Хроника

В Карелии появится виртуальный музей национальной кухни народов республики

В Национальном музее состоялась презентация проекта «Калитка.ru».

На калитках не поднять экономику. Кто бы в этом сомневался. Но вот помочь росту национального самосознания они вполне способны.

kalitka1

11 сентября в Историческом музее в Москве состоялось подведение итогов V грантового конкурса «Музеи Русского Севера», учредителем которого является  уже много лет ОАО «Северсталь». В этом году поступило рекордное количество заявок – 66, до финала добрался 21 проект, а победили 9. В очередной раз среди обладателей гранта (а грантовый фонд в этом году был увеличен до четырех миллионов рублей) музей Карелии, на этот раз Национальный, представивший на конкурс проект «Калитка. ru» (виртуальный музей национальной кухни народов Карелии) и победивший в номинации «Информационные технологии в музее».

Участников  презентации угостили калитками
Участников презентации угостили калитками
Участники презентации
Участники презентации
Анна Анхимова, заведующая информационным отделом Национального музея, автор проекта «Калитка. ru»
Анна Анхимова, заведующая информационным отделом Национального музея, автор проекта «Калитка. ru»

Как признал на презентации директор музея М. Гольденберг, среди членов экспортного совета были как те, кто оценил и поддержал карельский проект, так и не принявшие его. И действительно, кулинарные шоу заполонили буквально все центральные телеканалы, виртуальное кулинарное шоу вряд ли  бы что-либо добавило к ним. Однако, создателям проекта удалось убедить экспертов в его своеобразном подходе к этнографии, в том, что он должен стать по мере своего воплощения культурно-образовательным. Прежде всего интерес к национальным традициям и обычаям, к национальной кухне как их составляющей и стал побудительным мотивом к созданию проекта.

Почему именно калитка? Как показали опросы жителей столичных регионов, для большинства их них слово калитка ассоциируется с… забором. Кстати, большинство толковых словарей русского языка пишет о том же: калитка – небольшая дверца в заборе. И только на Севере, в первую очередь в Карелии, это  прежде всего популярное блюдо национальной кухни. Это заметил и президент В.В. Путин во время одного из визитов в нашу республику, даже назвав калитку брендом Карелии.  Не карелов, вепсов, финнов или русских, а именно Карелии, ибо калитка популярна у всех народов, населяющих ее. И кто на кого влиял, кто у кого что перенял, даже ученые сегодня установить не могут.

Правда, названия разные. Kарелы называют  их рюпиттетю, что означает «морщинистые», «сборчатые», по внешнему виду их защипки, а «калиттоа» можно перевести как «намазанное», ибо начинку как бы намазывают на основу. Русское «калитки», считается, скорее всего, происходит от слова «калита» – так называли кошелек или мешочек с деньгами в Древней Руси. В готовом виде калитки  действительно несколько напоминают кошелек, но только не с деньгами, а с начинкой. Впрочем, в разных регионах форма калиток различная – встречаются не только круглые или овальные, но и четырехугольные. Так же различными могут быть и начинки, но самые любимые сегодня, как правило, картофельные. Хотя в старину  калитки традиционно пекли с кашей.

Результатом реализации проекта Национального музея станет создание виртуального музея, который позволит любому желающему познакомиться не только с национальной кухней народов, населяющих наш Север, но и получить доступ к подлинным предметам из фондовых собраний музеев Карелии и Ленинградской области. Ибо проект предусматривает также поездки сотрудников музея не только по Карелии, это в первую очередь, но и соседним регионам. Они позволят собрать новый этнографический материал.

В рамках проекта «Калитка. ru» пройдут различные акции, мастер-классы, конкурсы, предполагается собрать новый видеоматериал по приготовлению блюд традиционной кухни русских, карелов, вепсов (и не только калиток) и, конечно же, кулинарные шоу – наверное, самая интересная для широких масс часть проекта. Следует отметить, что «Калитка. ru» рассчитана как на взрослую, так и на детскую аудиторию. Кстати, желание поддержать проект выразили присутствовавшие на его презентации представители науки, школ и, как их раньше называли, предприятия общепита, специализирующиеся именно на национальной кухне и заинтересованные в ее пропаганде и рекламе.

Выбранные формы реализации проекта позволяют надеяться, что он будет ярким, интересным, занимательным и полезным. Оформится ли калитка после завершения проекта в реальный бренд Карелии? Все может быть. Но не это главное. Важнее, наверное, то, что музей получил средства для воплощения новых идей, внедрения новых форм работы. Не изменяя при этом своему основному предназначению – сохранять. Ведь можно хранить историю в фондах, собирая материальные памятники истории и культуры и создавая из них экспозиции – постоянные или временные. А можно и так, как предложил новый проект. Наверное, поэтому большинство членов экспертного совета и поддержали его – после дискуссии, усмотрев в «Калитке.ru»  не новое кулинарное, на этот раз интернет-шоу, а то новое, что приходит сегодня в наши музеи.

 

Фото Виталия Голубева и Натальи Мешковой