложили принять участие и школьникам.