Анонс

Время и место встречи изменить нельзя

 
Праздник Преображения Господня, день Кижской волости и Яблочный Спас отметили на острове Кижи.
{hsimage|Кижская ярмарка ||||} Впервые кижане, как ныне живущие в окрестных деревнях, так и потомки тех, кто когда-то населял эти места, собрались на острове в 1994 году, когда отмечали 270-летие главного храма в Кижском архитектурном ансамбле – Преображенской церкви. Сотрудники музея-заповедника, начавшие изучать родословные книги жителей Заонежья,  решили тогда возродить и традиции общинных крестьянских деревенских сходов. С тех пор какая бы ни была погода, а «побывать у праздника» в Кижах желающие всегда есть, и все 17 лет праздник ни разу не отменялся.
{hsimage|Дождь дождем, а праздник праздником |right|||} Вот и на этот раз в «Метеоре», что уходила утром 19 августа от петрозаводского причала, свободных мест не было: бывшие заонежане, участники фольклорного ансамбля «Вечерка» из Березовки – гости праздника, участники ярмарки и наконец журналисты. И даже нудная дождливая, совсем осенняя погода не испортила настроения. Мне довелось побывать на многих праздниках на острове, и могу сказать, что этот отличается полным отсутствием официальности, скорее, радушием, человечностью и гостеприимством.
Начался он по традиции с посещения заонежанами Покровского храма, где многие после службы заказали поминальные службы о своих родителях и ушедших близких. К этому времени у стен знаменитых на весь мир соборов уже появился накрытый праздничной скатертью стол, на который выкладывали, конечно же,  в первую очередь яблоки, а потом с разрешения настоятеля кижского прихода иерея Артемия Корыхалова и
{hsimage|Освящение сруба Преображенской церкви ||||} «все плоды, что родит земля наша». Многие гости острова привезли их с собой. Рядом, увы, не гудела из-за дождя, но все-таки традиционно шумела ярмарка, на которой предлагали мед, ибо яблочный Спас, как известно, идет вслед за медовым, различные чаи – в первую очередь с яблоками и местными кижскими травами, душистые веники – липовые, березовые, рябиновые (не удержалась и сама прикупила липовый в подарок друзьям), да и сами кижские травки в холщовых мешочках, которые «разлетелись»  вмиг, олонецкую керамику и еще многое другое. Покупатели не скупились, тем более что цены были ниже рыночных. Детей же больше заинтересовали куклы-обереги из лыка, которые к тому же можно было сделать самим.
{hsimage|Цветочные ряды |right|||} Желающие побывали еще на одном мероприятии: как известно, сейчас идет реставрация Преображенского храма и отец Артемий освятил в этот день – Преображения — в Плотницком центре часть сруба церкви, который прошел здесь «лечение» и готов к возвращению на свое родное место.
Правда, нельзя сказать, что на этот раз день Кижской волости был особенно многолюден (хотя переезд кижан из Петрозаводска на остров каждый год музей берет на себя). Из потомков кижских обителей приехали {hsimage|Освящение плодов ||||} представители Русановых, Ржановских, Корниловых, Синявиных, В.П. Титова — дочь последнего сказителя династии Петра Рябинина-Андреева, всего не более 10 человек. Они и были главными гостями праздника. Многие из них жили в этих местах до войны, потом были в эвакуации или в концлагерях в Петрозаводске. Встречи в Кижах для них – возможность вернуться в детство и юность, не всегда счастливые, однако дорогие.
Но причина отсутствия многих не только в дождливой погоде. Потомки кижских семей уже сами сегодня в пожилом возрасте (так 90-летний представитель знаменитой семьи сказителей — А.М. Рябинин – уже не смог в этом году побывать на празднике в силу возраста), а у молодых, видимо, не очень велик интерес к своим корням. Да к тому же нынешнее Заонежье практически вымирает – закрываются школы, медицинские учреждения, почта и магазины, а значит отсюда уезжают молодежь и люди среднего возраста. Старинные заонежские деревни все активнее обживают дачники, приезжающие только на летнее время, когда в Карелии белые ночи, ибо электричества там нет, как и дорог, кстати.
 
{hsimage|Кижские веники не только покупали, еще и снимали на память||||} Так что праздник Кижской волости воспринимается сегодня не как плановое мероприятие музейщиков, их стремление «оживить» знаменитый храмовый комплекс на острове и привлечь этим больше туристов, но прежде всего как стремление сохранить уцелевшие еще традиции Заонежья, плоть от плоти которого — Кижи.
 
{hsimage|Осень стучится в окно |right|||} 
 
Фото автора
  • Алексей Конкка

    Ягодным, кстати, называли точно, сам записывал. Это, естественно, о народной традиции, а не о нынешней церковной московитской…

  • Алексей Конкка

    На севере Спасом называли, яблочным — вряд ли…

  • Т. Шестова

    На остров Кижи жители Карелии давно уже не ездят — не по карману. В советские времена это было немыслимо — как-так, ни разу за лето в Кижи не съездить?! А сейчас в порядке вещей.