При этом 46% родителей признались, что столкнулись с трудностями при устройстве ребенка с инвалидностью в образовательную организацию. Это данные опроса в 68 регионах России.
Каждый третий из опрошенных родителей считает, что его ребенок не должен получать образование в условиях инклюзии. Это показал опрос, проведенный ОНФ совместно с фондом «Национальные ресурсы образования» среди 690 родителей из 68 регионов, заявила координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», заместитель председателя комитета Госдумы РФ по образованию и науке Любовь Духанина. Она заявила:
– В России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), из них 700 тысяч – дети с инвалидностью. Задача государства – создать условия для получения ими образования, соответствующего их потребностям, и возможности для социализации. И эта задача, несмотря на все усилия, до сих пор не решена. Это касается как оснащенности инклюзивных классов, так и доступности коррекционных школ. Общероссийский народный фронт долго добивался разработки адаптивных образовательных программ. Сейчас в нацпроекте «Образование» появился раздел «Успех каждого ребенка». И мы понимаем этот посыл максимально широко»
По признанию 14% опрошенных родителей, они полностью исключили возможность обучения ребенка. Причины самые разные: отсутствие доступных коррекционных учреждений, специализированных групп в детском саду или школе, соответствующих специалистов, доступной среды, специализированного питания, а также отказ руководителей принимать ребенка с инвалидностью.
Поэтому многие родители вынуждены заниматься его обучением самостоятельно, иногда на платной основе в реабилитационных центрах или частных образовательных организациях. Расходы родителей на дошкольное образование варьируются от 300 до 32 тыс. руб., на общее – от 500 до 30 тыс. руб., на дополнительное — от 400 до 52 тыс. руб. При этом только 7% родителей сообщили, что получают компенсации за домашнее обучение ребенка-инвалида и им предоставлена льгота на получение дополнительного образования.
Среди тех родителей, чей ребенок все-таки попал в детский сад или школу, 46% признались, что испытывали трудности при устройстве в образовательную организацию. Каждому третьему опрошенному хотелось, чтобы ребенок получал инклюзивное образование, но образовательная организация не смогла сформировать соответствующую среду. 30% респондентов сообщили, что в образовательной организации не оказалось адаптированных образовательных программ. 28% – хотели, чтобы ребенок получал образование в специализированном классе или группе, но таких условий в образовательной организации также не нашлось. 16% родителей руководство школы или детского сада принципиально отказало в приеме ребенка, еще 2% родителей было предложено заплатить. Каждый четвертый родитель школьника с инвалидностью отметил, что ребенок обучается на дому.
По-прежнему не хватает профильных специалистов, обеспечивающих инклюзивное образование, как в школах, так и в детских садах.
Родители школьников также указывают на отсутствие доступной среды (35%), компьютерной техники, адаптированной для лиц с ограниченными возможностями здоровья, со специальным программным обеспечением (16%), мероприятий по развитию инклюзивного образования (24%). Многие дети также лишены возможности посещать кружки и секции. Для некоторых остается проблемой отсутствие понимания со стороны других родителей (20% – в детском саду, 15% – в школе) и детей (в детском саду – в 15%, в школе – в 20% случаев).
При этом, несмотря на существующие трудности, многие родители благодарят педагогов за то, что они даже при условии отсутствия нужной квалификации находят время и силы для индивидуальной работы с особыми детьми: стараются включить их в игру, придумать план реабилитации.
Родители надеются, что в будущем у их детей появится возможность заниматься с индивидуальным тьютором (60%), посещать детские инклюзивные лагеря (44%), получать инклюзивное образование интеллектуального характера (40%) или образование, где они сами могут выбирать предметы для своего ребенка (31%). Меры по созданию адаптированных образовательных программ предусмотрены государственной программой «Доступная среда».
Увеличить доступность образования для детей с особыми потребностями позволит также именной сертификат, благодаря которому ребенок сможет бесплатно получать образование, посещать кружок или секцию в любой организации, государственной или частной. Как показал опрос, больше половины опрошенных родителей хотят использовать сертификат у индивидуального педагога, каждый третий – в организации, которая предоставляет инклюзивное образование или в которой есть специальные группы, классы для детей-инвалидов.
Источник: onf.ru