Новые стандарты и повышенные требования родителей увеличили психологическую нагрузку на воспитателей. Таковы результаты исследования Федерального института развития образования РАНХиГС, проведенного по заданию правительства РФ.
Почти половина воспитателей и специалистов (40%) в детсадах обладают низким уровнем стрессоустойчивости. Еще 44% сотрудников дошкольных образовательных учреждений относятся к «смешанному типу» и выбираются из стресса от случая к случаю. И лишь 16% уверены в своей способности справиться с тяжелыми ситуациями, возникающими на работе, пишут «Известия».
— Сегодня у нас действительно высокий уровень стресса среди педагогов, причем не только в дошкольных учреждениях, но и в школах. Связано это, главным образом, с появлением большого количества новых требований, в том числе и с образовательными стандартами, — рассказала «Известиям» заслуженный профессор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для дошкольного образования действительно является одним из источников стресса для воспитателей, говорится в результатах опроса ФИРО РАНХиГС. В Минпросвещения «Известиям» пояснили, что переход на новые стандарты дошкольного образования полноценно завершился в 2015 году на всей территории страны.
Еще одним фактором, провоцирующим стресс, Ирина Абанкина назвала давление на педагогов дошкольного образования со стороны родителей — их требования растут с каждым годом. Учителя школ находятся в более выгодном положении — они проводят со своими подопечными 18 аудиторных часов, а остальное время посвящают консультациям, подготовке к урокам, участию в педсоветах, проверке тетрадей. Воспитатель же все 36 часов работает в группе с детьми, что уже само по себе — задача не из легких, считает эксперт.
Результаты опроса показывают, что 77% воспитателей трудно адаптироваться к изменениям.
Большинство воспитателей отметили, что в процессе повышения квалификации для них особенно актуальны курсы по работе с детьми с ограниченными возможностями. В числе таких курсов дефектология и клиническая психология, а также различные виды психотерапии и навыки общения с родителями.
В Минпросвещения «Известиям» пояснили, что психологическая поддержка работников образовательных организаций уже реализуется через создание специализированных служб на базе как федеральных округов и регионов, так и конкретных школ и детсадов.