В короткий список литературной премии вошли шесть книг — Андрея Аствацатурова, Сергея Белякова, Ксении Букша, Софьи Синицкой, Саши Филиппенко и Евгения Чижова.
На книжном фестивале «ЛитераТула» огласили короткий список основной номинации — современная проза — литературной премии, учреждённой музеем-усадьбой Л.Н. Толстого.
В Короткий список из оглашенного 17 июня 39-местного Длинного списка были отобраны шесть произведений:
Андрей Аствацатуров. Не кормите и не трогайте пеликанов (М.: АСТ, Редакция Елена Шубиной, 2019)
Сергей Беляков. Весна народов (М.: АСТ, Редакция Елена Шубиной, 2019)
Ксения Букша. Чуров и Чурбанов (М.: АСТ, Редакция Елена Шубиной, 2019)
Софья Синицкая. Сияние «жеможаха (CПб, Лимбус-пресс, 2019)
Саша Филиппенко. Возвращение в острог (М.: Время, 2020)
Евгений Чижов. Собиратель рая (М.: АСТ, Редакция Елена Шубиной, 2019)
Председатель жюри Владимир Толстой напомнил, что именно книги первыми прорвали строгую самоизоляцию, и посетовал, что яснополянская премия взяла на себя обязательство не вручать награду одному автору дважды. И только это помешало войти в Короткий список провидениям Захара Прилепина и Антона Уткина.
Писатель и обозреватель «РГ» Павел Басинский заявил, что Короткий список в целом отражает уровень современной русской прозы — который чрезвычайно высок, не уступая европейской или американской. Писатель Евгений Водолазкин добавил, что современная литература всё дальше заходит в области, которые раньше литературой не считались, в первую очередь нон-фикшн.
Литературовед и прозаик Валентин Курбатов, отметивший в этом году восьмидесятилетие, посетовал, что «его старикам», т.е. читателям времен его молодости, было в каком-то смысле легче, потому что у них были ориентиры. А теперь большая часть книг Длинного списка — «18+», по причине нецензурной брани, причем дамы не уступают мужчинам.
«Лев Николаевич — генеральный директор нашей премии, — метафорически напомнил Валентин Курбатов, — и это определяет нашу систему координат, у нас, извините, спрос строже».
«Современные авторы пишут так, что на них невозможно навесить привычных с девяностых годов ярлыков: реализм, постмодернизм. Происходит перефоматирование, — с восхищением вспомнил прошедшее накануне заседание жюри писатель Владислав Отрошенко.
Ректор Литературного института Алексей Варламов продолжил выдавать «тайны совещательной комнаты», признав, что изначальные намётки, с которыми члены жюри приехали на заседание, подверглись значительной корректировке. Вплоть до того, что Короткий список даже предлагалось расширить.
Источник: rg.ru