Хроника

Стряхнуть пыль с Макаренко

125-летию Антона Макаренко посвятил программу «Наблюдатель» телеканал «Культура».

13 марта исполняется 125 лет со дня рождения одного из четырех великих педагогов XX века. В 1988 году ЮНЕСКО назвало четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке: Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.

Разговор в студии телеканала «Россия» о наследии Макаренко, воспитании детей в современной России вели Андрей Максимов,  Евгений Ямбург, Александр Кушнир и хорошо нам знакомый Александр Гезалов, ныне эксперт Общественной палаты по детству.

Интереснейшая беседа убеждает в том, что наследие Макаренко не покрыто пылью, а современно как никогда, его опыт,  казалось, забытый, сегодня нужен России, в которой насчитывается 700 тысяч сирот — столько было после Великой Отечественной.

— Пора отходить от стандарта, что детский дом — лучшее место для ребенка. Ему нужен только семейный очаг, только тогда он станет созидательной личностью, — сказал после передачи Александр Гезалов.

Кстати, на четырех участников передачи приходится 16 собственных детей! Мы поздравляем Александра Гезалова, у  которого на днях родилась дочь Аграфена, четвертый его ребенок!

Запись передачи здесь

 

 

 

 

 

  • Светлана Станиславовна

    Имя А.С.Макаренко было присвоено Форпосту 13 марта 1978 года. День 13 марта был одним из ярких праздничных дней в форпосте. По сложившейся традиции совместно с кафедрой педагогики и психологии пединститута мы проводили для студентов и преподавателей конференцию, на которой делились опытом применения и развития макаренковского опыта в форпосте. Интерес к конференции проявляли и студенты, и преподаватели. Всегда присутствовали ректор и проректор по учебной работе. В этот день у Вечного огня мы присваивали форпостовские звания ребятам, достигшим более высоких результатов в личном самосовершенствовании, показывали спектакли по книгам Макаренко, принимали гостей из дружественных макаренковских коллективов страны.
    Мы были в местах, где жил и работал Антон Семенович, знали с десяток воспитанников Колонии имени Горького и Коммуны имени Дзержинского лично. Помню, как белопольские комсомольские работники сказали нам, что воспитанник А.С.Макаренко Д.В. Веселов не принимает гостей не дает интервью. А нас он принял. Помню его улыбку, рассказы, огромный эмалированный таз с варениками с вишней, которыми угощала нас его жена, как мы убеждали первого секретаря Харьковского обкома комсомола разрешить нам посещение бывшей Коммуны имени Дзержинского, на месте которой была действующая колония для малолетних преступников… И нам разрешили! Мы побывали в корпусе, в клубе, держали в руках духовые инструменты, на которых играл оркестр коммунаров. Видели действующий в колонии завод, общались с отбывающими срок подростками…
    Вспоминаются светлые лица воспитанников А.С.Макаренко и их слова о том, что. да, среди них были трудные подростки и даже преступники, но в основном это были беспризорные дети, оставшиеся без родителей в годы лихолетья, из нормальных семей. Улица могла из них сделать преступников, но встретился им на пути Антон Семенович, и всю жизнь они живут по-макаренковски.
    Макаренко создал систему воспитания личности в коллективе и через коллектив. Используя его теорию воспитания коллектива можно вырастить и Человека, и Негодяя. Все зависит от целей. Поэтому так важно — какие люди и с какими целями берутся воплощать в жизнь систему А.С.Макаренко.
    Мы встречали только хорошие макаренковские коллективы у нас в стране и за рубежом. Один из наших финских друзей в честь Антона Семеновича назвал своего сына Антоном и очень этим гордится.
    Повторить опыт нельзя, но использовать в своей системе, пока опыт не ушел в небытие, можно и нужно. С Днем Рождения нашего Учителя, дорогие коммунары всех поколений!

  • Гезалов Александр

    Благодарю за поддержку моего скромного труда.Желаю процветания.