Новости, Образование

Просветительскую работу приравняли к оказанию услуг

Фото: Максим Федоров / ТАСС
Фото: Максим Федоров / ТАСС

В разработанном Минпросвещения России документе просветительскую работу предложено считать деятельностью, которая ведется на основании договоров об оказании услуг.  Вице-президент Российской академии наук Алексей Хохлов назвал этот пункт главным недостатком. Он считает, что предложенные властью ограничения ни на чем не основаны и документ надо кардинально пересмотреть.

Правительство России разработало проект постановления о порядке осуществления просветительской деятельности.  В проекте обозначен порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности в российских образовательных организациях, а также порядок контроля за ней. Ведомство указывает направления, по которым может вестись такая деятельность. К ним относятся:

  • распространение духовно-нравственных ценностей народов РФ,
  • исторических и национально-культурных традиций,
  • знаний о гражданских правах и обязанностях человека,
  • популяризация достижений науки и техники, культуры.

К просветительской деятельности планируется отнести и распространение знаний об окружающем мире и благополучии человека: об экологической культуре, здоровом образе жизни, психологии и выборе жизненного пути, творческом самовыражении, работе органов власти.

Отдельное внимание ведомство обратило на просвещение граждан об инновационных подходах, которые в будущем помогут им создавать новые социально значимые продукты, совершать открытия и принимать нестандартные решения.

В документе указываются и формы, в которых можно вести просветительскую деятельность. В их число вошли презентации, лектории, семинары, мастер-классы, круглые столы, дискуссии. В рамках них можно использовать информационно-печатную продукцию, видео- и аудиоматериалы и интернет. Также в просветительскую деятельность будет входить и создание просветительских интернет-порталов.

Авторы документа предложили установить для сотрудников организаций или физлиц те же ограничения, как и для педагогических работников. Например, им нельзя иметь определенные судимости, заключение о недееспособности или болеть определенными заболеваниями. Минпросвещения предложило запретить организациям, выполняющим функции иностранного агента, осуществлять просветительскую деятельность. Аналогичное требование ведомство рекомендует применить к лицам, не имеющим стажа более двух лет.

В документе просветительскую работу предложено считать деятельностью, которая ведется на основании договоров об оказании услуг. Этот пункт вице-президент Российской академии наук (РАН)  Александр Хохлов  назвал его «главным недостатком».

Разработанный Минпросвещения России проект постановления о просветительской деятельности в нынешней форме «не может быть принят» и его «нужно кардинальным образом пересматривать», написал на своей странице в Facebook Алексей Хохлов.

По оценке ученого, нынешний документ не учитывает специфику и существующие формы просветительской деятельности.

«Если человек без всяких договоров хочет высказать какое-то мнение о важном достижении в сфере науки и высоких технологий, то это делается, как правило, на основе свободного информирования населения, в том числе в интернете… Ученые, считая это важной миссией, информируют население о современных достижениях науки, о том, как эти достижения меняют нашу жизнь. Это очень важная деятельность, никакими договорами она не регламентируется, ученые за это деньги не получают», — напомнил ученый.

Также он назвал «совершенно непонятными» ограничения на просветительскую деятельность в организациях образования. Как отметил Хохлов, получается, что нобелевским лауреатами, приглашенным из-за рубежа на научные мероприятия, придется «предоставлять справку об отсутствии судимости, об отсутствии социально-опасных заболеваний», что «странно звучит».

Хохлов указал на необходимость поддержки просветительской деятельности со стороны властей, поскольку она крайне важна для развития РФ. По его оценке, предложенные Минпросвещения ограничения «ни на чем не основаны».

Сейчас идет общественное обсуждение документа. Вступить в силу он должен с 1 сентября 2021 года

Источники: Педсовет,  РБК, Российская газета