Информация, которой владеют и те, и другие и которая интересна современникам. В Национальном музее провели круглый стол «Музей как масс-медиа».
Когда мы говорим или пишем о музее XXI века, чаще всего восхищаемся его современным техническим оснащением – огромными плазмами в экспозиционных залах, компьютерными технологиями (куда без них сегодня!), виртуальными экскурсиями и т.д. Но был человек, который видел современность музея в другом – уверена, многие с ним согласятся. Он писал: «Современность (музея) – способность увидеть в истории то, что важней всего для современности, и умение рассказать об этом».
Рассказать интересно, не фальсифицируя историю, не навязывая свое мнение. Среди учреждений культуры музеи занимают особое место – они побуждают нас – по крайней мере должны это делать! – думать и рассуждать. Поэтому «работник музея, не любящий истории, – недоразумение, но еще большее недоразумение – музейный работник, не любящий современности, чурающийся ее». Эти слова принадлежат человеку, 40 лет отдавшему музейному делу, создателю музея А.С. Пушкина в Москве (раньше говорили на Кропоткинской, ныне на Пречистенке) Александру Зиновьевичу Крейну. Коллеги называли его поэтом музейного дела.
Каким должен быть музей сегодня? какое место он занимает в современном обществе? взаимоотношения музеев и средств массовой информации – эти и другие темы поднимались за круглым столом «Музей как масс-медиа», который прошел в Национальном музее в рамках в рамках семинара «Роль музея в развитии образовательного туризма». В нем приняли участие журналисты, пишущие о музейных и культурных событиях республики, представители туристической отрасли Карелии, музейщики.
Как выяснилось, ни представители СМИ, ни сотрудники музея полностью не удовлетворены взаимоотношениями. Первые добросовестно пишут, снимают, рассказывают о новых выставках, вернисажах, «пробегая» по залам и экспозиции, вторые выступают в СМИ с публикациями на исторические темы, в первую очередь перед знаменательными датами в жизни Карелии, ее столицы или юбилеями видных общественных деятелей республики, а некоторые СМИ просто ограничивается пресс-релизами, присылаемыми музеями. Согласитесь, до того, чтобы «в просвещении стать с веком наравне…» (А.С. Пушкин – Чаадаеву), далеко и одним, и другим.
Наш Национальный музей один из самых крупных среди провинциальных музеев Северо-Запада, обладающий богатейшей коллекцией. В постоянной экспозиции представлено всего около двух процентов – для большего нет места. Немного выручают временные выставки. Кроме того, музей организует пресс-показы фондовых предметов, проводит «ДАТские встречи», включающие диалоги с публикой, интерактивные экскурсии, мастер-классы, викторины, концерты и т.д.
Работа большая. Однако, если судить по зарплате, выполняют ее большие энтузиасты. Так было в советское время, а сейчас даже усугубилось. Большинство становятся профессионалами, даже не имея профильного образования, владеют не только богатейшей информацией, но и умеют представить ее на хорошем литературном языке. Для любого СМИ сотрудничество с таким специалистом – большая находка и удача. Это привлекает интерес к музею, пропагандирует его коллекции, следовательно, способствует росту числа посетителей. СМИ и музеи могут плодотворно сотрудничать и делают это, хотя универсальных рецептов здесь нет.
Однако, на мой взгляд, есть еще один момент, когда журналисты могут поддержать музеи. Меня часто коробит, когда читаю, что музей обязан «формировать спрос публики и продвигать свой продукт». Это подходит больше для других заведений, но не для учреждений культуры в целом, а музеев в первую очередь. Музей – это хранение и показ подлинных вещей, памятников, которые никогда не устаревают, но с годами ценность их возрастает, ибо они обращены в настоящее – всегда, во все времена. И в пропаганде именно такого подхода к роли музеев в обществе немало могут сделать средства массовой информации.
Фото автора и пресс-службы Национального музея