Впервые в российском образовании разрабатывается профессиональный стандарт педагога.
Проект концепции и содержания профессионального стандарта педагога размещен на официальном сайте Министерства образования Республики Карелия (minedu.karelia.pro) и Министерства образования и науки Российской Федерации (http://минобрнауки.рф/документы/3071) для широкого обсуждения с участием заинтересованных сторон: педагогов, руководителей школ, родителей, учащихся и всех желающих.
Как пишет Газета.ру, главной причиной для создания стандарта педагога послужила недавняя инициатива Минтруда. Ведомство внесло поправки в Трудовой кодекс, согласно которым для каждой профессии должен быть разработан свой стандарт, при этом его разработкой должны заниматься сами профессиональные сообщества. Рабочую группу по разработке концепции и содержания профессионального стандарта педагога возглавил Евгений Ямбург, директор московского Центра образования № 109, академик РАО.
Документ регламентирует не только объем компетенций и навыков, но и отношение к ученикам, степень вовлеченности в учебный и воспитательный процессы, личностные качества и многие другие вещи, которые ранее никто на официальном уровне не учитывал при оценке работы педагогов. К примеру, в тесте сказано, что наряду со знанием своего предмета и программ обучения педагог должен «уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их», или «уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях».
— Ничего сверхъестественного мы не выдумывали, за основу взята структура профессиональной деятельности учителя. Учитель должен обучать и развивать. К тому же стоит задача избавить учителей от несвойственной им работы. Сегодняшнее положение учителя и школы таково, что дети мешают работать с документами, и это большая беда, — говорит Ямбург.
Помимо основных общих требований стандарт учитывает особенности и уровень образовательных заведений. В рамках документа каждой конкретной школе в каждом конкретном регионе предлагается создавать свои собственные стандарты для учителя в зависимости от специфики и социального статуса.
Оценивать выполнение стандарта будут тоже в зависимости от контингента учеников. «В оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня», — говорится в документе. Если речь идет о детях с определенными особенностями в развитии, то предлагается оценивать результаты работы учителя по методу «что было и что стало».
Создатели документа говорят о том, что если его примут, то это потребует полной перестройки педагогического образования в России.
Фото Натальи Мешковой