Хроника

В Петрозаводске показали программу кинофестиваля в Тромсё

Она состояла из шести фильмов — пяти норвежских и одного шведского.

Чем норвежское кино отличается от российского и как человек в современном мире борется с внешним и внутренним давлением? Эти и другие волнующие публику вопросы обсуждались в кинотеатре «Калевала».

Кадр из фильма Тора Бренне Restriktorama
Кадр из фильма Тора Бренне Restriktorama

Программа Международного кинофестиваля в Тромсё FILMS FROM THE NORTH состоит из шести фильмов — пяти норвежских и одного шведского. Все они объединены общей идеей — показать переживания человека в эпоху меняющегося постиндустриального общества. Кинозал был практически полон, и в основном молодёжью.

Чем же так интересен норвежский кинофестиваль?

Фильм Gos Leat Don? («Где ты?») скорее даже не короткометражка, а длинный клип. Маленькая девочка с помощью камеры замечает, как нечто чёрное хочет причинить вред её матери, и пытается помешать этому. Наверное, каждый понял этот фильм по-своему. Когда после показа из зала прозвучал вопрос: «Что такое произошло в этом фильме?», исполнительный продюссер Игорь Шайтанов ответил:

— Для меня этот фильм о попытке ребёнка побороть страх перед смертью матери. Для детей всегда страшна потеря родителей. И девочка с помощью своих каких-то детских приспособлений, которые у неё есть — видеокамера со слайдами, пытается защитить свою семью от смерти.

Один из зрителей понял ленту иначе:  девочка через эту игру с диафильмом смотрит на мир — это такая линза, через которую она видит взрослый мир, в котором она боится оказаться и в котором присутствует какое-то зло, необязательно смерть.

Сюжет фильма Тора Бренне Restriktorama («Рестрикторама») в том, что девушка Хейди снимает на видеокамеру драму, которая разворачивалась в её семье — ссору отца и матери. Этот фильм, первый и некоторые последующие объединяет то, что в них важную роль играет камера. По словам Тора Бренне,  «снимать — это каким-то образом убежать от проблем, спрятаться за камерой».

Фильмы Kontroll («Контроль») и «En Bättre Kropp» («Совершенное тело») связаны идеей контроля над собой. Герои систематически снимали себя на камеру, проверяя, хорошо ли они выглядят со стороны, какой поворот головы более удачный или насколько выросли мышцы после последней тренировки в зале. Герои даже и не замечают, как приносят вред своему здоровью, или как портятся их отношения с близкими людьми. Они застряли где-то между своими грёзами и реальностью.

— У меня сложилось впечатление, — сказал один из зрителей — что эти фильмы сосредоточены на внутреннем мире людей. Значит ли это, что норвежский фокус находится внутри человека? Думаю, что в России это немножко не так, у нас больше какая-то внешнеполитическая возня происходит. Для меня сейчас произошло погружение во внутренний мир норвежца.

— Мне кажется, в Скандинавии превалирует общая меланхолия, и в целом народ свои проблемы внутренние хранит в себе, — размышляет Тор Бренне. — Мне как художнику кажется обычным и понятным писать о внутреннем мире. Я думаю, что да, это большая разница. В России много что завязано на внешней стороне проблемы. В Скандинавии зачастую смотрят как раз на внутреннюю сторону, человеческие переживания.

Программа получилась довольно драматичной, грустноватой, хотя были и весёлые моменты. Каждый по-своему трактовал  тот или иной фильм, исходя из своего жизненного опыта. Кто-то сказал, что ленты были сложны для понимания и догадаться, что же хотел донести до зрителя автор, — не так-то просто.

 

Кинофестиваль уже побывал в Москве, Архангельске, Северодвинске и готовится представить свои фильмы в Санкт-Петербурге, Апатитах и Мурманске.