И.С.Фрадков

«У тебя всё получится…»

Фото из книги
Исаак Самойлович Фрадков (справа) и Владимир Малегин. Фото 1990-х годов

Сегодня исполняется 86 лет со дня рождения выдающегося педагога Исаака Самойловича Фрадкова (1927 — 1998). Продолжаем публикацию глав из книги «Школа Фрадкова».

В 1995 году И.С. Фрадков создал общественную организацию «Педагоги-исследователи Карелии», которая выпускала журнал под тем же названием, занималась издательской деятельностью, проводила научно-практические конференции для учителей и сотрудничала с малым предприятием «Содружество» Владимира Малегина.

Владимир Малегин — выпускник 9-й школы 1963 года. В 2002 году, когда была издана книга «Школа Фрадкова», и по сей день — председатель созданной им Карельской региональной общественной организации «Карельское образование».

 

«У тебя всё получится…»

 

…Он медленно шагал вдоль длинной шеренги ребят, построенных на утреннюю линейку на третьем этаже мужской средней школы № 9. Громкий голос и чёткая дикция напоминали о педагогическом опыте, при этом он смотрел на нас как на старых знакомых. Исаак Самойлович запомнился тогда чёрным костюмом, круглой блестящей головой и щёточкой рыжих усов. Говорил о том, что нам всем вместе придётся сделать, чтобы было интереснее учиться и веселее жить. Так состоялось знакомство с моим Учителем весной далёкого 1956 года.

И действительно наша жизнь изменилась, буквально во всем. Десятки наименований изделий изготавливали мы в школьных мастерских, имеющих солидный станочный парк. Но этого было мало нашему директору, и дважды в неделю мы проходили закалку в цехах ОТЗ. В олимпиадах по различным предметам в те годы блистали ученики 9-й школы Л. Жаворонков, Е. Пребышевский и Л. Брызгалов.

В сказочно короткие сроки к школе был пристроен спортивный зал, в проектировании и строительстве которого принимали непосредственное участие наши родители. В те годы самыми сильными спортсменами были воспитанники нашей школы. Только в нашем классе было два победителя российского уровня: в прыжках в высоту В. Никулин, я в соревнованиях по боксу. Известными в республике спортсменами были футболист и хоккеист В. Колесов, баскетболист Л. Кузьмин, легкоатлеты В. Устинов и В. Минаев.

Пролетело бурное и счастливое школьное время. В день последнего звонка мы с Исааком Самойловичем домой возвращались вместе, поскольку жили на одной улице. При расставании он  признался, что в армии тоже занимался боксом.

Мы не виделись долгих 35 лет. О достижениях Исаака Самойловича  по созданию многочисленных учебных центров узнавал из газет. Так сложилось, что я, инженер-конструктор по образованию, в 1996 году возглавлял предприятие, которое оказывало поддержку школам в трудовом обучении. Накопилось много проблем. Я позвонил: «Исаак Самойлович, это Малегин, нужен совет».  «Какой Малегин, большой или маленький?» (Мы с братом двойняшки, он всегда был на голову ниже меня). Я ответил: «Большой». «Володя, приезжай, я тебя жду».

Он ждал меня в большой комнате, сидя в кресле. Беспокоила фронтовая рана, ноги были укрыты мягким пледом. Три с половиной часа пролетели как несколько минут. Он только время от времени прерывал меня репликами: «Ты озвучиваешь мои мысли… даже фразы некоторые одинаковые».

На следующий день я привёз его в здание нашего предприятия «Содружество» на улице Волховской, 11 А. Когда он поднялся на второй этаж (ходил уже с помощью костылей) и увидел выставку школьного творчества, где были выставлены сотни разнообразных изделий, лицо его озарила улыбка: «Володя, я горжусь, что ты учился у меня!» Для меня это было выше любой награды.

С этого дня Исаак Самойлович стал активным сотрудником нашего «Содружества». Ещё через пару дней мы объехали все интернаты Петрозаводска, побывали и в поселке Деревянное. Я был поражён, что в каждой школе находились люди, которые встречали Фрадкова как близкого и дорогого человека.

У него были десятки идей и предложений, которые нужно было внедрять в жизнь немедленно. Школьные производственные участки и закладка у каждой школы садов, а в детских садах оранжерей, выращивание рассады, зооуголки, модернизация спортивных залов, шефская помощь школам и детским садам, обмен опытом с педагогами всех предметов и многое другое. Фрадков дал новое направление нашей деятельности. До сих пор никто систематически и серьёзно не занимается разработкой учебно-наглядных пособий, а ведь это целина, которая может существенно облегчить труд педагога. Исаак Самойлович является автором учебных пособий по математике, некоторые успешно прошли испытания в школах и востребованы не только у нас, но и в других регионах.

Мы активно сотрудничали не только с городскими, но и с сельскими школами, подростковыми центрами, интернатами, детскими домами, дошкольными учреждениями. Стали получать существенную помощь и поддержку от бывших учеников Фрадкова, которые стали крупными руководителями. На новый 1998 год по предложению Исаака Самойловича мы подготовили более пяти тысяч подарков каждому воспитаннику интерната.

В ноябре 98-го мы пригласили группу ведущих педагогов города для обсуждения новых учебных пособий. Открывать встречу и вести её должен был Фрадков, но врачи в этот день не разрешили ему покидать квартиру. Огорчённый, но со свойственным ему оптимизмом, он сказал: «Ничего, ты будешь за меня, у тебя всё получится, будь только внимательным, в этих делах мелочей не бывает…» Результаты были ошеломляющие, педагоги поверили, что их идеи могут быть реализованы, что мы  способны создавать уникальные новинки. Исаак Самойлович был очень доволен и вдохновлён перспективой развития такого сотрудничества.

Считаю делом чести продолжить работу, которую завещал не бросать Исаак Самойлович, и создать на базе нашей общественной организации «Карельское образование» экспериментальную лабораторию по разработке новых учебных пособий и центр по реабилитации детей с ограниченными возможностями.

 

 

  • Валентина Акуленко

    Помню радостные глаза мамы, вернувшейся с родительского собрания в девятой школе. Исаак Самойлович знакомился с родителями своих учеников: теперь эта школа (был и такой эксперимент от Минбразования) обучала только старшеклассников. Классы математиков, физиков, химиков, полиграфистов … Еще и с практикой: кто на предприятии, кто у ЭВМ в вузе … Но даже не грандиозные планы директора зарядили оптимизмом мою маму, а его яркая неординарная личность. Помню, что весь вечер она рассказывала нашей семье, о чем он говорил. И была очень довольна, что я буду учиться именно в этой школе. У Фрадкова. Она не ошиблась. Согласна с Володей Малегиным, который учился у Фрадкова раньше, еще в то время, когда школа была мужской: нам всем, его ученикам, очень повезло!