Кино, Михаил Швейцер

Если существует такая любовь, хочется жить. Софья Милькина и Михаил Швейцер

Михаил Швейцер и Софья Милькина после фильма «Время, вперед!». Осень 1965 года. Из архива Фрадковых
Михаил Швейцер и Софья Милькина после фильма «Время, вперед!». Осень 1965 года. Из архива семьи Фрадковых

17 апреля исполняется 99 лет со дня рождения Софьи Милькиной, кинорежиссёра, сценариста, жены выдающегося мастера кино Михаила Швейцера. В Петрозаводске живут их родственники. Публикуем из «лицейского» архива беседу Инны Фрадковой с Михаилом Швейцером, состоявшуюся в 1998 году, и миниатюру Софьи Милькиной.

 «У нас не получалось отключиться от работы ни на минуту»

…Поезд приближался к Москве. Мама волновалась. Я тоже. Я первый раз ехала в этот город. Повод для нашей поездки был очень горький. Несколько месяцев назад умерла мамина тетя. Я никогда не видела ее, только портрет в доме у бабушки. Спросила как-то: «Кто это?» — «Это моя сестра, — ответила бабушка. — Она и ее муж кинорежиссеры: Софья Милькина и Михаил Швейцер. Они сняли «Золотой теленок», «Маленькие трагедии», «Мертвые души», «Крейцерову сонату». Соня с детства была очень способной, обладала абсолютным слухом, училась в школе Гнесиных по классу скрипки, прекрасно рисовала, писала стихи, музыку. Она стала кинорежиссером». С портрета на меня смотрела молодая, очень красивая женщина, с огромными выразительными глазами. — «Бабушка, она очень красивая!».

На перроне нас встретил дядя Миша. Очень умное, интеллигентное лицо, очки.

Мы открываем дверь в квартиру. Зеркало в прихожей закрыто черным. С огромного портрета на меня смотрят знакомые глаза. Если хочешь понять человека, попади к нему в дом, осмотрись. Дом, в котором я оказалась, — это мир двоих людей, очень любивших друг друга. Дом удивительно уютный. Чувствуется, что хозяйка обладала великолепным вкусом. Все сделано ее руками, с огромной любовью. Я хожу по этому дому и смотрю, смотрю. Кажется, человек вышел на минуту, сейчас вернется, и мы сядем пить чай за уютным столом, зажжем лампу. На столе в маленьких берестяных лукошках — конфеты, сушки, печенье…

На стенах — картины. А на стеллажах с книгами — фотографии. Сцены из фильмов:  Высоцкий в роли Дон Гуана. Высоцкий с тетей Соней, Трофимов в роли Гоголя, Иннокентий Смоктуновский – Барон в пушкинских «Маленьких трагедиях», друзья, Б. Окуджава в черной рамке. А на раскрытом пианино — ноты с его песнями. В. Венгеров в черной рамке. Около дивана к стене пришпилено несколько плакатов.

— Это мы делали друг другу газеты в день рождения или в другие праздники, — заметив, что я остановилась возле них, сказал дядя Миша.

На стенах очень много портретов дяди Миши, нарисованных тетей Соней.

Они были неразделимы. Их даже на студии называли «Наши Абрамычи»: у них были одинаковые отчества. Они слились и представляли одно целое. Перед этой любовью, этим чувством хочется встать на колени. Я слышала, как дядя Миша рассказывал о последних месяцах жизни, болезни тети Сони. Мама плакала, а потом сказала мне, что если существует такая любовь, хочется жить.

Дядя Миша спросил меня: «А кем ты хочешь быть?» Больной вопрос! «Еще пока не знаю. Пробую что-то писать. Журналистика, филология…» «Ну, а что же ты не воспользуешься случаем? Давно можно было у меня взять интервью. Кстати, знаешь, что нужно, чтобы интервью было хорошим? Его должен брать в хорошем смысле любопытный и неравнодушный человек». А потом добавил: «Что-то в последнее время я не читал хороших интервью!»

Такие слова только усилили мое волнение, но наше интервью все-таки состоялось.

— Какой из фильмов, снятых вами с Coфьей Абрамовной, самый любимый?

— «Время, вперед!». Это самая сильная, самая кинематографическая, самая необыкновенная картина. Она наиболее близка нам по своим главным мыслям, вопросам, которые в ней подняты, по тем решениям, которые нами Найдены.

— Вы все время работали вместе, а за кем оставался выбор сценария, актеров? Как это согласовывалось между вами?

— Это согласовывалось, правда, не без обсуждений, споров, но всегда оптимистично. Но расхождения бывали… Вот, например, когда мы работали над «Смешными людьми» по Чехову, Соня говорила мне: «Да не бери ты эти рассказы! Они уже 100 раз сыграны. «Злоумышленника» даже в кино поставили!» А я настаивал: «Нет, это надо сделать, у меня есть другие идеи по этому поводу. Это будет не так и не про то, как когда-то делали».

— А как дальше вы работали?

— Соня тянула на себе помимо творчества всю производственную часть. Она возглавляла весь актерский ансамбль и его подбор. А вообще вместе все делали. Начиная со сценария. Писал я, а идеи все нарабатывались вместе.

— В каком-нибудь фильме была использована ее музыка?

— Нет. Ее музыка не была использована ни в одной картине. И она не снялась ни в одном фильме.

— Но почему? Ведь она была такая артистичная, красивая?

— Не знаю! Она никогда ни на чем не настаивала, а мне не хватило благородства, фантазии предложить ей сыграть что-то дельное. Только один раз она мелькает на экране в «Крейцеровой сонате». Ее надо было, конечно, снять в каком-то хорошем, интересном эпизоде. Если бы я ей предложил, думаю, она согласилась бы. Во всяком случае, я бы взялся за работу с этим актером с большим удовольствием! И думаю, не дал бы ей провалиться.

Но так сложилась жизнь. Соня взяла на себя самые трудные, сложные функции в создании фильмов. Она была человеком уникальным по своей энергии; там, где дело касалось работы, она никогда не шла ни на компромиссы, ни на уступки. Она яростно защищала свои идеи, поэтому очень много в наших картинах артистов, в которых вложена ее душа, ее надежда, ее видение, понимание проблемы. Она впервые и Куравлева открыла, и еще очень многих.

— На работе вы были вместе, дома вместе, отдыхали вместе. Не уставали друг от друга?

— После первых наших трудных лет, когда мы очень мытарились — Соня снимала какие-то свои работы в одном месте, я снимал свои «халтуры» в другом (у нас, кстати, сохранилась очень большая и интересная переписка этого периода) — мы начали работать вместе. Это был фильм «Чужая родня». И с этого момента у нас все превратилось в единое существование. Уже не было различия между домом и производством, ночью и днем. Бывает, люди уходят со студии, приходят домой и думают: «Ну вот, сейчас я на некоторое время отключусь от работы». У нас же так не получалось ни на минуту.

— Как вы отдыхали?

— Соня очень любила море, купание. Это была ее стихия. Иногда нам удавалось дважды в год съездить к морю — весной и осенью. Ездили в экспедиции на юг. Эти поездки как-то очень Соню приподнимали, радовали. Хотя работа там была совершенно огромная.

— Есть еще в истории советского кино такая пара?

— Есть. Например, Довженко работал со своей женой — Солнцевой Юлией Ипполитовной. Она очень сильно ему помогала, взяла на себя все функции черновой организационной работы. С точки же зрения творчества она не имела большого значения, хотя сама была человеком очень творческим. Может, еще были такие пары, но я что-то не припомню…

Михаил Швейцер живет сегодня одной идеей: рассердиться на смерть и дожить эту жизнь так, чтобы продлить ее и своей единственной и любимой жене, другу, союзнику, единомышленнику. В память о Софье Милькиной он написал сценарий небольшого документального фильма. Вынашивает идею создания мультфильма по мотивам чудесной озорной песенки о кошках, написанной и исполненной ею. А старушкой — главной героиней этой песенки и мультфильма — будет Соня!

 

Клумба

Софья Милькина была признанной рассказчицей. Вот одна из ее миниатюр, помещенная в самодельном альманахе «Икша», в котором она, уже совсем больная, приняла живое участие.

Софья Милькина. Из архива Фрадковых
Софья Милькина. Из архива семьи Фрадковых

Мы живем на Икше уже пятнадцать лет. А до этого, лет за пять, собрав деньги, мы внесли их за постройку нашего дома. Внесли и стали подзабывать об этом. Строится дом, не строится — не знаем. И вдруг однажды раздался звонок — приезжайте выбирать квартиру.

Помню прекрасное солнечное утро. Луг перед домом был совсем другим, чем теперь. Чего только на нем не росло: зверобой, ромашка, лютики… Аромат стоял потрясающий. Здесь на берегу организовалось много пикников. Все расстелили свои клетчатые и неклетчатые одеяла, пили, закусывали, смеялись и смотрели на эту раскрытую книгу — дом на зеленой лужайке, доходящий до кромки воды большого водохранилища. Плыли теплоходы, настроение было прекрасное.

Тут вдруг ко мне подходит какой-то человек, которого я не знала, отзывает меня в сторону и говорит: «Почему здесь иностранцы?»

А надо сказать, что с нами приехали наши друзья — всемирно известный сценарист Тонино Гуэрра и и его жена Лора Яблочкина.

Я просто остолбенела, мне будто плеснули помоями в лицо. Я ему ничего не ответила, отошла. Так с первого нашего вступления на этот зеленый луг выяснилось, что и здесь не будет такой уж безоблачной, гладкой жизни.

Все выбрали себе квартиры, и начали поселяться  в эти соты,  в эти пчелиные ячейки. Суетились, тащили кушетки и разную утварь, только одна семья почему-то суетилась в середине луга, точно  у них и квартиры нет.

Это был Иннокентий Смоктуновский со своей женой Саломеей. Они что-то копали, перекапывали, и в результате получилось что-то вроде латинской буквы S. Кеша на тачке привез откуда-то здоровенный камень и положил посередине буквы S , так что получилась чудная скамейка.

Шло время, и эта буква S взошла потрясающе красивыми цветами, получилась клумба-вензель, икшинский вензель посреди зеленого ковра. Среди массы чудесных цветов рос огромный подсолнух, и все, кто любил Кешу, стали звать его Подсолнух.

Кеша оказался садовником, человеком, очень любящим это дело. На Икше он любил ходить в чем-то старом,  у него всегда были джемпера с порванными локтями, какие-то несусветные тапки. Он все время ходил с испачканными землей руками и лицом. Волосы его выгорели.

И вот подросла эта клумба с подсолнухом. Мы так радовались, глядя на этот вензель Смоктуновского. Мы приняли его как самого обаятельного человека нашего дома и были счастливы тем, что живем под одной крышей с таким чудным, странным человеком и его женой Саломеей.

Прошло некоторое время, все обустроились. И вот однажды ко мне вошла моя соседка по этажу. Вошла она очень мрачная и сказала: «Сонечка, вас здесь ничто не раздражает?» Я говорю: «Нет, здесь так хорошо… Здесь прекрасно». — «А вот эта гадость посреди луга зеленого?»

Назвать эту клумбу гадостью! Она была такая красивая, эта клумба. Я спросила: «Почему же она может раздражать?» — «Ну, мне хочется видеть зеленый луг, до самой воды, а глаз упирается в эту клумбу. Я не хочу ее видеть». Я говорю: «Я вас не понимаю. Мне неясен сам предмет разговора. И кроме того, я не понимаю, почему вы ко мне пришли?» — «Сонечка, у вас со всеми хорошие отношения. Я вас очень прошу поговорить с Саломеей Михайловной. Чтоб больше этого не было», — сказала она тоном работника райкома. — «Нет, я не пойду к Саломее Михайловне и вам не советую. Эта клумба должна здесь быть. Вот посмотрите, все идут тропкой и оборачиваются на клумбу, потому что все знают, что эта клумба Смоктуновского, что здесь живет Смоктуновский. И все мы счастливые люди, так живем с ним в одном доме». 

Назавтра ко мне пришла Саломея Михайловна. У нее было печальное лицо. Она сказала: «Вчера у меня была ваша соседка и велела, чтоб клумбы больше не было. Она ей действует на нервы. При этом у нее был тон человека, который почему-то имеет право приказывать». Я говорю: «Да плюньте вы на нее, не обращайте внимания». — «Нет, мы приезжаем сюда отдыхать, и я не хочу, чтобы Иннокентий  Михайлович и я переживали здесь такие горькие минуты. Я с трудом вчера удержалась от слез. Я больше не буду делать эту клумбу».

Тут я быстренько всем рассказала об этом. Одни возмутились и сказали: быть клумбе. Другие — наоборот. Клумба разделили людей. Но выступать против клумбы было странно, патологически странно.

На следующую весну не видно Кеши с лопатой, не видно его тачки. Саломея ничего не сделала.

Я еду на рынок, покупаю семена. Я в  жизни никогда не занималась сельским хозяйством, а тут беру лопату и начинаю вскапывать клумбу. Не зная правил садоводства, как попало сажаю подсолнухи, георгины, левкои. А потом каждый вечер выхожу поливать клумбу. И получается поляна — как сцена. Все смотрят на действие, происходящее на этой поляне, из своих лоджий, как из лож. Там они видят актрису-солистку Соню Милькину, которая копает клумбу, поливает, таскает ведра. 

Потом, наконец, к ней начинает присоединяться активная часть дома. Вася Катанян кричит мне из своей лоджии (они живут на первом этаже): «Зачем ты бегаешь наверх? Я тебе буду отсюда подавать воду». И передает мне через барьер ведро, забыв про то, что недавно перенес инфаркт.

Через некоторое время вырастает клумба невероятной красоты. Я таких георгинов в жизни не видела. Они были выше моего роста. И все фотографировались у этой чудной клумбы.

Несколько раз ко мне приходила та соседка и говорила что-то насчет общего собрания. Звучала лексика зощенковского рассказа: «Мы еще с вами поговорим… Мы еще с вами поговорим…» Короче говоря, в тот год клумба была.

А потом подсолнух заглох. Я заболела и больше не стала сажать клумбу. И на этом, можно сказать, эта история кончилась.

Когда я лежала после операции в Первоградской, у меня на подоконнике стоял рисунок маленького Вани Панфилова (должна похвалиться, что дети Икши всегда меня очень любили, были моей армией маленьких защитников и помогали мне делать клумбу).

Ваня, чтобы улучшить мне настроение, на большом ватманском листе нарисовал зеленый луг, кромку воды и букву S — клумбу с цветами, сделанными точечками разноцветных карандашей. И там было написано «Соня». Я смотрела на этот рисунок и радовалась, вспоминала солнце, Икшу и начинала верить, что все заживет и выйду я из этой палаты.

Возможно, у кого-нибудь получился бы прекрасный рассказ про то, как клумба не кончилась, как ее сажали дети. Но клумба заглохла. Больше никто ее не сажал. И сейчас ни клумбы, ни подсолнуха. А ведь какое было бы счастье, если бы клумба осталась после смерти Кеши!

Газета «Лицей», № 11 1998 год