Министерство образования и науки РФ направило в регионы официальное письмо о недопустимости запрашивать у школы информацию в бумажном виде, если она уже размещена на школьном сайте в Интернете.
На заседании нового Общественного совета при Минобрнауки министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов заявил:
— Мы с коллегами ездили по регионам и везде учителя жаловались на огромный объем часто никому не нужных бумаг, которые приходится заполнять, — сказал министр. — Мы хотим изменить эту ситуацию, этот вал бумаг должен быть сокращен, причем в несколько раз.
Евгений Ямбург, директор столичного центра образования № 109, сказал, что от учителей и директоров школ очень часто требуют предоставить ту информацию, которая уже размещена на школьных сайтах.
— Почему сотрудники роно, от которых, как правило, приходят требования об отчетах, не заходят туда и не берут уже готовую информацию, мне непонятно. Иногда этим же грешат и различные методические кабинеты: вместо того, чтобы разрабатывать методики образования, обучать учителей, они помогают местным управлениям образованием собирать бумажки. Большинство отчетов бесконечно дублируют друг друга, — констатировал Евгений Ямбург.
Полный текст письма Минобрнауки:
“Минобрнауки России провело репрезентативный опрос 30 школ по проблеме излишнего администрирования. Тенденция ежегодно возрастающего количества различных запросов в адрес общеобразовательных учреждений от вышестоящих и сторонних органов и организаций подтвердилась.
Результаты опроса показали, что основной объём запросов информации (80%), поступающих в школы, составляют запросы органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им организаций:
разовые запросы, часто дублирующие статистическую отчётность, на представление количественной информации;
дублирующие запросы информации в рамках федеральных мониторингов;
запросы-отчёты о проведении отдельных воспитательных, спортивных и других школьных мероприятий;
неправомерные запросы по реализации основных общеобразовательных программ, включая результаты текущего, промежуточного контроля и государственной (итоговой) аттестации обучающихся, дублирующие контрольно-надзорные функции.
Оставшиеся 20 % – это необоснованные и дублирующие запросы иных органов и организаций.
Таким образом, основная и порой излишняя нагрузка на школу по подготовке различной отчётности исходит из самой системы образования.
С целью её сокращения Минобрнауки России со своей стороны приняло план действий по снижению бюрократизации в своей деятельности, реализация которого позволит:
сократить число запросов в адрес региональных, муниципальных органов управления образованием и общеобразовательных учреждений;
ввести в эксплуатацию единую автоматизированную систему мониторинга образования;
осуществить переход на оказание государственных услуг в электронном виде.
Органам субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, и подведомственным им организациям рекомендовано (письмо от 12.09.2012 № ДЛ-150/08):
не запрашивать информацию от общеобразовательного учреждений о её деятельности, а самостоятельно получать её из официального школьного сайта в сети «Интернет»;
обеспечить переход общеобразовательных учреждений на систему ведения журналов успеваемости в электронном виде;
неукоснительно руководствоваться установленным законодательством в части организации и проведения плановых проверок общеобразовательных учреждений;
проводить плановые проверки общеобразовательных учреждений один раз в год во время приёмки школ к новому учебному году.
Самим общеобразовательным учреждениям рекомендовано:
размещать информацию по широкому спектру своей деятельности на официальном школьном сайте в сети «Интернет»;
обеспечить в случае необходимости передачу информации в различные органы и организации строго через своего учредителя;
перенаправлять неправомерные запросы от различных органов и организаций в адрес своего учредителя;
осуществлять сбор информации о результатах качества работы учителей в рамках введения новой системы оплаты труда не более 1 раза в полугодие.”
Так что многим школам придется работать над развитием и наполнением своих сайтов, а не над отчетами. Какая работа окажется более простой? Не придется ли трудиться на два фронта?