Архитектура Петрозаводска, Проекты

От замысла – к воплощению. Как рождалось здание музучилища

Здание музыкального училища. 2019. Фото Сергея Ициксона
Здание музыкального училища. 2019. Фото Сергея Ициксона

60 лет назад Петрозаводское музыкальное училище начало учебный год 1960/1961 года в новом здании. 

Улица Свердлова

В мае 1953 года государственное бюро экспертизы проектов и смет при Совете министров КФССР рассматривало проект улицы Свердлова, в частности, покрытия ее асфальтом. Применение этого редкого на то время материала, кроме всего прочего, обосновывалось следующим образом: «…В настоящее время ул. Свердлова на всем протяжении имеет булыжное покрытие шириной 5,5-6,5 метра. В связи с работами по прорытию водопроводных трасс булыжная мостовая местами нарушена или совсем отсутствует на отдельных участках; тротуары – деревянные. …В настоящее время на улице Свердлова проектируется ряд многоэтажных зданий».

До Великой Отечественной войны ул. Большая Подгорная была одной из центральных улиц города, так как располагалась рядом с главной магистралью Петрозаводска – проспектом Карла Маркса, бывшей Мариинской. По концепции послевоенного генерального плана города проспект К. Маркса сохранял свой статус в качестве важной части нового центра Петрозаводска. Соответственно, и улице Свердлова предстояло радикально изменить свой облик. Отрезок ул. Свердлова, примыкающий к улице Комсомольской, в 1953 году уже радовал глаз восстановленным главпочтамтом, «образцовым» домом, поднятым буквально из руин, жилым домом Кареллеспрома напротив и новеньким универмагом. 

Дома на углу Свердлова и Комсомольской. 1950. Фото Е.А. Блейхмана. Нац. архив РК
Дома на углу Свердлова и Комсомольской. 1950. Фото Е.А. Блейхмана. Нац. архив РК
Универмаг. Открытка, 1951 год
Универмаг. Открытка, 1951 год
Главпочтамт и дома на Свердлова в 1950 году
Главпочтамт и дома на Свердлова в 1950 году

Всю остальную часть улицы ждала реконструкция, чему свидетельством были слова о проектировании многоэтажных зданий в документе бюро экспертизы. 

Многоэтажными тогда назывались здания в 4-5 этажей, и к ним относились, как правило, жилые дома, которые будут построены на Свердлова спустя несколько лет. Многоэтажным показалось бы тогда среди 1-2-этажных деревянных домов бывшей Большой Подгорной и новое здание музыкального училища.

Сносят последние деревянные дома Большой Подгорной улицы. Угол Свердлова и Кирова. 1980-е. Фото Б. Семенова
Сносят последние деревянные дома Большой Подгорной улицы. Угол Свердлова и Кирова. 1980-е. Фото Бориса Семенова

Но тогда, в том же мае 1953-го, решением Горисполкома был еще только выделен земельный участок под проектирование и строительство музыкального училища, существовавшего в Петрозаводске с 1938 года, но обитавшего по разным адресам. Последними были здание на углу проспекта Урицкого и улицы Вытегорской (Правды), затем – 2-й этаж бывшей губернской гимназии на пл. Кирова.

Здание на углу пр. Урицкого и ул. Правды, в котором располагалось музыкальное училище. Фото из архива А.И. Мошина
Здание на углу пр. Урицкого и ул. Правды, в котором располагалось музыкальное училище. Фото из архива А.И. Мошина

Проект

Проектирование здания музыкального училища началось сразу, после выделения участка под строительство в 1953 году в Республиканской Проектной конторе (позже – Карелпроект).

В Проектной конторе тогда существовала практика внутренних конкурсов, когда двум или нескольким архитекторам выдавалось задание на один и тот же объект. Затем, после эскизной стадии, выбирался лучший проект для дальнейшей работы.

На этот раз музыкальным училищем занялись два архитектора – Константин Гутин (1910 — 1976) и Леонид Рудаков (1913 — 1987). По-видимому, в обоих проектах были свои плюсы в равной степени, потому что в дальнейшем в авторском коллективе этого объекта указывались оба.

Проект здания музыкального училища. Главный фасад. Архитектор К.Я. Гутин
Проект здания музыкального училища. Главный фасад. Архитектор К.Я. Гутин
Проект здания музыкального училища. Главный фасад. Архитектор Л.Е. Рудаков
Проект здания музыкального училища. Главный фасад. Архитектор Л.Е. Рудаков

На чертежах главного фасада мы видим довольно импозантное 3-этажное здание, на высоком цоколе, позволяющем максимально функционально использовать подвальное помещение. Цоколь предполагалось облицевать гранитом. Главный фасад симметричен, и его композиционным центром, безусловно, является четырехколонный портик с фронтоном, являющийся акцентированием и обрамлением парадного входа в здание. Над входом – балкон, куда возможен выход с уровня вестибюльной галереи 2-го этажа. Сильно вынесенный венчающий карниз здания поддерживают лепные кронштейны – модульоны.

Продольный разрез по зданию. Проект К.Я. Гутина. Хорошо видно устройство главных помещений музыкального училища – двухсветного вестибюля с галереей на 2-м этаже и концертного зала с колоннами коринфского ордера у стен. Слева – портик и выход на балкон – из галереи, расположенной во втором уровне вестибюля
Продольный разрез по зданию. Проект К.Я. Гутина. Хорошо видно устройство главных помещений музыкального училища – двухсветного вестибюля с галереей на 2-м этаже и концертного зала с колоннами коринфского ордера у стен. Слева – портик и выход на балкон – из галереи, расположенной во втором уровне вестибюля

Образ музыкального училища у обоих архитекторов практически совпал, неуловимо отсылая к образу театра, оформляемому в то время непременно античными колоннами. 

Интерес также представляет продольный разрез по зданию из проекта Константина Гутина. Здесь хорошо видны расположенные на одной оси двухсветный вестибюль с оформлением его арками по первому этажу и высокий актовый зал, декорированный полуколоннами коринфского ордера. Высота актового зала первоначально предполагалась около 8 метров.

 

Строительство

Здание нового музыкального училища начали строить в 1954 году в полном соответствии с проектом Рудакова и Гутина. Но все пошло не совсем так…

Под конец 1954-го в Москве состоялось знаменитое Всесоюзное совещание строителей, архитекторов и работников промышленности строительных материалов, строительного и дорожного машиностроения, проектных и научно-исследовательских организаций, на котором присутствовал руководитель страны Н.С. Хрущев. Архитекторы обвинялись в «фальшивой, буржуазной помпезности» своих сооружений, «необузданном украшательстве» и удорожании строительства, не приемлемых для курса на обеспечение всех жильем. С экономикой все понятно: все жилые и общественные здания в городах не могут быть такими пышными, как станции метро в Москве или московские же высотки. Но на совещании зашла речь и об идеологии: «…Декоративная перегрузка фасадов и интерьеров, помимо удорожания, придает советским сооружениям чуждый им вычурный, претенциозный характер…». Осуждалось и предавалось анафеме положение о том, что архитектура – это искусство. И здесь уже архитекторы оказались заложниками политики Хрущева, направленной на десталинизацию общества. Ведь начались гонения на стиль неоклассической архитектуры, называвшийся при жизни Сталина стилем «социалистического реализма», который провозглашался единственным, соответствующим потребностям советского человека. 

«Внешне показная сторона архитектуры, изобилующая большими излишествами», характерная для сталинской эпохи, теперь уже «не соответствует линии Партии и Правительства в архитектурно-строительном деле. … Советской архитектуре должна быть свойственна простота, строгость форм и экономичность решений».

Экономичность решений была поставлена во главу угла. Проекты пересматривались и корректировались. Не ушли от корректировок проекты и тех зданий в Петрозаводске, которые уже находились в стадии строительства.

Еще не вышло знаменитое Постановление об устранении излишеств, а начальник Главгорсельстроя при Совете Министров КФССР уже требовал отчета от Проектной конторы с конкретными цифрами в рублях, демонстрирующими удешевление объектов. Причем, инициатива по изменениям принадлежала специалистам местного бюро экспертизы и смет. Так по музыкальному училищу настоятельно предлагалось, в частности, следующее:

«Понизить дворовый корпус на 1,4 м с уменьшением высоты зала до 6,5 м…

Заменить карниз с модульонами на простой карниз с небольшим выносом и штукатурными тягами.

Заменить облицовку цоколя гранитом на штукатурку с рустовкой.

Упростить отделку зала. Исключить декоративные колонны.

Железобетонное перекрытие над фойе заменить деревянным подвесным потолком»…

Республиканская Проектная контора в марте 1955-го отрапортовала, что «закончила рассмотрение проектов пусковых и проектируемых объектов 1955 г. по изъятию излишеств, упрощению отделки и снижению стоимости строительства». Снижение стоимости строительства по зданию музыкального училища, в частности, составило 90 000 руб. А 8 апреля на заседании Архитектурного совета при Управлении по делам архитектуры КФССР «тов. Гутин докладывает о предложениях по ликвидации излишеств» на строящемся объекте – здании музыкального училища. Всё в соответствии с поступившими предложениями сверху, кроме того, был «занесен топор» над двухсветным вестибюлем, который сейчас служит украшением здания своим чудесным пространством.

Портик на главном фасаде пока оставлен, но его «необходимо доработать». Протокол заседания этого совета не раскрывает подробностей доработки, но, думается, что дело сводилось к максимальному упрощению декора. Например, замена пышного коринфского ордера на скромный тосканский.

Но двухсветный вестибюль был спасен! Из постановления заседания Архитектурного совета: «…в связи с тем, что стены 1 этажа уже выложены, от устройства односветного вестибюля, вызывающего ломку кладки стен, необходимости устройства дополнительного железобетонного перекрытия, ухудшающего освещенность и не дающего снижения стоимости строительства, отказаться». Пока главным было удешевление, а не само по себе наличие излишеств.

Однако с принятием 4 ноября 1955 года Постановления № 1871 Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» всё стало гораздо жестче. Прямым текстом, кроме всего прочего, было озвучено и не подлежало толкованию: «Ничем не оправданные башенные надстройки, многочисленные декоративные колоннады и портики, и другие архитектурные излишества, заимствованные из прошлого, стали массовым явлением при строительстве»… То есть перечислялись конкретные элементы, которых больше не должно быть на фасадах зданий. Более того, так называемые декоративные излишества в одном из пунктов Постановления были названы даже «извращениями в архитектуре». О каком тут портике на здании музыкального училища могла идти речь!

 

Новый дом музыкального училища

Акт приемки объекта был подписан 31 марта 1960 года. До начала учебного года оставалось еще достаточно времени, чтобы обустроить здание для полноценной жизни и переезда. Подготовкой активно занимались и студенты, и преподаватели – все мечтали скорей переехать в свое новое, специально запроектированное именно для музыкального училища, здание.

Музыкальное училище уже производило впечатление на улице Свердлова – справа и слева еще стояли деревянные дома, напротив пару лет назад приняла своих посетителей поликлиника №1. Оба здания, возведенные с отступом от красной линии улицы, образовали небольшой архитектурный ансамбль: симметрично решенные, расположенные на одной оси, обращенные главными фасадами на ул. Свердлова, два объекта создали единую композицию, характерную для послевоенной организации городских пространств в духе неоклассицизма.

Локальный ансамбль на ул. Свердлова: слева – здание поликлиники, справа – музыкальное училище. Оба здания, корреспондирующие друг с другом, создают поперечное пространство на узкой улице.
Локальный ансамбль на ул. Свердлова: слева – здание поликлиники, справа – музыкальное училище. Оба здания, корреспондирующие друг с другом, создают поперечное пространство на узкой улице. 2017 год

Здание музыкального училища, конечно, немало утратило по сравнению с проектом. Общие габариты здания, его конструктивная схема, материалы стен и перекрытий, разумеется, остались теми, что были заложены в проекте. За исключением наружной отделки и декоративных деталей, в частности, на фасадах. Карнизная плита – без кронштейнов, под ней простой тянутый профилированный карниз, под карнизом – широкий гладкий оштукатуренный фриз.

Центральная часть главного фасада – тень утраченного еще в проекте портика
Центральная часть главного фасада – тень утраченного еще в проекте портика
Тянутый профилированный венчающий карниз и лира в обрамлении лаврового венка – символ музыкального искусства
Тянутый профилированный венчающий карниз и лира в обрамлении лаврового венка – символ музыкального искусства

Вместо объемного портика – лишь его плоская тень. Центральная часть фасада, захватывающая три оси оконных проемов, акцентирована подъемом кровли в виде невысокого треугольника, символизирующего утраченный фронтон, по центру которого располагается накладной барельеф, символизирующий музыкальное искусство – лира в обрамлении лавровых ветвей с лентой.

Два нижних этажа центральной части фасада решены в виде плоского портика с прямым аттиком, который поддерживается четырьмя рустованными пилястрами. Все пространство этого портика, включая стены между пилястрами, оштукатурено и побелено. По оси располагается главный вход в здание. По сути, весь этот плоский портик является порталом главного входа, дверной проем которого обрамлен профилированным тянутым наличником. Необходимую торжественность зданию придают крыльцо и широкая лестница, ведущая к входу с уровня тротуара.

Интерьер концертного зала. Вдоль стен на сцене – спаренные пилястры вместо первоначально запроектированных колонн. Пилястры поддерживают широкий фриз потолочного карниза
Интерьер концертного зала. Вдоль стен на сцене – спаренные пилястры вместо первоначально запроектированных колонн. Пилястры поддерживают широкий фриз потолочного карниза

Несмотря на то, что актовый зал стал ниже на два метра, в нем пропали пристенные полуколонны, оставшись лишь в пределах сцены в виде парных пилястр, здание сохранило внутреннюю пространственно-планировочную композицию.

Помещение двухсветного вестибюля. Нижний уровень решен полуциркульными арочными проемами в сплошной стене. Второй уровень – кирпичные колонны прямоугольного сечения с верхней частью, подобной капителям. Балконное ограждение галереи – балясины. Вид на фойе, расположенное на 2 этаже перед концертным залом. 2019. Фото Сергея Ициксона
Помещение двухсветного вестибюля. Нижний уровень решен полуциркульными арочными проемами в сплошной стене. Второй уровень – кирпичные колонны прямоугольного сечения с верхней частью, подобной капителям. Балконное ограждение галереи – балясины. Вид на фойе, расположенное на 2 этаже перед концертным залом. 2019 год. Фото Сергея Ициксона
Помещение двухсветного вестибюля. Верхние окна второго уровня расположены в центральной части главного фасада здания
Помещение двухсветного вестибюля. Верхние окна второго уровня расположены в центральной части главного фасада здания

Ясность и симметричность внутренней планировки здания, невзирая на неизбежную коридорную систему, присущую учебному заведению, полностью подчинилась основной взаимосвязанной группе репрезентативных помещений – двухсветный вестибюль, две лестницы на 2-й этаж, фойе перед залом, концертный зал. Эта группа помещений стала архитектурным центром здания музыкального училища и ядром его функционально-планировочной схемы, сохранению которой совсем не помешало некоторое упрощение декоративного убранства.

Можно, конечно, назвать красиво и гармонично решенные общественные пространства тоже излишеством в архитектуре, но их просто невозможно изъять из здания по причине того, что они являются его сутью, его своеобразным «центром мироздания» внутри конкретного объекта. Архитекторы послевоенного времени очень хорошо владели умением создавать такие пространства, всегда хорошо чувствуя то, что является главным в каждом здании. А гармония архитектуры оказалась очень созвучна музыкальному содержанию петрозаводского училища.

 

Спустя 60 лет

Здание музыкального училища не потеряло свою доминирующую роль в локальном городском ансамбле за время, прошедшее со времени его постройки; невзирая на то, что по флангам и училища, и поликлиники встали жилые 5-этажные бруски новых домов. Именно бруски, которые с трудом можно назвать архитектурой в полном смысле этого слова. Даже плоский портик – напоминание о первых проектах 1953 года – делает здание училища акцентом на улице Свердлова с наилучших точек восприятия при подходе к нему. 

В 2005-2006 годах в здании был проведен капитальный ремонт, который касался замены внутренних и наружных инженерных сетей, столярных заполнений оконных и дверных проемов, кровли. При этом историческая расстекловка заполнений оконных проемов была сохранена, что очень важно для архитектуры фасадов. Кроме того, проводились работы по благоустройству территории: озеленение, устройство новых покрытий подъездов, тротуаров, площадок. Фасады были отремонтированы в части дополнения утраченных плиток облицовки, а также очистке элементов наружной архитектурной отделки. 

Здание музыкального училища обладает ценностью, как один из редких образцов архитектуры Петрозаводска середины 1950-х – начала 1960-х гг. на переходе к постклассицистическому стилю в советской архитектуре. Общее композиционное решение объема, его внешнее декоративное оформление, а также художественно ценные интерьеры главных помещений музыкального училища (двухсветный вестибюль с колоннами и галереями, концертный зал) являются хорошим примером этого стиля в городе. 

Выдающиеся деятели культуры и искусства Республики Карелия. Слева направо Г.-Р. Синисало, К. Раутио, Р. Пергамент. Фото Нац. архива РК
Выдающиеся деятели культуры и искусства Республики Карелия. Слева направо Г.-Р. Синисало, К. Раутио, Р. Пергамент. Фото Нац. архива РК

Кроме того, несомненна мемориально-историческая ценность здания в связи с тем, что с училищем связаны или в нем работали выдающиеся деятели культуры и искусства Республики Карелия. Среди них:

— Раутио Карл (Калле) Эрикович (1899 — 1963), композитор, педагог, дирижёр, собиратель фольклора, общественный деятель. Заслуженный деятель искусств КФССР (1943); 

— Теплицкий Леопольд Яковлевич (1890 — 1965), дирижёр, композитор, педагог. Заслуженный артист КФССР (1951). Заслуженный деятель искусств Карельской АССР (1962); 

— Пергамент Рувим Самуилович (1906 — 1965), композитор, скрипач, дирижер, общественный деятель, один из основоположников профессиональной композиторской школы Карелии. Заслуженный деятель искусств Карельской АССР (1939). Народный артист КАССР (1959);

— Синисало Гельмер-Райнер Нестерович (1920 — 1989), карельский советский композитор, дирижёр, флейтист, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР; 

— Вайнонен Тойво Потапович (1918 — 1985), советский музыкант-кантелист, один из первых артистов ансамбля «Кантеле», педагог. Автор первого самоучителя игре на кантеле. Заслуженный артист Карело-Финской ССР (1947), народный артист Карельской АССР (1971).

Приказом Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия от 17 июля 2020 года здание музыкального училища включено в единый реестр памятников истории и архитектуры Российской Федерации. И оно по праву заслуживает этого. Но самое главное – здание востребовано, оно живет, а не умирает за ненадобностью, примеров чему, к сожалению, довольно много в Петрозаводске.