Архитектура Петрозаводска, Главное

Про дом, который построил Марк Пименов

Дом Пименова. фото Александра Паукова

Всё случилось так, как и должно было быть.

Памятная доска из шокшинского малинового кварцита заняла свое место на доме замечательного человека, выходца из вепсского села Шокша, Марка Пименова.

Дом Пименова. Фото Александра Лычагина
Дом Пименова. Фото Александра Лычагина

Ровно полтора века прошло с его кончины, но благодарная человеческая память жива и все-таки пробилась сквозь толщу времен. И дом, построенный Марком Пименовым добротно и основательно почти 170 лет назад, до сих пор стоит на своем месте и служит людям. Так что всё сложилось и сошлось именно в день его памяти.

Где в Петрозаводске дом Пименовых? Трехэтажное здание на углу улицы Луначарского и набережной Гюллинга известно сегодня как гинекологическое отделение родильного дома № 1. Старожилы помнят его как партшколу, педтехникум, а еще ранее – как епархиальное женское училище…

Но – все по порядку.

Дом

В 1844-1859 годах Марк Пименов (1799 — 1865), один из богатейших купцов Петрозаводска, приобрел несколько участков в квартале, ограниченном улицами Пробной (ныне ул. Луначарского), Александровской (пр. А. Невского), Вознесенской (ул. Коммунистов) и Лососинской набережной (ныне Гюллинга). В результате объединения нескольких «плановых мест» участок Пименова вырос до размеров в 700 кв. сажен (3175 кв. метров), на которых, кроме домов, флигелей, служб и огорода, находился сад.

Для строительства главного жилого дома Пименовым был выбран угловой участок, купленный в феврале 1844-го, где он «срыл по ветхости» старый дом прежнего владельца. Участок ответственный в градостроительном отношении, так как здания на нем формировали своеобразное «лицо» Зареки – набережную Лососинки, хорошо просматривавшуюся из центра города через пойму реки.

Бывший дом Пименовых. С открытки начала ХХ в.
Бывший дом Пименовых. С открытки начала ХХ в.

Дом был построен в течение 1844-1846 гг. Изображений дома в его начальном виде пока не обнаружено, равно как и чертежей. Но информацию о здании дают сохранившиеся капитальные конструкции дома, архитектурное решение фасадов, которое соответствует классицистическому стилю, преобладающему в то время в России, а также объявления в «Олонецких губернских ведомостях» о нахождении дома Пименова «в залоге». Залоги в XIX веке требовались от подрядчиков при освоении казенных денег. Такими залогами чаще всего служили их собственные дома: чем больше подряды, тем дороже должны быть дома.

Марк Пименов был крупнейшим в России своего времени строительным подрядчиком: он вел значительные подрядные операции по строительству в Петербурге каменных домов, мостов, набережных. Он возвел Аничков мост в Петербурге (1848), фортификационные объекты в Кронштадте – комплекс «Князь Меншиков», форт «Павел Первый» (Рисбанкский), доки канала Петра Первого, батареи форта Кроншлот. Большой дом Пименова в Петрозаводске и его 10 лавок в Гостином дворе часто находились в залоге при этих подрядах, что нашло отражение в архивных материалах и газетных публикациях своего времени.

Уже 21 января 1847 года датируется Свидетельство Олонецкой Палаты Гражданского и Уголовного суда «по удостоверению о каменном двухэтажном с мезонином доме под железной крышей… петрозаводского 1 гильдии купца Марка Пименова сына Пименова, собственно выстроенном им на доставшемся ему месте по купчей крепости». Свидетельство было получено Марком Пименовым для внесения нового дома в залог при строительных подрядах в Кронштадте. Дом на ту пору оценивался в 22 934 рубля.

Как выглядел дом с мезонином? В Петрозаводске такие дома были распространены – как каменные, так и деревянные. Аналогом каменного дома с мезонином может служить дом купца Антонова на Петропавловской (Соборной, ныне К. Маркса) улице, построенный в конце XVIII века. Бывший дом Антонова (теперь банк «Онего») стоит до сих пор, но утратил свои мезонины в связи с перестройкой в начале ХХI века.

 

Дом Антонова на Соборной. Фото из архива КГКМ
Дом Антонова на Соборной. Фото из фондов Национального музея РК
Дом Антонова в начале ХХI века. Фото Владимира Ларионова
Дом Антонова в начале ХХI века. Фото Владимира Ларионова

Двухэтажный каменный с мезонином дом Пименова на Зарецкой стороне был выстроен о 9 окнах по каждому фасаду. Для такого большого дома, тем более расположенного на угловом участке, характерным является взаимно перпендикулярное расположение двух мезонинов, которые возводились, как правило, по центру фасада, над тремя центральными окнами. Скорей всего, мезонинов было 4, по каждому фасаду (что называется еще крестообразным мезонином), так как дом возвышался над окружающей деревянной застройкой и был виден издалека со всех сторон. То есть у дома практически не было задних фасадов.

Кроме того, мезонины, или верхние полуэтажи, сооружались не только для украшения фасадов, особенно протяженных, но, кроме дополнительных помещений, еще и для возможности иметь изнутри разные виды на город и его окрестности. Это было распространено в архитектуре жилых особняков первой половины XIX века: иметь мезонин для удовольствия созерцать красивые панорамы. А в Петрозаводске виды из мезонина дома Марка Пименова были самые замечательные! На Соборную площадь и Общественный сад, возле которого он уже начинал строить детский приют, а также мост к нему через Лососинку, на Александровскую заводскую церковь и старую Троицкую церковь на Зарецком кладбище, где через несколько лет его стараниями будет возведена Крестовоздвиженская церковь, и, конечно, на озеро.

Возможно, как это часто бывало в таких типах зданий, с одной или нескольких сторон из мезонинов были выходы на балконы. Также не исключено наличие светового барабана над перекрестьем мезонинов, под которым должна была размещаться внутренняя лестница, соединяющая два нижних этажа дома и уровень мезонина, располагающегося практически на третьем этаже.

Дом Марка Пименова был самым большим частным домом в Петрозаводске как при его постройке в 1846 году, так и на протяжении всего XIX века.

Кто был архитектором здания, пока документально не установлено. Однако с большой долей уверенности можно отнести авторство этого объекта губернскому архитектору В. В. Тухтарову (1805 — 1861), стоявшему в своем творчестве на классицистических позициях. Василий Тухтаров много лет постоянно сотрудничал с М. Пименовым практически во всех строительных начинаниях известного благотворителя. Их совместными работами являются Николаевская церковь в Шокше (1842), мост через Лососинку в створе ул. Пробной (1848), Николаевский детский приют (1849, 1855), Крестовоздвиженская церковь (1853) и богадельня (1854) в Петрозаводске, Преображенская церковь (1851-1857) в Ионо-Яшезерском монастыре и др.

Марк Пименов скончался в 1865 году. В доме осталось большое семейство Ефима Григорьевича Пименова (1828 — 1873), племянника Марка Пименовича, усыновленного им и ставшего наследником и продолжателем его бизнеса и благотворительной деятельности.

После внезапной кончины Ефима Григорьевича его вдова в течение 10 лет сдавала почти весь 1-й этаж дома под размещение Олонецкой губернской Контрольной Палаты, которой «по неимению удобного для нее помещения в казенных зданиях с согласия Начальника губернии» с 1869 года разрешалось арендовать частные «обширные и приличные помещения». Дом Пименовых отвечал этим условиям.

 

Епархиальное женское училище

В 1900 году наследники купца Марка Пименова продали Олонецкой Епархии участок на углу ул. Пробной и Лососинской набережной вместе с каменным домом, дворовыми флигелями, службами и садом для устройства Епархиального женского училища. Дом с участком был уступлен за 50 тыс. руб. с рассрочкой платежа на несколько лет, что было «очень важно ввиду бедности Олонецкого духовенства».

Епархиальное женское училище. С открытки начала  ХХ в.
Епархиальное женское училище. С открытки начала ХХ в.

Проект перестройки и приспособления жилого дома для общественного назначения был составлен архитектором строительного отделения Олонецкого губернского правления И. Я. Капустиным (1852 — 1901). Для увеличения площадей в здании было решено надстроить все здание третьим этажом. Чертежи проекта надстройки пока не обнаружены, но, при наличии мезонинов, достройка третьего этажа заключалась, как правило, в достройке 3-го уровня здания в границах несущих наружных стен, что и было выполнено, судя по результату. То есть мезонины были обстроены со всех сторон и «утонули» так же, как и на доме Антонова после реконструкции. Кроме того, в центральной части здания, над помещением проектируемой домовой церкви, был устроен высокий световой барабан с куполом.

Классицистическая основа дома Пименовых была сохранена – положение и декоративная обработка окон, пояски и карнизы, их профилировка, соответствующие времени постройки здания. В уровне кровли реконструированного здания, в виде слуховых окон, похоже, сохранялись верхние части бывших мезонинов.

Педтехникум. С открытки 1930-х годов
Педтехникум. с открытки 1930-х годов

В 1900 году надстройка 3-го этажа была уже вчерне закончена. Домовую церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы обустроил повенецкий 2-й гильдии купец Иван Васильевич Распутин на свои средства. Епархиальное женское училище въехало в обновленное здание в 1902 году, когда строительные работы вместе с отделкой здания и обустройством флигелей для интерната учениц и жилья наставниц были завершены.

Судя по довоенным фотографиям здания, у него со стороны ул. Пробной появился тамбур с готическими окнами для организации главного входа в учебное заведение. Скорей всего, тамбур был пристроен именно во время реконструкции по проекту Ильи Капустина.

 

Тамбур главного входа в здание б. епархиального училища. Фото 1942 года
Тамбур главного входа в здание б. епархиального училища. Фото 1942 года

В феврале 1918-го здание епархиального женского училища было передано в ведение Губернского отдела народного образования для размещения в нем женской учительской семинарии, или Учительской советской семинарии № 2. По акту осмотра и приема здания, «при бывшем епархиальном женском училище находилось:

  • каменное, 3-этажное, имеющее 21 комнату здание;
  • деревянное, 2-этажное, имеющее в каждом этаже по 4 комнаты, здание для помещения образцовой одноклассной школы и квартиры эконома училища;
  • деревянное, 2-этажное, имеющее в каждом этаже по 6 комнат, здание для интерната воспитанниц;
  • службы: баня, прачечная, больница при училище, хлебопекарня, ледник, конюшня и каретник».

В каменном учебном здании располагались «6 классных помещений, рекреационный зал, домовая церковь, библиотека с читальной комнатой, музыкальный зал, столовая с умывальной при ней, продовольственная кладовая, кухня, раздевальная и 2 комнаты, занимаемые начальницей училища».

Естественно, все это очень годилось для учебного заведения, кроме домовой церкви, которая в соответствии с Декретом Совнаркома «О свободе совести и церковных и религиозных обществах», а также Постановлением наркома просвещения А. В. Луначарского «О светской школе» была упразднена. ГубОНО решил разместить в бывшей домовой церкви училища Олонецкий губернский церковно-исторический музей, который действовал в этом здании около полугода.

С лета 1918-го здание Учительской семинарии №2 заняли военные – сначала это был Ораниенбаумский батальон, затем 5-й Олонецкий полк, потом – военные моряки Онежской флотилии.

К началу 1920-х здание было освобождено от постоя военных и возвращено наркомату народного просвещения. Названия учреждений менялись – Педтехникум, дошкольный техникум и т.д., но всегда это были учебные заведения. И самое главное – дом в этот период его жизни не перестраивался, оставаясь неизменным в рамках реконструкции 1900-1902 годов.

 

Партшкола

Третья основательная переделка бывшего дома купцов Пименовых, больше повлиявшая на его образ, чем на какие-то конструктивные изменения, относится к 1945-1946 годам, когда оно было перестроено для размещения здесь Партшколы ЦК КП(б) Карело-Финской ССР. Проект наружной отделки и внутренней перепланировки выполнила архитектор Н.И. Корнева (1917 — 1991).

 

Проект партшколы. Архитектор Н.И. Корнева. 1945-1946 годы
Проект партшколы. Архитектор Н.И. Корнева. 1945-1946 годы

 

Автор, стоящая в своем творчестве на классицистических позициях, довольно малыми средствами, что было крайне важно в послевоенных условиях, создала облик здания, отличающийся от прежнего. Маленький тамбур входа, решенный в готическом стиле, со стороны улицы Луначарского заменила 4-колонным, хороших пропорций портиком, покоящимся на рустованной аркаде 1-го этажа, широким треугольным аттиком увенчала композицию – все это придало зданию значительность и даже некоторую помпезность, что было вполне уместно и даже необходимо для новой функции старинного дома.

Обработка рустом первого этажа, сохранение прежней отделки стен горизонтальными тягами и окон здания наличниками и сандриками – это те приемы классической архитектуры, которые вместе с портиком тосканского ордера преобразовали тяжеловатых пропорций объем в достойный архитектурный памятник классицизма и неоклассицизма в Петрозаводске. Восьмигранный барабан был уменьшен по высоте и получил восьмигранное шатровое завершение; в соответствии с проектом Нины Корневой световой барабан предполагалось сделать со стеклянной крышей, чтобы осветить актовый (лекционный) зал, располагающийся под ним, но это не было осуществлено.

 

Роддом

В 1960-м надобность в местной партшколе по каким-то причинам отпала, и здание было передано Петрозаводскому горздравотделу для размещения в нем родильного дома № 2. В связи с приспособлением здания к больничной функции была сделана некоторая реконструкция, состоящая в перепланировке помещений (с добавлением к боковому фасаду 3-этажной пристройки) и устройстве лифтов; наружная отделка и архитектурный стиль фасадов здания изменены не были.

 

Памятник

Бывший дом купцов Пименовых дошел до нашего времени с полностью сохранившимися историческими капитальными конструкциями. За 170 лет своего существования здание, изначально построенное для жилого дома, изменило свою функцию на общественную: сначала – учебного назначения, затем – лечебного. Тем не менее перестройки и перепланировки здания сохранили стиль фасадов, что дает возможность и все основания считать его редким образцом классицистической архитектуры Петрозаводска.

Дом Пименова в Петрозаводске

Территория главного дома Пименовых, а затем – епархиального женского училища и больницы (родильного дома), сохранилась практически в своих исторических границах, то есть бывшего владельческого участка, и прослеживается на многих планах Петрозаводска без изменения, за исключением постепенного сноса всех служб и утраты первоначальных насаждений сада.

Здание, построенное в 1846 году купцом и крупнейшим строительным подрядчиком своего времени, городским головой Петрозаводска (1853 — 1854) и благотворителем Марком Пименовым для своей семьи, стало домом для нескольких поколений Пименовых. Приемный сын и внук М.П. Пименова были достойными продолжателями деловых и благотворительных семейных традиций и городскими головами Петрозаводска, а их дом является также памятником выдающейся династии общественных деятелей, предпринимателей и благотворителей Петрозаводска и Олонецкой губернии.

Распоряжением Правительства Республики Карелия от 11 сентября 2014 года № 551р-П дом, расположенный по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Луначарского, д. 2, признан объектом культурного наследия регионального значения (памятник) с наименованием «Дом купцов Пименовых, 1846 г., 1902 г., 1946 г.».

 

P.S. Автор выражает глубокую благодарность Николаю Александровичу Кораблеву  (1947 — 2015) и Татьяне Александровне Мошиной, многолетним исследователям жизни и деятельности Пименовых, за помощь, оказанную ими при изучении истории дома. Публикации и книги Н. Кораблева и Т. Мошиной стали весомым аргументом при обосновании названия памятника в работе над заключением историко-культурной экспертизы по этому объекту культурного наследия.