Новости

Признаки хронического истощения обнаружены у 75% учителей

Эксперты связывают результаты исследования с пандемией коронавирусной инфекции и полагают, что оно отражает невероятную усталость учительства. У педагогов, которые испытали все трудности работы в пандемию, не было специального стимулирования, как у врачей.

Фото: krasnov.tv
Фото: krasnov.tv

Более 75% учителей испытывают симптомы профессионального выгорания — такие выводы содержатся в исследовании программы по развитию педагогов «Я Учитель» и программы «Образовательная инициатива «Яндекса»».

Острая фаза выгорания выявлена у 38% респондентов. Опрошенные “Ъ” эксперты связывают результаты с пандемией коронавирусной инфекции и полагают, что оно отражает не уровень выгорания, а «невероятную усталость учительства», столкнувшегося с новыми трудностями, но не получившего стимулирующих мер поддержки.

Осенью 2020 года тест «Профессиональное выгорание педагога» прошла часть участников онлайн-интенсива «Я Учитель» (образовательный проект «Яндекса») — 38 тысяч респондентов.

«У 75% опрошенных есть симптомы выгорания, а 38% находятся в его острой фазе, то есть выгорание ощутимо влияет на их качество жизни и способность работать»,— говорится в исследовании.

Профессиональное выгорание исследователи определили как «хроническое истощение эмоциональных, физических и волевых ресурсов, совокупность негативных переживаний, связанных с работой».

«Выгоранию оказались подвержены все школьные педагоги вне зависимости от стажа: и у молодых, и у опытных учителей его уровень примерно одинаков»,— отмечают исследователи.

 Юрий Шатров, эксперт по профессиональному выгоранию компании ECOPSY Technologies (тест этой компании — FADE, Fatigue and Detachment Questionnaire — использовался в исследовании), заявил, что среди сотрудников бизнес-структур показатель выгорания равен примерно 50%: «То есть у педагогов он значительно выше. Высокий уровень выгорания свойственен и представителям других помогающих профессий, например, врачам и психологам».

«Важно систематически уделять внимание предотвращению выгорания педагогов и помощи им: обеспечивать поддержку, возможности для развития, организацию отдыха и так далее»,— отмечают авторы исследования.

 

Завкафедрой психологии здоровья Института междисциплинарной медицины Константин Бочавер заявил, что «высокий показатель выгорания должен стать поводом для изменений, но не причиной для паники»: «Те учителя, которые прошли тест, не ушли из профессии — значит, уже отчасти смогли справиться с выгоранием». Он привел статистические данные, собранные в США и Великобритании, согласно которым «4 из 10 представителей помогающих профессий полностью выгорают и уходят после года работы».

 

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин заявил “Ъ”, что существенная часть педагогов относятся к группе риска по заболеванию новой коронавирусной инфекцией, «что не добавляет им спокойствия и благополучия». «Также у педагогов, которые испытали все трудности работы в пандемию, не было специального стимулирования, как, например, у врачей,— указал эксперт.— Поэтому результаты исследования действительно должны вызывать тревогу: они говорят, что ресурсы учительства в этой ситуации почти исчерпаны и им нужна серьезная поддержка».

 

Источник: Коммерсантъ/ www.kommersant.ru