На поддержку классных руководителей в республике выделили 80 миллионов рублей.
Средняя доплата составляет 1580 рублей ежемесячно. Об этом сообщил глава Карелии Александр Худилайнен на семинаре для классных руководителей в Карельском институте развития образования. Подобная встреча проходила здесь впервые, участвовали в ней более 400 педагогов.
– Процесс обучения детей в школах – это не только образование, но и воспитание. И классным руководителям в этом смысле принадлежит особая роль, — приводит слова Александра Худилайнена сайт правительства Карелии. По словам министра образования Карелии Александра Морозова, у российской системы образования есть большое преимущество: кроме обучения оно действительно занимается воспитанием ребенка: «Наша задача – обеспечить ребенку позитивный жизненный маршрут».
Мы узнали мнение педагогов по поводу этой доплаты.
Ольга Тулубаева, учитель математики гимназии № 17 Петрозаводска, классный руководитель и победитель регионального конкурса «Учитель года-2013», тоже участвовала в этом семинаре. Она уверена, что обучение классных руководителей – дело полезное и необходимое:
– Методическая помощь нужна не только учителям-предметникам, но и классным руководителям! Классная мама сегодня – это проводник между школой, учеником и семьей. Он первый может понять, что происходит с ребенком, догадаться о существовании проблемы и увидеть пути ее решения. Обо всем этом нам было рассказано на встрече. Еще мне понравился небольшой отрывок из занятий по ART-технологии. Мне было бы интересно поучиться этому, но от школы принимают учителей только парами, поэтому буду искать единомышленника. Уверена, мы должны учить сегодняшних подростков замещать свою агрессию конструктивными решениями. Это очень важно и актуально для меня.
–1500 рублей, казалось бы, очень небольшая сумма. Особенно если учесть тот объем бумажной работы, который выполняет классный руководитель, – признается Елена Чеботарева, учитель истории школы №27, победитель городского конкурса «Учитель года-2014» в номинации «Воспитать человека». – Очень многое в своей профессии учитель делает потому, что по-другому нельзя быть учителем. Эмоциональные затраты, состояние постоянного поиска, непрекращающееся общение, защита ребенка, психологическая поддержка – вот тот неполный спектр затрат, которые невозможно пересчитать на деньги. Потому важно нас поддержать: пусть полторы тысячи, но это плюс к зарплате!
Иная точка зрения у Андрея К., учителя одной из сельских школ на севере Карелии:
– Несколько лет назад я считал, что классные руководители – это вторые мамы и папы. Они должны следить за психологической обстановкой, создавать благоприятный фон для обучения класса, помогать выстраивать диалог между учеником и учителем, подтягивать, воспитывать. Став классным руководителем пару лет назад, столкнулся с жестокой реальностью. Одни отчеты. Просят стать волшебником. Сократить пропуски по болезни, натянуть оценки. Верхам будто наплевать на то, как и в какое время. Просят, чтобы не болели, но что для этого делают? Ничего. Ни транспорта, ни финансирования на оздоровление. Просят подтянуть успеваемость. А как это делать, если некоторые в школу идти не хотят? Раньше я занимался детьми всех возрастов. Мы проводили лагеря, сборы, встречи, но сейчас все изменилось. Даже вывести детей куда-то – это целая проблема. Только отчеты давай. В стимулирование вообще не входят ни экскурсии, ни воспитание!
Преподаватель одного из лицеев Петрозаводска Елена П. довольна, что регион нашёл деньги, но есть у нее и опасения:
–Я уже давно не классный руководитель, но знаю, что президентская оплата шла отдельно от остальных денег и не давала повода для махинаций. Сейчас все деньги распределяются по другой схеме. Слышала, что средства могут и перераспределяться на другие нужды.
Ирина Т. рассказала, что за классное руководство в месяц получает в лицее доплату в 900 рублей:
– За ставку 18 часов мне платят 12 тысяч рублей, а стимулирующие выплаты у нас и в соседней школе не платят вовсе. В итоге сейчас я получаю зарплату меньше, чем до декрета! В новом учебном году мне придется взять нагрузку в 25 часов, чтобы зарплата была хотя бы 15 тысяч, а у меня еще ребенок в сад не ходит и в сентябре место ему там не обещают.
Учительница математики Марина Л. поддерживает коллегу:
– Если бы работа классного руководителя оценивалась по достоинству, то руководителям учебных учреждений не пришлось бы уговаривать своих учителей взять на себя эту ношу. С января месяца доплата за классное руководство в нашей школе осуществляется только за счёт средств фонда стимулирования и цифра эта далека от той, что мог бы получать педагог, который вкладывает в свою работу своё сердце и душу.
Как отметили на семинаре «Классный руководитель в современных реалиях», сегодня в школах Карелии работают 3 500 классных руководителей, из них в Петрозаводске 990. Организаторы семинара планируют, что он будет проводиться в течение всего 2014 года. Отдаленные районы Карелии смогут присоединиться к нему по видеосвязи, а учителя из Петрозаводска, Кондопоги и еще нескольких районов пройдут обучение в самом институте.