Новости

Педагоги познакомились в Израиле с историей Холокоста и сохранением памяти о нём

В Израильском Мемориальном комплексе истории Холокоста Яд-Вашем состоялась стажировка, участниками которой стали 22 педагога российских школ и вузов — от Карелии до Хабаровского края, а также Армении и Беларуси.

Фото Марии Цветковой
Стена памяти на площади Варшавского гетто (фрагмент), Яд Вашем. Скульптор: Натан Рапопорт. Фото Марии Цветковой

Организаторы — научно-просветительский центр «Холокост» (Москва) и международная школа изучения Холокоста Яд-Вашем (Израиль) — сделали всё для того, чтобы наша стажировка, посвященная изучению одной из самых трагических страниц истории еврейского народа – Холокосту, оказалась полезной, интересной, плодотворной.

Учебная программа была построена таким образом, что мы смогли увидеть различные аспекты изучения Холокоста и сохранения памяти о нем: научный анализ проблемы, её художественную интерпретацию в музыке, кинематографе, изобразительном искусстве, методические подходы к преподаванию темы с учетом возрастных особенностей детей, музейные экспозиции, работу по формированию архива и использованию документальной базы, работу со свидетелями и участниками событий. Мы получили возможность увидеть пример подачи темы во всей ее широте, глубине, динамике и перспективе.

Фото Марии Цветковой
Мемориальная часть комплекса. Долина уничтоженных общин. Памятник посвящен более чем 5000 еврейских общин Европы, пострадавших или уничтоженных в годы Катастрофы. Экскурсию ведет Илона Энгерт. Фото Марии Цветковой

За относительно небольшой временной период участники стажировки смогли проследить хронологию возникновения проблемы Холокоста, реакцию на нее общества и государства в различные исторические эпохи. Непростая и драматичная история XX века, Холокост — особым образом связаны с событиями древней и средневековой истории. Тема Холокоста не была оторвана от прошлого еврейского народа, от проблем, которые существуют в этом государстве сегодня и тем более целостным оказался процесс формирования представления об истории одной из самых кровавых катастроф XX века.

Система построения занятий с группой — лекции, практикумы, экскурсии — имела целью формирование целостного представления о проблеме: от первых проявлений антисемитизма к становлению идеологии, к анализу причинно-следственных связей событий, приведших к таким уродливым явлениям в истории человечества, как Холокост, геноцид, а также о колоссальных усилиях для их преодоления.

Фото Марии Цветковой
Лекция Арона Шнеера, историка, автора публикаций о Второй мировой войне. Фото Марии Цветковой

Гармонично дополняла лекционно-практический материал демонстрация Катастрофы еврейского народа, отраженная в элементах музейного комплекса:  исторический музей, зал имён, художественный музей, зал памяти, аллея Праведников мира, мемориал депортированным, площадь Варшавского гетто, площадь Януша Корчака, монумент еврейским солдатам и партизанам — борцам с нацистской Германией, партизанская панорама, долина общин, выставка «Вспышки памяти», детский мемориал, музей Т. Герцля.

Фрагмент фрески на стене (улица Кардо), демонстрирующей, каким оживленным был этот квартал Старого города две тысячи лет назад. Фрагмент символичен: девочка из Иерусалима двухтысячелетней давности (период Римского владычества) передает мальчику, нашему современнику, гранат - символ вечной жизни и изобилия
Фрагмент фрески на стене (улица Кардо), демонстрирующей, каким оживленным был этот квартал Старого города две тысячи лет назад. Фрагмент символичен: девочка из Иерусалима двухтысячелетней давности (период Римского владычества) передает мальчику, нашему современнику, гранат — символ вечной жизни и изобилия

Содержание лекций, методических и раздаточных материалов, которые предоставили нам организаторы стажировки, позволяют организовать преподавание и сопровождение данной темы на разных уровнях образования.

Необходимо отметить высокий организационный и кадровый уровень подготовки и проведения семинара. Все, работающие с группой специалисты: преподаватели вузов Израиля, сотрудники института Яд-Вашем, методисты, эксперты, экскурсоводы, отличаются высоким уровнем профессиональной квалификации и культуры, огромным личным обаянием, готовностью к сотрудничеству, открытостью к диалогу.

Отношение еврейского народа к сохранению памяти о своей истории восхищает. Многочисленные музеи (справедливо назвать музеем весь Иерусалим) с их энциклопедическими коллекциями, традиционными и интерактивными экспозициями, бережно сохраняемыми кварталами исторических застроек, мини-макетами достопримечательностей страны, оригинальными выставками, множеством артефактов, археологическими раскопками древних библейских поселений, предметами иудаики и этнографии, произведениями искусства, — позволяют погрузиться в тончайшие нюансы истории Израиля и еврейского народа от древности до наших дней.

Наша стажировка — это информационно и эмоционально наполненное путешествие, не столько в пространстве, сколько во времени.

Встреча с древней и современной историей Израиля состоялась.

Участники стажировки. Слева направо: И.В. Быстрова, доктор исторических наук (Москва), М.Л. Цветкова, учитель истории (Петрозаводск), кандидат философских наук С.А. Тиханкина (Москва)
Участники стажировки. Слева направо: И.В. Быстрова, доктор исторических наук (Москва), М.Л. Цветкова, учитель истории (Петрозаводск), кандидат философских наук С.А. Тиханкина (Москва)

Я благодарна НПЦ «Холокост» и Институту Яд-Вашем за предоставленную возможность получить актуальную, объективную и исчерпывающую информацию по основной теме стажировки, за возможность пообщаться с коллегами, работающими по проблемам Холокоста, расширить круг единомышленников, познакомиться с древним и современным Израилем.

Мария Цветкова, участница стажировки,

учитель истории В центре — автор публикации, петрозаводский учитель истории Мария Цветкова, Петрозаводск