2 сентября — день окончания Второй мировой войны. Крупнейшим ее танковым сражением стала битва на Прохоровском поле летом 1943-го. Профессор ПетрГУ Анатолий Болгов побывал там и рассказал о своих впечатлениях.
На местах боев под Прохоровкой я побывал в сентябре несколько лет назад. От Белгорода до Прохоровки примерно 60 километров, можно ехать поездом или автобусом. Предпочел автобус, так как из него проще наблюдать села, дороги, пейзаж, людей. Древняя бабушка, почти полдороги молча сидевшая неподалеку, неожиданно, ни к кому не обращаясь, произнесла: «Сразу после войны ходила на работу за 10 километров. Идешь бывалоча одна рано утром полем — волка боишься встретить. А сейчас идешь — встречного человека боишься. Да-а…». И снова замолкла. Другая соседка, юная девушка, по мобильнику весело говорила своей подружке: «Приезжай, пивка попьем».
За окном мелькали таблички и указатели с названиями сел и хуторов: Лучки, Яблочки, Богородицкое, Кусты, Липовка, Ясная Поляна, Кострома, Сторожевое, Прелестное (эпицентр танкового сражения). И наконец показался силуэт памятника Победы на Прохоровском поле. И памятник и автобусная остановка так и называются — «Звонница», название железнодорожного разъезда поблизости — «Танковое поле».
Нынешнему поколению молодежи, видимо, не очень интересны подробности этого одного из главных сражений Великой Отечественной войны. Но все же упомяну основные события, описанные в литературе.
Летом 1943 года в ходе оборонительной с нашей стороны Курской битвы, пытаясь с юга прорваться и срезать так называемый Курский выступ с советскими войсками, на узкий участок фронта шириной в 8-10 км, юго-западнее небольшой железнодорожной станции Прохоровка, немцы бросили в наступление мощные танковые дивизии СС «Адольф Гитлер», «Мертвая голова» и моторизованную дивизию «Великая Германия». Наше командование ответило контрударом силами двух армий — 5-й танковой и 5-й общевойсковой.
Непосредственный организатор сражения командующий 5-й танковой армией П.А. Ротмистров вспоминал: «Боевые действия начались 12 июля в 8 часов 30 мин после 15-минутной артиллерийской и авиационной подготовки. Перейдя в наступление в направлении села Покровки, соединения 5-й танковой армии встретили танки противника, двигавшиеся на Прохоровку в юго-западном направлении. Две мощные лавины устремились друг другу навстречу. И грянул встречный бой…»
Битва продолжалась до позднего вечера. Об ужасах этого дня, адском напряжении, о мужестве, стойкости, самопожертвовании советских солдат и офицеров лучше узнать из первоисточников. Только одна фраза из воспоминаний генерала А. Егорова: «Смешалось все — огонь, сталь, люди».
До сих пор историки спорят о числе танков, участвовавших во встречном бое. Отечественные авторы называют свыше 1200 задействованных одновременно с обеих сторон танков и самоходных орудий, значительное число артиллерии и крупные силы авиации. В одном из проспектов указано, что только за один день потери с обеих сторон составили свыше 700 танков. Многие немецкие источники не только умаляют значение и масштабы этого сражения, но и сводят потери немцев до смехотворной цифры в несколько машин.
Наши части, прежде всего танкисты, выполнили поставленную задачу, удержали Прохоровку, разгромили ударные силы вермахта на этом направлении. Красная Армия выиграла Курскую битву, обеспечила коренной перелом в ходе Второй мировой войны, перешла в наступление, начала освобождать наши города и села. 5 августа 1943-го Москва впервые салютовала в честь победителей — освободителей Орла и Белгорода, которые с тех пор гордо величают себя городами первого салюта.
…И вот прошло уже 60 с лишним лет. Я стою на знаменитом теперь танковом поле. Эти места относятся ныне к созданному в апреле 1995 года государственному военно-историческому музею-заповеднику «Прохоровское поле».
Само поле сейчас обычное, мирное, хлебородное. Ведь это знаменитый русский чернозем. К началу сентября зерновые на нем давно убраны, все пространство занимает белесая стерня, местами стоят большие желтые скирды соломы. В тишине тарахтит трактор. На ближних уже черных после уборки огородах громоздятся огромные оранжево-желтые тыквы.
На поле не осталось никаких следов войны, нет здесь и могил. Местная жительница рассказала: «Наших солдат хоронили по селам и хуторам. В селе Прелестное в братской могиле захоронено 814 воинов, у нас, на хуторе Сторожевом, — более 500. Там же отдельно закопаны и убитые немцы. Из Германии с недавних пор стали приезжать сюда люди, тоже помнят своих. От трассы до хутора они на свои средства построили асфальтированную дорогу, добротную. Теперь нам хорошо и ходить и ездить».
Достойные памятники нашим воинам сооружены на окраине поля. Главный — памятник Победы — величественная звонница. Белокаменная четырехгранная, она взметнулась ввысь на пятьдесят два метра. Ее венчает золоченая сфера с семиметровой скульптурой Покрова пресвятой Богородицы. Через каждые двадцать минут на звоннице бьет колокол. Первый звон — о героях Куликовского поля, второй — о солдатах Бородино, третий — память о победе в Прохоровском сражении. От звонницы проложены три аллеи: дубовая, березовая, липовая — символ единства трех полей русской ратной славы.
От танкового поля до Прохоровки примерно 7 километров, я измерил их пешком. В самой Прохоровке построен в том же 1995 году редкой красоты златоглавый храм — памятник святых апостолов Петра и Павла и Успенская церковь с общежитием.
Здесь же открыт музей Прохоровского танкового сражения, построен прекрасный культурно-исторический комплекс. В строительстве всех этих объектов большая заслуга бывшего председателя Совета Министров СССР Николая Рыжкова, который был председателем попечительского Совета. Один из сооруженных объектов так и называется — библиотека Н.И. Рыжкова. Ее фонды укомплектованы и пополняются во многом книгами из личной библиотеки Николая Ивановича.
Обратно ехал на пригородном поезде, на «дизеле», как говорят местные жители. «Дизель плохо ходит, может опоздать на час, на два», — сообщил дежурный по станции Прохоровка. Меня это известие особенно не впечатлило, ибо вспомнил, как мы с нашим ректором В.Н. Васильевым три года назад добирались из Флоренции в Падую. Набитый до отказа неустанно галдящими итальянцами поезд опоздал на 4 (!) часа. Нашего дизеля пришлось ждать полтора.
В вагоне недалеко от меня сидела очень пожилая, но еще крепкая женщина и явно на публику напевала частушки военной поры. Запомнились две:
Полюбила лейтенанта,
А майор мне говорит:
«У меня ремень пошире
И звезда сильней горит».
***
Солдаткой была – веселилася,
Солдат пришел – зажурилася.
Подумалось: большая война не только сотрясала в тылу психологию и души людей, но породила как защитную реакцию особый фольклор, устное творчество, новые формы юмора. Исследована ли эта сторона военного бытия? Видимо, не полностью.
О Белгороде. Этот город в последние годы все больше удивляет масштабами строительства жилья, офисов, культурных, спортивных, торговых центров, темпами благоустройства. Из неухоженного и невыразительного в 70-80-е годы Белгород за последние 10 лет неузнаваемо преобразился. Здания радуют оригинальной архитектурой, цветовой гаммой в бело-желтых тонах. Тротуары покрыты прочной плиткой. Заметно высокое качество работ. Чувствуется, что за городом постоянно ухаживают. Можно сказать: чистый и уютный город. Бомжей практически не увидишь. Проезд в белгородском троллейбусе без льгот стоит 4 рубля, в маршрутке – 6 руб. Эти цены держатся многие годы. А стоимость одного номера главной газеты безлесной области «Белгородская правда» в киоске равна 1,5 рубля. Цены в Петрозаводске читателю известны. Быстрыми темпами благоустраиваются и районные центры области.
…. Поздним вечером из окна комфортного вагона идущего в Москву поезда подсвеченный прожекторами храм Петра и Павла в Прохоровке выглядит как горящая свеча. В память о погибших солдатах, измученных войной стариках, женщинах, детях, обо всех страдальцах войны.