Проект автоматического пожаротушения Кижского погоста, который был разработан еще четыре года назад, до сих пор не утвержден.
Об этом «Вестям Карелии» рассказал Николай Попов, покинувший в нынешнем году должность заместителя директора музея-заповедника «Кижи» по реставрации.
Кижский погост. Фото Владимира Ларионова
«Это моя боль, — сказал реставратор. – Система пожаротушения на Кижах устарела и физически, и морально. В 2010 году мы сделали проект новой системы на базе пожарных роботов. Но сейчас заканчивается 2013 год, а проект до сих пор не согласован. Сроки постоянно затягивают. Например, рыбная инспекция в Санкт-Петербурге полтора года согласовывала проект пожаротушения Кижей. И две последние миссии ЮНЕСКО обращали внимание на то, что это дело не доделано. Думал, что в этом году при новом директоре музея Андрее Нелидове согласование пойдет быстрее, но ничего не произошло».
По словам Попова, сегодня рисковать памятниками Кижского погоста нельзя. Нужно закрывать объект и прекращать там все работы.
«Я много лет работал в реставрации, — рассказал Николай Попов (на снимке). – И у нас есть очень яркий пример того, как опасно эксплуатировать памятники деревянного зодчества, не имея системы пожаротушения. В конце 80-х годов в поселке Куркиеки Лахденпохского района сгорела кирха XVIII века – уникальная деревянная кирха. Сгорела в одночасье. Тогда никто ничего не понял. Но я думаю, что это произошло из-за того, что туда пришли реставраторы. Электричество, работы, связанные со сваркой – все это опасно для деревянного памятника».
Что касается реставрационных работ на Преображенской церкви, которыми в течение десяти лет руководил Попов, то они идут по плану. По словам реставратора, с программой нынешнего года на объекте справились.
«Реставрационная машина была настолько нами заведена, что остановить ее сейчас не реально, — считает Николай Попов. — Хотя сегодня у меня есть вопросы по качеству работ. Когда я спросил одного из наших подрядчиков о состоянии дел на наших объектах, он сказал: «Не хуже и лучше, но растет пофигизм и размазывается ответственность между руководителями. Сегодня никто не знает, кто, в конце концов, за что отвечает. Такие вещи при новом директоре музея стали нормой».
Комментарий пресс-службы музея «Кижи»
Действующая система пожаротушения на Кижском погосте соответствует современным требованиям. Более того, с момента установки она прошла несколько этапов модернизации. Ни со стороны ЮНЕСКО, ни со стороны контролирующих организаций никаких нареканий по этому поводу не было. Это не значит, что новая система не нужна. Напротив, она должна и будет установлена, как только будут пройдены все предусмотренные законом согласования. Но не надо принимать планы по дальнейшему совершенствованию системы пожаротушения за признак ее неработоспособности.
Забота Николая Леонидовича о сохранности Погоста понятна, но он, как один из разработчиков технического задания, не может не знать, что новая система уникальна, не имеет аналогов в мире, задумана специально для Кижского погоста. При ее проектировании приходилось учитывать многочисленные ограничения, налагаемые природоохранным, водным, земельным и международным законодательством. Постоянно возникали предложения по доработке и корректировке проекта, в том числе со стороны музея, ЮНЕСКО, экспертов, контролирующих органов.
При этом до сих пор Николай Леонидович Попов ни разу не выступал с инициативой о полной остановке работ на Погосте. Напротив, и он сам, и эксперты ЮНЕСКО неоднократно призывали ни в коем случае не прерывать реставрацию. Кроме того, Николай Леонидович не может не знать о том, что на Погосте категорически запрещены любые пожароопасные работы, а реставрационная площадка у Преображенской церкви полностью закрыта для публики.
Что касается качества реставрационных работ, то оно, как минимум, не ниже качества предыдущих лет. Реставрацию выполняют те же специалисты, работу возглавляют и координируют те же люди, которые работали с Николаем Леонидовичем. 20 сентября с ходом реставрации ознакомилась делегация представителей власти и общественности, в том числе, академик В. П. Орфинский и архитектор-реставратор высшей категории Т. И. Вахрамеева. Вопросов по объемам и качеству работ не возникло. Весной следующего года оценку качеству работ дадут специалисты рабочей группы Министерства культуры России и миссии ЮНЕСКО.
Фото vesti.karelia.ru