Новости, Хроника

Заозерская средняя школа признана одной из лучших в стране по инклюзивному образованию

На фестивале лучших инклюзивных практик с участием 15 российских регионов школа заняла третье место.

Школа в Заозерье
Школа в Заозерье

Заозерская средняя школа №10 стала почетным членом ассоциации инклюзивных школ России. Школа признана одной из лучших в стране по внедрению инклюзивного образования. Здесь уже 10 лет здоровые дети учатся вместе со школьниками с ограниченными возможностями здоровья. При этом пилотной площадкой по внедрению инклюзии в Карелии является отнюдь не она.

Школа, в которой учатся почти 200 детей из села и близлежащих деревень, расположена в 17 километрах от Петрозаводска. Она не просто дает знания детям, многие из ребят проводят здесь все свободное время.

— У нас школа полного дня. И те ребята, кто не уходит или не уезжает домой сразу после уроков, могут быть заняты до 16 часов. Но и после этого времени в школе работают спортивные секции, ученики не уходят из школы до вечера, — рассказывает директор школы Елена Зайцева.

Елена Владимировна Зайцева, директор школы №10 в Заозерье
Елена Владимировна Зайцева, директор школы №10 в Заозерье

— Особенность этой школы в том, что здесь была вовремя проведена оптимизация всех ресурсов, — считает Людмила Пархомук, начальник отдела образования и социального развития Прионежского района. — Это не значит, что здесь сократили ставки. Вовсе нет! Благодаря грамотному руководству удалось сохранить логопеда, психолога, ввести в штат дефектолога, лицензировать работу медкабинета, обновить оборудование в столовой, поставить пластиковые окна, по программе «Доступная среда» сделать пандус и оборудовать отдельные кабинеты для дефектолога и индивидуальных занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья.

— В нашей школе учатся 10 детей с индивидуальным образовательным маршрутом, — рассказывает Анна Костоусова, которая в апреле отметит 40-летие профессиональной деятельности. — У всех ребят разные особенности и успехи, но я уверена, что все они должны учиться в школе. У нас для этого созданы все условия: отдельные кабинеты, штат специалистов. Для остальных школьников это тоже полезно — они учатся принимать сверстников, взаимодействовать с ними и помогать.

Знакомство с Даней проходит в камерной обстановке. Дефектолог Анастасия Зенкова рассказывает, что программа инклюзии в школе началась именно с этого мальчика, который восемь лет назад пришел, вернее, приехал в кресле в первый класс школы.

— Даня умеет говорить «да» и «нет», у него большой пассивный словарный запас, он многое понимает, — поглаживая мальчика по руке, говорит учительница.

В кабинете, светлом и солнечном, есть все необходимое для работы: специальные тренажеры, турники, полностью оборудованный санузел, даже кушетка и сухой бассейн.

— Может быть, некоторым из наших учеников и нужна специальная коррекционная школа, но чаще ребенка из Заозерья приведут к нам — мы находимся ближе, чем все остальные спецшколы или интернаты. Так что для многих вариант инклюзивного обучения в рамках сельских школ при наличии соответствующих условий и команды специалистов — это благо, — считает Анастасия Зенкова.

Урок географии ведет Евгений Юрьевич Николаев
Урок географии ведет Евгений Юрьевич Николаев
Урок физики в десятом классе ведет Оксана Леонидовна Морозова
Урок физики в десятом классе ведет Оксана Леонидовна Морозова
Спортзал в школе планируют отремонтировать в будущем году
Спортзал в школе планируют отремонтировать в будущем году

— У нас средний возраст педколлектива 38 лет, — говорит Елена Зайцева. — Мы делаем все возможное, чтобы наши выпускники возвращались в родную школу, помогаем им расти профессионально, поддерживаем их в стремлении повышать квалификацию, участвовать в конкурсах профмастерства, любую инициативу приветствуем. Отдельная часть нашей работы — это взаимодействие с социумом. В селе нет Дома культуры, поэтому все значимые события — концерты, собрания — мы проводим в школе. Спортзал и тренажерный залы открыты для тренировок жителей Заозерья. Все чаще в школу приходят городские дети, растет число многодетных семей, а в будущем году мы снова набираем два первых класса.

 

Кстати, свой кабинет директор оборудовала в последнюю очередь. Сначала в школе закупали интерактивные доски, проекторы, компьютеры, потом меняли мебель и оснащали помещения по программе «Доступная среда», а со своими помещениями Елена Зайцева не спешила, ведь там все просто и без затей. Может быть, в этом тоже кроется секрет успеха школы?

 

Источник информации: ug.ru

Фото Марии Голубевой

  • в

    Настоящие педагоги всегда были «бойцами». Морозовская «оптимизация» и здесь оставила след. Уму не постижимо — в сельской школе сократить мужчину учителя труда, который уже совмещает преподавание физкультуры!? Наша совместная мечта сделать 50 скворечников и вывесить их вдоль дороги Заозерье- Ялгуба, как было «раньше» дала сбой. Не смотря на то, что привезли образец скворечника и поставили материал(Н.Жуков, директор Центрального лесничества) было сделано в пять раз меньше, и некоторые «летки» были квадратные, все же мечта осуществилась. В результате вмешательства министерства изготавливать эти изделия пришлось молодому, красивому преподавателю с длинными пальцами, которая учит детей домоводству. Правда помогал муж .А вот без вмешательства министерства в школе есть спортивная площадка с трибунами, которой может позавидовать любая городская школа.Елена Владимировна очень скромный но энергичный директор.Именно ее воспитанники участвовали в «засаде», пытаясь поймать «население» которое бросает мусор прямо у дороги. Именно они восстанавливают школьное лесничество при активной помощи Центрального лесничества, посещают интересные объекты восстановления лесов. Все зависит тот руководителя! Поздравляю и желаю успехов.

  • Ради этого стоило устранять коррекционные школы?

    • Т. Шестова

      Конечно, не стоило! Коррекционные школы по-прежнему необходимы — для детей с тяжелой патологией, в том числе интеллектуальной. Тут инклюзией не обойдешься…

  • Т. Шестова

    Сохранить в школе логопеда, психолога, ввести в штат дефектолога! Вот вам роль личности — и директора, и понимающего руководителя управления образования.