В Петрозаводске специалисты в области образования и здравоохранения приняли участие в международном обучающем семинаре по работе с семьей «Как помочь ребенку».
Проект «Профилактика ПАВ — работа с семьей для благополучия ребенка» реализует АНО «Содействие» при финансовой поддержке Министерства здравоохранения Норвегии в рамках российско-норвежских соглашений о сотрудничестве в области здравоохранения и образования и при поддержке Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия, Аппарата Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав в Республике Карелия и Аппарата Антинаркотической комиссии в Республике Карелия.
Проект направлен на работу с ребенком и его семьей, где один или оба родителя страдают тяжелым хроническим заболеванием или злоупотребляют ПАВ (поверхностно-активные вещества), что мешает дееспособности семьи.
Это продолжение успешно реализованного в 2014 году проекта, в котором приняли участие 40 педагогов из Петрозаводска, Кондопоги, Прионежского района, Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Мурманска. В результате помощь и поддержку в 2014 году получили 32 ребенка в возрасте от 4 до 7 лет и их семьи. 12 педагогов в декабре 2014 года, представивших лучшие отчеты о своей работе с семьями, побывали в учебной поездке в Киркенесе (Норвегия), где ознакомились с опытом организации профилактической работы с семьями группы риска, системой сопровождения детей и взрослых, междисциплинарным подходом к решению проблем (здравоохранение, социальные службы, образование, муниципалитет).
На семинаре Вероника Климович, московский медицинский психолог с 25 летним стажем, рассказала о необходимости просвещения родителей и помощи детям, чтобы прервать замкнутый круг зависимости от ПАВ. Она отметила, что сегодня ситуация с потреблением новых видов ПАВ такова, что первой пробы бывает достаточно для летального исхода у подростка. А употребление спайсов уже через полгода приводит к таким последствиям, что ребенка уже нельзя спасти. И здесь играет роль не привыкание (до него дело уже не доходит), а патологические изменения в организме, приводящие к смерти.
Заместитель главного врача поликлиники № 3 Петрозаводска, врач-нарколог Александра Лубнина в своем докладе подробно остановилась на проблеме созависимости. Она считает, что взрослые должны показывать детям положительный пример того, как можно справляться со стрессовыми ситуациями, не прибегая к пассивно-деструктивным поведенческим шаблонам.
Медицинский психолог Карельского Республиканского наркодиспансера Татьяна Ишанина обратила внимание аудитории на чрезвычайную актуальность работы с семьей по профилактике употребления ПАВ и необходимость новых подходов в работе с родителями. Руководитель проекта с российской стороны, директор АНО «Содействие» Илона Кошелева в своем докладе отметила, что здоровье выпускников — один из важных показателей качества образовательного процесса в каждой школе наряду с академическими успехами. Необходимым условием формирования здорового образа жизни у ребенка является участие в этой работе родителей. Алена Лебединская, секретарь межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, считает, что только сотрудничая с семьей можно добиться положительных результатов в работе на благо ребенка.
Специалисты Минобразования Карелии Марина Утицына и Наталья Гернер предложили провести круглый стол в министерстве по итогам семинара, чтобы обсудить возможность обучения работе с семьей по методике «Как помочь ребенку» специалистов из других районов Карелии. Два специалиста Карельского института развития образования участвовали в обучающем семинаре и получили необходимые для работы с педагогами материалы.
Норвежские специалисты Йон Стенеби, соавтор методики «Как помочь ребенку» (Организация «Воксне фор Барн»), и Гюннар Эйде, семейный психотерапевт, провели двухдневный интерактивный тренинг, в котором отрабатывались различные приемы профилактической работы с родителями и детьми дошкольного и школьного возраста.
В ходе обучения участники обсудили ряд вопросов, в том числе: каким образом личные проблемы родителей влияют на дееспособность семьи в области воспитания детей ? каким образом проблемы родителей влияют на детей ? какие факторы способствуют увеличению/снижению уязвимости ребенка ? какие индикаторы неблагополучия в поведении ребенка можно заметить ? как построить разговор педагога с родителями с акцентом на возможные перспективы для ребенка? как построить разговор с трудным ребенком ?
Участниками семинара стали 56 человек — специалисты из Клиники, дружественной к молодежи, медицинские психологи и социальные работники Республиканского наркодиспансера, педагоги и педагоги-психологи из образовательных организаций Петрозаводска, Мурманска, Костомукши, Санкт-Петербурга, Ленинградской области. 38 педагогов по окончании семинара получили удостоверения о повышении квалификации ПетрГУ.
Источник: АНО «Содействие»