У каждого архитектора есть либо главная ипостась его деятельности, либо знаковые постройки, характеризующие его. Об этом обычно говорят на юбилеях – в кругу друзей, коллег, сослуживцев, подводя очередные итоги конкретного отрезка жизни. Или всей жизни… Когда речь идет уже об ушедшем человеке. Ушедшем, как всегда бывает, внезапно, не вовремя, некстати…
13 августа исполнилось 40 дней после ухода из жизни заслуженного архитектора РСФСР Эдуарда Федоровича Андреева (1938 — 2020).
На мой взгляд, Андреев – это в первую очередь Главный Архитектор. Главный архитектор города Петрозаводска, которого можно поставить в один ряд с Лазарем Чиненовым, работавшим здесь в этой должности в 1947-1969 годах. И вовсе не потому, что Эдуард Андреев работал на своем посту почти столько же, сколько и Лазарь Иванович – 20 лет: с 1970-го по 1990-й. Им обоим досталось служить городу во времена активного строительства: одному – восстановления Петрозаводска после войны, второму – во время широко и мощно развернувшегося панельного домостроения. Во времена такой строительной активности главному архитектору очень важно успевать везде, отслеживая и направляя в нужное русло возведение буквально каждого объекта, соответствие появления его на карте города действующему генеральному плану.
Несмотря на то что Андреев был 20 лет Главным, он никогда не терял творческого кипения, а его рука – ощущения карандаша над чертежным столом, что, безусловно, помогало ему в работе. Просто он был однолюбом – однажды выбрав дело своей жизни и вкусив его не очень легкий хлеб, всегда был предан ему: активно проектировал и строил, что вызывало уважение к нему как к профессионалу.
Начало
Когда-то на мой вопрос «Почему вы пришли в архитектуру? Как узнали, что это ваша дорога?» Эдуард Федорович ответил:
— Я считаю, что поставила меня на эту дорогу замечательный человек и учитель – Ольга Федоровна Граф. Она не архитектор. Она просто преподавала в изостудии Дворца пионеров, куда я ходил с 4-го класса. Я благодарен ей за приобщение к началам творчества, за прекрасную атмосферу, что царила в ее студии. Кстати, из ее учеников получилось немало архитекторов и художников: Эдуард Акулов, Валентин Чекмасов, Евгений Судаков и другие.
После был наш архитектурно-строительный техникум, где в начале 1950-х преподавали многие архитекторы из «Карелпроекта»: Н.В. Куспак, Т.В. Ковалевская, Ф.И. Рехмуков. Фарид Измайлович Рехмуков был моим любимым преподавателем. Прекрасный человек, он был для меня олицетворением идеального архитектора и решил мою судьбу окончательно. Фарид Измайлович учился в Московском архитектурном институте, и я решил, что буду поступать только туда. Как Фарид.
После окончания техникума с отличием Эдуард Андреев в 1957-1963 годах учился в МАРХИ, окончив который распределился в «Ивановгражданпроект». Как он сам объяснял, «не хотелось резко разрывать отношения с Москвой, в которую из Иванова можно было часто приезжать – к друзьям, на выставки»… После двух лет активной работы, включая победу в архитектурном конкурсе на разработку реконструкции центра города Иваново, Андреев получил положительные рекомендации для вступления в Союз архитекторов СССР.
Возвращение
Осенью 1966-го Андреев с семьей вернулся в Петрозаводск – говорил, потянуло на родину. На работу был принят, конечно же, в «Карелгражданпроект», которому всегда требовались кадры, особенно уже опытных архитекторов. Тогда же, в конце 1960-х, им были выполнены несколько индивидуальных проектов.
Архитектурное образование, полученное Эдуардом Андреевым в техникуме и затем в Московском архитектурном институте на рубеже 1950-1960-х, к тому времени уже давно не ставило во главу угла освоение мирового классического наследия. И один из первых проектов (к сожалению, не осуществленный строительством) Э. Андреева шел в ногу со временем. Это было здание музея в Марциальных водах, которое должно было стать центром всей экспозиционной зоны первого российского курорта, включая церковь, построенную Петром I. Пирамидальный объем с пронизывающей его остекленной галереей на бетонных ножках разместились на склоне, привлекая внимание острым и современным силуэтом.
Первая осуществленная работа Э. Андреева (в соавторстве с Э. Воскресенским) – загородный дом-гостиница в Шуйской Чупе, построенный в 1971 году. Двухэтажное здание, прекрасно вписавшееся в природное окружение, несет в себе дух лучших произведений финских архитекторов-романтиков начала ХХ века Э. Сааринена, Л. Сонка, Г. Гезелиуса и тем не менее выглядит предельно современно. Использование в наружной и внутренней отделке естественного камня и дерева смягчили стерильность модернистских форм с большими остекленными плоскостями, придавая человеческий масштаб и теплоту образу здания. К сожалению, этот домик, кажется, был впоследствии перестроен.
Примерно в это же время был выполнен не потерявший актуальности, по-моему, и спустя полвека, проект ресторана «Хижина», который предполагалось разместить в деревне Косалма, на активном туристическом маршруте Петрозаводск – Кивач – Марциальные воды, и который также не был построен.
В этой работе архитектор продолжает тему связи с карельской природой, с народным зодчеством, если не в формах, которые были очень современны, то в отделке и проработке интерьеров, в использовании традиционных материалов. Поднимающийся по склону, «завивающийся» объем небольшого здания ресторана обнаруживает интересное внутреннее пространство – террасированное, отделанное естественным камнем, а применение характерно обработанных деревянных конструкций вызывает ассоциации с технологиями народных мастеров.
Определенной вехой в творчестве архитектора Андреева стала работа на объекте Мемориальный комплекс «Братская могила и Могила неизвестного солдата с Вечным огнем Славы» в Петрозаводске, на площади Ленина.
В 1967-м был объявлен конкурс на реконструкцию существующей Братской могилы, находившейся на углу Карла Маркса и улицы Комсомольской (ныне Андропова). Программой предусматривалось (при условии сохранения на месте захоронений 1919-1921, 1944 гг.) размещение могилы Неизвестного солдата и Вечного огня. В конкурсе приняли участие несколько авторских коллективов из Петрозаводска и Ленинграда.
Первое место в конкурсе заняли архитекторы Эдуард Андреев и Эрнст Воскресенский, скульпторы Эдуард Акулов и Людвиг Давидян – творческий коллектив, по проекту которого в 1969 году мемориальный комплекс был построен.
Авторы мемориала создали композицию, используя в основном лишь планировочные приемы, отказавшись от применения объемных скульптурных форм, учитывая близость памятника В.И. Ленину. Это было действительно нестандартное решение – в то время по стране строились мемориалы в одном стиле: очень крупные грубоватые фигуры из бетона. Мемориальный комплекс в Петрозаводске представляет собой небольшую (80 х 20 м) мощеную брусчаткой шокшинского кварцита площадь, раскрытую на пойму Лососинки.
По краю площади, над самым обрывом, – узкая, около 5 м шириной, полоса полированного габбро-диабаза, на котором строго на продольной оси пл. Ленина размещен Вечный огонь. Справа, на маленьком газоне прямоугольной формы – 60-тонная гранитная глыба, контрастирующая своей природной фактурой с полированным гранитом. На глыбе объемными буквами выложены слова:
«Героям
сынам Октября
кто жизнь свою отдал
за счастье народа
памятник этот воздвигнут».
Огибая мемориал, в долину реки спускаются гранитные парадные лестницы, сливаясь в один широкий марш. Реконструированная и оформленная в общем стиле братская могила с захоронениями героев гражданской и Отечественной войн была включена в общую композицию.
Озеленение и цветочное оформление комплекса решены минимальными средствами, но в полной гармонии с настроением места. Ковер стриженого газона контрастирует с камнем. Аллея старых тополей на площади сохранялась для некоторой изоляции мемориала от транспортных и пешеходных транзитных потоков, позволяя создать у Вечного огня свою атмосферу. Богатые ландшафтные возможности участка позволили тесно связать комплекс мемориала с природным окружением, и в то же время он стал неотъемлемой частью архитектурного ансамбля площади Ленина.
Андреев позже сказал: «Хорошо поработали – в 1973 году стали лауреатами Государственной премии КАССР».
Главный архитектор
В творческой жизни Э. Андреева есть особый период, почти жизнь в жизни, – его 20 лет на посту главного архитектора Петрозаводска: с 1970-го по 1990 год.
Что такое – эти 20 лет для нашего города? Если мысленно окинуть взглядом историю Петрозаводска, можно заметить, что с самого начала его развитие шло очень неравномерно: десятилетия бурного роста сменялись временами полнейшего застоя и провинциальной тишины. Временной отрезок 1970-1990 отличился невиданным доселе размахом строительства. Был пущен в строй комбинат панельного домостроения, и на карте города один за другим появились микрорайоны на Октябрьском проспекте, жилые районы Ключевая, Кукковка, Древлянка, новая Перевалка.
Столь интенсивное строительство вынуждало главного архитектора работать столь же интенсивно. Несмотря на то что в технологической цепочке производства типовых домов архитектору практически не было места, главному архитектору все-таки удавалось в городе многое. Например, принимать активное участие в проектировании генерального плана Петрозаводска, наезжая к проектировщикам в «Ленгипрогор» со своими идеями, находившими понимание. Бороться, как ни странно, за комплексную застройку новых жилых районов, чтобы, кроме домов, там возводилась вся социальная инфраструктура и благоустройство – с тротуарами, проездами и озеленением.
Часто, вспоминая о своей работе в горисполкоме, Андреев говорил о своем тандеме с председателем исполкома горсовета Павлом Васильевичем Сепсяковым (1925 — 2012) в 1970 — 1982 годах. Это всегда важно – и для города, и для главного архитектора – сотрудничество с городской властью.
— Павел Васильевич всегда стоял горой за свою команду. Но поначалу, год-два, мы, мягко говоря, привыкали друг к другу. Я не люблю, когда на партийном или ином руководящем уровне волевым порядком решают архитектурные и градостроительные вопросы. Если есть профессионалы, им надо доверять. Был большой конфликт, когда руководство довольно жестко настаивало на застройке набережной Варкауса, городского озерного фасада, длинными типовыми домами вопреки концепции генерального плана. Когда я понял, что мои доводы не принимаются в расчет, заявил об уходе. Честно говоря, сам не ожидал эффекта: отставку не приняли, но и набережную не стали портить.
Набережная Варкауса, застроенная впоследствии современными красивыми домами, неизменно удивляющая приезжих коллег, радовала Э.Ф. Андреева – стоило бороться. А молодые коллеги-архитекторы Андрей Гречкин и Евгений Фролов за комплексную застройку набережной Варкауса тоже получили Государственную премию Карелии – в 2018 году.
Петрозаводчанин по рождению, Эдуард Федорович делал на посту главного архитектора всё от него зависящее для того, чтобы его город был самым красивым, удобным для жителей, любимым ими и вызывал восхищение приезжих. Андреев пробил организацию в горисполкоме небольшой проектной группы, которая должна была заняться благоустройством отдельных участков города, в частности, его центральной части.
— Я пригласил в эту группу хороших архитекторов – пришлось немножко пощипать «Карелгражданпроект». Коля Овчинников, Коля Тришков, Лева Салмин, Валера Петровский, Сергей Савин с удовольствием занимались разработкой элементов благоустройства и малых форм архитектуры. Николай Тришков потом стал главным художником Петрозаводска, автором многих памятников и фонтанов.
Из этой группы вышла любимая горожанами пойма Лососинки у площади Кирова с аллеей Городов-побратимов, Онежская набережная, фрагменты парков, благоустройство Березовой рощи на улице Калинина…
Эдуард Андреев по должности часто бывал за рубежом, особенно в наших городах-побратимах. По его словам, он был просто покорен обилием разного рода маленьких уютных кафе в западных европейских городах. Тогда в Петрозаводске под руководством Э. Андреева и при его непосредственном участии появились ресторан «Петровский» и кафе «Нойбранденбург».
— Мне кажется, одно из основных свойств нашей профессии – стремление наводить порядок, улучшать ту среду, где мы живем. Когда видишь в своем городе какие-то «дыры», то мысленно всегда начинаешь проектировать. Главный архитектор тут имеет преимущества, что называется, пользуется служебным положением. Так получился, например, ресторан «Петровский». Что там раньше было? Склад сырья комбината бытового обслуживания! И это в таких прекрасных сводчатых залах! Мы работали с архитектором Ларисой Елохиной, а детали интерьеров выполнил Эдуард Акулов. В 1973 году в подвалах с 200-летней историей открылся новый интересный ресторанчик.
«Петровский» был сделан в соавторстве с Эдуардом Акуловым, в полном соответствии с архитектурой здания конца XVIII века, в историческом стиле. А кафе «Нойбранденбург» с Людвигом Давидяном – в немецком. Насыщенность интерьера этого кафе художественными элементами, включавшими индивидуальную стильную мебель, создавали особую европейскую атмосферу. И это было в новинку. Теперь «Петровского» больше нет, а в «Нойбранденбурге» все по-другому – интерьеры не живут долго, особенно при смене хозяев.
С подачи Андреева в эти же годы место бывшей котельной в цокольном этаже дома №16 по пр. Ленина было отведено для устройства шашлычной «Кавказ», проект которой выполнили архитектор Юрий Карма и скульптор Ченка Шуквани.
В 1978-м стараниями Эдуарда Андреева и при поддержке П.В. Сепсякова из многолетней ссылки вернулся Петр I – не на Круглую площадь, но все-таки на всеобщее обозрение, в центр людских потоков – на набережную.
Казалось бы, 20 лет службы в кабинете, в рутине далеко не творческих дел вполне могли если уж не убить, то серьезно придушить прекрасные архитектурные порывы. Но только не у Андреева. Эдуард Федорович умудрялся проектировать сам и фонтанировать идеями для других, даже будучи главным архитектором Петрозаводска.
Одним из этапных объектов Э. Андреева стало здание горкома и горисполкома (ныне – городской администрации) в Петрозаводске. Пожалуй, это сооружение, выстроенное в соавторстве с В. Антохиным и Э. Журавковой в 1980 году, стало последней данью модернизму в творчестве архитектора Андреева.
Здание горисполкома, одно из самых больших на то время сооружений нашего города, поставленное перпендикулярно проспекту и организующее новую площадь на проспекте Ленина у озера, занимает целый квартал и встречает пешеходов одним из главных фасадов. Прекрасно понимая, что 6-этажное здание, поставленное поперек квартала, будет похоже на глухой забор и закроет желаемый и просто необходимый в Петрозаводске вид на озеро, авторы придумали разорвать корпус по первому этажу и поставить его на «ноги». С этой же целью большая часть второго этажа отведена под залы заседаний и фойе с обильным остеклением. Кроме того, и устройство по второму этажу балкона-гульбища, позволило облегчить массу крупного объема.
Вертикальные членения фасадов призваны придать зданию стройность и оптически укоротить протяженный корпус. Спокойный ритм белых вертикалей и темных оконных простенков масштабен ритму окон окружающих домов, однако характер фасадов здания сразу дает понять о его общественном назначении и несомненной принадлежности стилю своего времени.
Отставка
— В 1990-м вновь избранный председатель горисполкома попросил, чтобы я остался, но я посчитал, что мне пора уходить на творческую работу. В то время уже существовала творческая архитектурная мастерская «Петрозаводскархпроект», куда я и ушел по собственному желанию.
Особое место в творчестве архитектора Андреева занимало проектирование жилых зданий – от маленьких на 1-2 семьи до многоэтажных секционных. Э. Андреев является также автором первых малоэтажных блокированных домов, построенных в Петрозаводске – на ул. Льва Толстого, 10.
Представляет интерес небольшой, на 4 квартиры, еще один дом на улице Льва Толстого, построенный в 2000 году.
Сложнейший участок, отведенный под строительство, не стал препятствием для автора, но дал повод для удачного решения. Архитектор использовал перепад рельефа на косогоре для создания полуподземных гаражей жильцам. Затесненность участка вызвала нестандартное расположение комнат каждой квартиры не в горизонтальной плоскости, как это обычно бывает, а по вертикали. Задачу по инсоляции жилых помещений автор решил, размещая комнаты разных квартир по спирали, друг над другом – «ловил солнышко», как выразился Эдуард Федорович. Это тот случай, когда способность проектировщика обратить на пользу архитектурному образу здания жесткие ограничения и условия отличают настоящего архитектора-профессионала.
Довольно часто архитекторы, сами пожившие в тесных хрущёвках, при проектировании жилья заботятся лишь об увеличении площади комнат и высоты помещений. Делать максимально удобное жилье – было девизом Э. Андреева, касалось это собственной дачи, загородных домов или квартир в многоэтажных домах. Взаиморасположение и перетекание функциональных зон квартиры, использование малейших положительных моментов окружающего пространства, превращение их в изюминку, в индивидуальность конкретного дома – вот средства архитектора Андреева. Так в частном доме в Матросах прекрасный вид на излучину Шуи, буквально просившийся стать пейзажем в гостиной, отворачивал это хорошо остекленное помещение от солнца. Автор, хитроумным способом устроивший треугольное окно в кровле, опять «поймал солнышко» и пустил его лучи в гостиную через потолок.
Признание одного из знакомых, поселившихся в одном из домов, спроектированном Андреевым: «Я первый раз за всю жизнь не захотел ничего перестраивать в квартире – так все удобно!» – является высшей оценкой работы архитектора. На первый взгляд, удобство – это не та характеристика архитектурного объекта, которая бросается в глаза, видна всем, вызывает ажиотаж и т.п. Но опять-таки это признак высочайшего профессионализма зодчего, который по определению призван улучшать и обустраивать жизнь человека.
Если в хронологической последовательности рассмотреть основные проекты и постройки архитектора Эдуарда Андреева, то довольно четко выявится линия изменения творческой направленности автора от несколько схематичного модернизма 1960-1970-х к совершенно противоположному по художественным характеристикам и нарочито декларируемому новому историзму. Историзмом отмечены его жилые и общественные здания, как осуществленные, так и оставшиеся в проектах.
В Петрозаводске, считал архитектор, в котором так мала и хрупка историческая составляющая, необходимо наличие определенной доли ретроспективизма в стиле новых построек. Можно было поспорить о том, что архитектура должна быть современной. Но, глядя на новейшие образцы петрозаводской архитектуры, совсем не хотелось с ним спорить. Декларативный историзм, проповедуемый архитектором Андреевым в его последних постройках и проектах, человечней агрессивной архитектуры офисов и супермаркетов.
Вместо заключения
Попытки максимально описать творчество и архитектурную деятельность Эдуарда Федоровича Андреева оказались в большой степени тщетным занятием. Получился лишь небольшой очерк фрагментов, эскиз к биографии… Что все-таки главное? Когда-то я спросила Эдуарда Федоровича перед одним из его юбилеев, чего пожелать ему на день рождения, то первым было: чтобы наш город был красивым и достойным. А уж потом – собственного здоровья и творческих успехов.
За Петрозаводск он переживал всегда и, с особой горечью, в последние годы. Многое из того, за что он в свое время бился, нарушено в своих основах, пущено на ветер, сломаны принципы, в частности, сохранения лесов между жилыми районами, возле Древлянки и вдоль Лесного проспекта, прибрежной зоны Онежского озера и – застраиваемых, застраиваемых, застраиваемых…
Андреев ушел.
А в голове всё звучит в его исполнении его любимый романс, который он часто пел среди друзей:
Осень. Прозрачное утро.
Небо как будто в тумане,
Даль из тонов перламутра,
Солнце холодное, раннее…
…
… Не уходи, еще не спето столько песен,
Еще звенит в гитаре каждая струна…