15 лауреатов конкурса «Учитель года России-2015» встретились вчера с президентом Владимиром Путином и задали ему волнующие их вопросы.
Стенограмма встречи опубликована на сайте президента. Приводим один вопрос и ответ на него — о судьбе сельской школы, заданный Ольгой Рычковой, учителем математики из Кировской области.
— Сегодня очень часто можно слышать мнение, что небольшая сельская школа не может дать качественного образования нашим ученикам. Я как раз представляю небольшую, глубоко сельскую школу, и такое мнение о нас, сельских учителях, несколько обижает. Ежегодно наши выпускники поступают в высшие учебные заведения, в том числе в Петербурге, в Казани, в Москве. Наши выпускники также набирают на ЕГЭ 100 баллов. Хочется узнать ваше мнение по этому поводу. Насколько небольшие сельские школы могут надеяться в будущем на поддержку президента?
Президент ответил следующее:
— Здесь несколько составляющих. Первая заключается в том, что содержание небольших школ обходится, мы это с вами хорошо знаем, дороже, чем содержание крупных образовательных центров. Первое.
В целом, если собрать десять маленьких школ, то они будут стоить дороже государству, чем один крупный центр, в котором учится столько же учеников. Но при этом мы, конечно, должны исходить из здравого смысла и иметь в виду огромные территории необъятной России. И невозможно подчас создать один-два, три центра на территории в тысячу квадратных километров, просто невозможно. И этого делать не нужно, не нужно превращать неплохие мысли, неплохие идеи в полную противоположность. Поэтому там, где без этого не обойтись, конечно, у нас должны быть небольшие общеобразовательные учебные заведения. И, разумеется, прежде всего речь идёт о сельских школах.
Но мы с вами понимаем, вы же специалисты, что оснастить современным высокотехнологичным оборудованием, проводить постоянную подготовку преподавательского состава, иметь какие‑то обмены в рамках крупного центра, конечно, легче. Это не значит, что мы должны согласиться с тем, – сейчас я подхожу к тому, что вас порадует, – смириться с тем, что мы априори будем считать, что в сельских школах ниже уровень подготовки учеников, и с этим надо смириться. Нет, это значит только одно. Другое. Это значит, что сельским школам нужно уделить больше внимания, для того чтобы уровень подготовки преподавательского состава учителей и уровень подготовки в связи с этим самих учеников был на уровне крупных образовательных центров, хороших, больших, в том числе городских школ.
Решить эту задачу посложнее, чем в Москве и Санкт-Петербурге. В Санкт-Петербурге куда ни посмотри – музей, понимаете? В течение получаса можно добраться до какого‑то музейного центра. В сельской школе это сложнее. Но это тоже можно сделать, имея в виду, например, что сейчас, скажем, Русский музей создал уже почти целиком «Русский музей в интернете». Но это значит, что сельская школа должна иметь доступ, должна иметь возможности и средства, чтобы пользоваться этим. Об этом нужно подумать. И, кстати говоря, не так уж это и дорого.
Это я просто привёл в качестве одного примера, а таких примеров наверняка больше. Так что сельская школа имеет право на существование и должна быть ничем не хуже, чем любое другое общеобразовательное учебное заведение.
И, безусловно, к этому надо стремиться, хотя это сложнее и для вас, преподавателей, и для муниципальных и региональных властей. Это нужно делать.
Учителя-лауреаты спрашивали президента также о гуманитарном образовании, закрытии химических факультетов, нормативах ГТО, педагогическом образовании, проблеме детских садов и многом другом.
Полная стенограмма здесь
Источник: kremlin.ru