Хроника

В ноябре решится судьба неэффективных вузов

Сегодня рабочие группы в каждом субъекте России начнут работу в вузах, которые Минобрнауки РФ признало неэффективными.

Об этом сообщает сайт «Наука и технологии РФ». В середине ноября состоится заседание межведомственной комиссии, на котором будут приняты окончательные решения. В каждом конкретном случае это могут быть разные действия: объединение учебных заведений, смена руководства или выделение дополнительных средств для вывода учебного заведения из зоны риска.

Подобные мониторинги теперь будут проводиться регулярно. При этом цель, которую преследует министерство, – устранять неэффективные вузы.

В Карелии проверку на эффективность не прошла Карельская государственная педагогическая академия. Признано неэффективными 126 вузов России. Всего в мониторинге приняли участие 541 государственный вуз и 994 филиала.

В перечень эффективных попала Петрозаводская государственная консерватория, а Саратовская, например, не попала, как и Литературный институт. Многие, в том числе Михаил Швыдкой, критикуют мониторинг в отношении творческих вузов, поскольку он не учитывает результат важнейшего экзамена — творческого.

Петрозаводский государственный университет также признан эффективным, как и его единственный филиал  – Кольский филиал, расположенный в городе Апатиты Мурманской области. Приладожский филиал, упомянутый в данном мониторинге, как сообщает пресс-служба ПетрГУ, был закрыт по инициативе руководства ПетрГУ 10 сентября 2012 года.

— Я  искренне говорю, что  Петрозаводский государственный университет — это  уникальное учебное учреждение с высочайшим рейтингом, — прокомментировал мониторинг Глава Карелии  Александр Худилайнен. — Я посещал районы Северной и Восточной Финляндии, встречался с президентом Финляндии. Там высочайше, не высоко, а высочайше оценивают интеллект и наработки  деятельность IT–парка Петрозаводского университета, а это тоже одна из сторон жизнедеятельности вуза. Это тоже  уровень образования, которое дают в Петрозаводском университете. Когда на 15 факультетах учится  15 тысяч студентов  – молодых людей со всей страны, приезжающих за знаниями  в Петрозаводский университет — это  говорит о  высоком качестве образования университета, о его эффективности!

По словам ректора ПетрГУ Анатолия Воронина,  «результаты мониторинга были ожидаемы, так как университет уже давно в числе ведущих   вузов страны, Петрозаводский государственный университет в полной мере соответствует предъявляемым к вузам требованиям».

Ключевые показатели эффективности деятельности вузов: 1. Образовательная деятельность. 2. Научно-исследовательская деятельность. 3. Международная деятельность. 4. Финансово-экономическая деятельность. 5. Инфраструктура. 6. Приведенный контингент. 7. Доля кандидатов и докторов наук. 8. Доля работников ППС.

Вчера Российский профсоюз студентов (РПС) выступил за отставку министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова. Недовольство студентов вызвал список вузов «с признаками неэффективности». По мнению  председателя РПС Алексея Казака, в «черный список» Минобрнауки РФ попали «эффективные вузы, которые давали возможность учиться среднему классу, обеспечивали право на высшее образование». Глава РПС считает, что критерии эффективности подбирались таким образом, чтобы признать неэффективными вузы, представляющие собой «лакомый кусочек» из-за имеющихся в их распоряжении земельных участков и недвижимости.

 

Фото deita.ru

 

  • Александр

    Увеличив число ВУЗов в 1990-е и в тоже время столкнувшись с демографическим кризисом, мы были обречены столкнуться с провалом высшего образования – сработал закон количество – не переросло в качество.

    Одна из главных проблем это финансирование…
    1) при зачислении студентов в ВУЗ (если он профессионально не перспективен для рынка труда) — то администрация учреждения держаться за студентов не зависимо от их уровня вступительных экзаменов и сессионных испытаний. В связи с тем, что отчислив или не взяв студентов, ВУЗ лишается финансирования.

    2) Нарастание управляющего аппарата в ВУЗе не смотря на сокращение состава студентов.

    3) Рост не профессионализма преподавательского состава, это фактически наблюдается во всех ВУЗах Карелии. Что приводит и к низкому уровню знаний выпускников ВУЗов.

    Выход из ситуации состоит в следующих шагах:
    1)Объединение ВУЗов – в одно большое учреждение с институтами и научными центрами.
    2)Снять привязку финансирования ВУЗа от количества студентов, т.е. формирование бюджета и четкое планирование. Ну и из этого следует безбоязненное отчисление неспособных студентов.
    3)Сокращение штата – по управляющему аппарату – жесткое. По преподавательскому – к сожалению и в ПетрГУ и КГПА – очень большое количество непрофессиональных людей. Но это не зависит от ученой степени, поэтому подход должен быть персональным. Некоторые преподаватели в большей степени заинтересованы наукой, другие преподавательской деятельностью. Но обладатели и научной степени, как показывает наша сегодняшняя практика, не говорит о его научном профессионализме.
    4)Ну и увеличение автономии ВУЗов- настоящая выборность руководителей и привлечение студентов к управлению.