Архитектура Петрозаводска, Культурное наследие

Лёд тронулся? Дом Богданова-3

Дом Богданова, 17.11.18

 

Вчера, в субботу, работы у Дома Богданова шли вовсю. Но веры в спасение объекта культурного наследия по-прежнему нет. Кому верить? Собственнику, начавшему дело его с уничтожения? Управлению по охране объектов культурного наследия, составившему в августе акт, полный вранья? Городской прокуратуре, которая мою жалобу на управление посылает в само же управление? Им не верю. Надеюсь только на широкую огласку происходящего с помощью граждан. 

 

Вначале предыстория  переписки с органами госвласти о судьбе многострадального объекта культурного наследия.

7 августа 2018 года, когда я направила первое письмо о состоянии Дома Богданова в Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия, предупредила в нем:

«В связи с ценностью объекта, игнорированием собственником даже обычных правил при ведении строительных работ, предполагаю предать ситуацию с домом Богданова гласности через средства массовой информации для привлечения внимания общественности к происходящему, ставшему в Петрозаводске преступной закономерностью».

И я это постараюсь делать регулярно до тех пор, пока Дом не будет приведён в безопасное для него состояние. Это важно ещё и потому, что помогает продемонстрировать слабые места в обращении с объектами культурного наследия, причины их гибели, несовершенство в законах по их сохранению.

 

История дома Богданова

Построен в Петрозаводске в 1870 году, располагался на улице Малой Слободской, 25. В 1983-1987-м перевезён в квартал исторической застройки на Неглинскую набережную, восстановлен. Использовался для размещения учреждений.

Спустя годы двухэтажный тамбур главного входа стал крениться, а затем чуть не отваливаться от основной части здания. Дому требовалась помощь. Вместо этого его продали за 1 (один) рубль, а земельный участок за 2,5 млн рублей, да и то только с четвёртой попытки.

Собственником стало ООО «Строительный трест № 4» (директор и учредитель Виталий Стопкин). Условием продажи было проведение масштабных работ по реставрации здания – от фундамента до кровли — с сохранением его исторического облика. Радует, что здание сохранится для потомков. Пугает срок работ — аж до 2021 года! Но собственник пообещал, что здание не повторит печальную судьбу детской поликлиники на улице Анохина в Петрозаводске и работы не затянутся.

Не затянулись. В середине мая 2018 года весёлые гастарбайтеры ободрали его как липку внутри и снаружи, а должны были всего лишь уточнить его физическое состояние для разработки научно-проектной документации. После моего неофициального сообщения о происходящем Управление по охране ОКН в Карелии оперативно провело обследование, выявило нарушения, приостановило работы, выдало предписание.

Следующие три месяца Дом стоял брошенный и никому не нужный. Слава богу, бомжам и хулиганам тоже. Ясно было, что гибель его не за горами, и 7 августа 2018 года я написала письма в мэрию и Управление по охране объектов культурного наследия. Ответ Управления шокировал: это было враньё высокого полёта. Писалось, что все недостатки и нарушения устранены и 23 августа даже акт об этом составлен. На самом деле собственником не сделано было ровным счётом ничего.

Понёс ли человек, составивший такой акт, наказание, продолжает ли работать в управлении, какие новые акты составляет, нам неизвестно.

25 августа написала в Управление вновь, и дело медленно и с переменным успехом, как улита, которая когда-то будет, стало сдвигаться с поистине мёртвой точки: несколько окон кое-как прикрыли щитами, появились ворота,  дыру в заборе у земляного склона залепили, брошенные на улице резные наличники и карнизы занесли внутрь, появился баннер о производителе работ.

Но ворота были закрыты ненадёжно, лист сайдинга на заборе оторвали, заплата у земляного склона примялась, и перелезть через забор в этом месте стало легче лёгкого. Часть уже прибитых на окна щитов отвалилась, остальные окна зияли пустотой или незакреплёнными рамами. Круглосуточная охрана, предписанная Управлением, отсутствовала. И опять Дом  стоял заброшенный и никому не нужный, доступный непогоде и злому умыслу.

Поэтому 14 октября  2018 года я написала очередное, уже третье письмо в Управление. Кстати, на сегодня, 18 ноября, я ответа на него так и не получила, что является нарушением федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан».

 

После моих писем почти всегда начинаются положительные сдвиги на территории дома. Так было и на этот раз. А через десять дней рухнул забор по улице Куйбышева, что нисколько не удивило: он изначально напоминал постройки Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа. Окна за это время так никто и не закрыл ни на первом, ни на втором этаже.

Дом Богданова, 25.10.18
Дом Богданова, 25. 10. 18
Дом Богданова, 25.10.18
Дом Богданова, 25. 10. 18
Дом Богданова, 25.10.18
Дом Богданова, 25. 10. 18
Дом Богданова, 25.10.18
Карнизы и наличники наконец занесли внутрь дома. Дом Богданова, 25. 10. 18
25 октября 2018 Дом Богданова
Дом Богданова, 25. 10. 18
Дом Богданова, 25.10.18
Дом Богданова, 25. 10. 18
Дом Богданова, 25.10.18
Из нового: появилась видеокамера. Охрана отсутствовала, что толку в этой игрушке? Дом Богданова, 25. 10. 18

 

Обращение в городскую прокуратуру

На этот раз я написала два письма (26 октября 2018 года).

Одно снова в Управление по охране объектов культурного наследия с просьбой провести очередную проверку состояния дома Богданова, объёма и качества работ по сохранению объекта культурного наследия собственником. Второе  -в городскую прокуратуру.

Обращение в городскую прокуратуру 14.10.2018

В нём я просила произвести как проверку соблюдения собственником ООО «Строительный трест № 4» (Стопкин Виталий Сергеевич) обязанностей по сохранению объекта культурного наследия «Дом Богданова», так и «проверку работы Управления по охране ОКН по достаточности и своевременности предпринимаемых Управлением мер к собственнику в вопросе исполнения им обязательств по сохранению исторического здания, поскольку мои неоднократные обращения в Управление от 07.08.18, 25.08.18, 14.10.18, 25.10.18 не привели к достаточным для сохранения исторического объекта результатам».

 

Ответ прокуратуры от 30 октября привожу полностью.

Дом Богданова, ответ прокуратуры 1

 

Кажется, это опять тот самый случай, когда отвечать мне будет тот человек, на кого я в прокуратуру жаловалась.
Удивляет меня объём посланного прокурором в адрес Ю. Алиповой письма — 13 листов. Моё было из одного листочка, правда, с приложением фотографий, неужели это они? Так я их и так в Управление отослала тогда же, когда и в прокуратуру…

 

Лёд тронулся?

14 ноября 2018 года в вечернее время навестила свой подопечный дом. О, чудо, на участке были рабочие! Сказали, что к работам приступили накануне, то есть 13 ноября. Являются сотрудниками того самого «Строительного треста №4», собственника здания. На территории появилась бытовка, ночью в ней, со слов ребят, находится сторож.

Расстроило, что окно и оконные проёмы по-прежнему открыты, часть рам вообще только что вырвана. Ещё больше огорчило, что хотя на замечание об этом рабочие обещали их зашить, было ясно: слышат они об этом впервые только от меня. Как и впервые узнали, что дом имеет историческую ценность.

Вчера, 17 ноября 2018 года, я сделала свежие снимки. В 11 утра, в субботу, работы шли вовсю, и это здорово!

17 ноября 2018 года
Субботнее утро, но работы вовсю идут. Это радует!

17 ноября 2018 года

 

17 ноября 2018 года, Дом Богданова
Будет новый фундамент.

 

А вот фото сегодняшнего дня, радости не вызывающие.

17 ноября 2018 года

17 ноября 2018 года

17 ноября 2018 года, Дом Богданова
Видимо, так песок удобнее носить, потому рамы сняли. Дыр в Доме прибавилось. Дом Богданова, 17. 11. 18
17 ноября 2018 года, Дом Богданова
Теперь видеокамера с этой стороны дома, а ниже крыша домика-бытовки. Но вот оконные проёмы по-прежнему открыты дождям и снегам, уже полгода. Дом Богданова, 17.11.18

 

Очень надеюсь, что с Домом Богданова всё будет хорошо. Веры в это нет, потому что кому верить?

Собственнику, начавшему дело с уничтожения объекта культурного наследия, бросившего его на произвол судьбы с мая месяца?

Управлению по охране объектов культурного наследия Республики Карелия, которое не может принудить собственника в течение целого полугода (!) закрыть окна, чтобы уберечь дом от дождя и снега? Управлению, составившему 23 августа 2018 года  акт, полный вранья?

Городской прокуратуре, которая мою жалобу на Управление посылает в само же Управление для ответа, а по отношению к собственнику, судя по ответу, мер воздействия или хотя бы проверки вообще не применяет?

Им не верю. Только надеюсь на вашу, граждане, поддержку и вашу помощь в широкой огласке происходящего, потому что как раз огласки люди, нарушающие законы и не выполняющие их, не любят, а иногда побаиваются.

 

Фото Юлии Свинцовой