Главное, Педагогика Светланы Артемьевой, Педагогика школы

Мой пятый нешкольный сентябрь

Мост примиренияСо дня ликвидации 45-й школы  прошло четыре учебных года. Адаптация к новым условиям для наших учеников была нелегкой. Мой рассказ о своей небольшой роли  в смягчении этого процесса для части ребят.

 

Сейчас он завершился: ученики средней и старшей школы, за редким исключением, перешли в категорию выпускников, получив аттестаты об окончании.

А в мае  2010 года,  прощаясь, мы  договорились с ребятами, что 1 сентября в 16 часов  соберемся в Губернаторском парке на свою линейку. Пришли дети разных возрастов, педагоги, родители. Несмотря на великую грусть, встрече были рады все, почувствовали единство и тепло нашего круга, дали напутствие на новый учебный год.

 

Губернаторский парк
В Губернаторском парке

 

10 сентября,  в  день рождения 45-й  школы, ребята и студенты, организаторы  школьных сборов, пришли ко мне  домой.

 

Не помню, как получилось, что они стали приходить в мой дом каждую неделю. Возник  неформальный  молодежный клуб на дому. С  традиционным разговором «А что у вас?», творческими делами, веселым чаепитием, кружком игры на гитаре, многодневными  лагерными сборами в городе и  на  базах отдыха, походами в музеи,   традиционным откровенным разговором по итогам года, праздниками  в молодежных кафе, юбилейным школьным вечером, вечерами встреч с выпускниками.

 

Тимуровский штаб 2010-2014

 

Члены моей семьи отнеслись с пониманием, привыкли  к большому количеству моих больших  и маленьких друзей в  доме еще с форпостовских времен. К слову сказать, однажды  мы с ребятами решили попроситься в  одну из древлянских школ,  нам прямо не  отказали, но и не пригласили.

 

Еще была попытка собираться в Союзе защиты детей, но  помещение офисное, да и с Древлянки всем дружно ехать в центр города, тратить деньги на транспорт было не всем и всегда возможно.

 

Вернулись в мой дом, в котором всё было привычным, в том числе  и дежурство – все знали,  кто   стол накрывает, кто посуду моет, кто принесенные ребятами  угощения раскладывает по вазочкам.

 

Бывает,  увлекусь каким-нибудь делом, вдруг звонок в дверь, открываю, а  там  гитаристы уже стоят, пришли студенты с ними заниматься. В этот момент быстро вспоминаю, что сегодня день занятий.

 

Заканчивали школу, разъезжались, уходили в новую жизнь, на смену им   приходили ребята помладше. Появились дети из других школ, друзья наших ребят. Правда, пришлось ограничить их круг, и они меня поняли. Такой вот нескончаемый поток  детского общения был все эти годы.

 

Разговоры были искренними и серьезными. Приходилось отвечать на вопросы: «Почему   так поступили с нашей школой? Почему такой-то учитель из 45-й школы с нами даже не здоровается в  лицее? Почему вам не предложили работу? Почему нам запретили в лицее приглашать вас на последний звонок? Почему вы не хотите создать свое новое дело?». По мере продолжения общения таких вопросов становилось все меньше, ребята на многие вопросы получали мои ответы,   приходило  к ним понимание ситуации и произошедших событий.

 

Порой ребята доверяли мне очень личные свои  переживания, радости. Порой меня воспитывали. Например:

– Почему бы вам не создать  для нас отряд, который вы создали в юности?

– Но у меня уже был отряд.  Я не хочу повторения. Мне неинтересно.

– Вам неинтересно, а мы мы всего этого не видели, не участвовали, не проживали.

– Ребята, много сейчас есть таких объединений.

– Но мы не хотим в  другие объединения. Мы хотим быть с вами.

– Вы хотите, но через год-два  вы разъедетесь, стоит ли затевать всё это?!  Кто из вас посвятит себя этой работе  вместе со мной на общественных началах, как это делали форпостовцы?

 

Или я, например, открою страничку  в контакте, а там у кого- нибудь из моих ребят  аватарка  жестокая, начну  беседовать, сообщения писать, так вот  за разговором и найдем понимание.

 

Расскажу  о наших общих делах вне нашего тимуровского штаба.

 

Сборы

Это был самый трудный сбор – «Оснянка -2010».  Прошло два месяца учебы в новых школах. И хотя встретились радостно и тепло, грусть чувствовалась во всем. Я  прилагала немалые  усилия, чтобы настроить  ребят на школьную жизнь в новых условиях. Так и сказала им, что сбор этот  для того проводится, чтобы они смогли побыть в кругу любимых дел и традиций, людей и событий, чтобы от нашего общего костра дружбы смогли взять частичку нашей теплоты с собой в новую дорогу. Как признавались некоторые ребята в конце сбора, им стало легче, появилась уверенность и радость от возможности наших  новых встреч.

 

Осень – самое молчаливое время года, человек уходит в свои мысли, меньше говорит, больше думает, но душа открыта для новых впечатлений и в них нуждается.  Хотелось подарить ребятам  три дня общения, с природой в том числе. Поэтому ежедневно два часа они бродили  с фотоаппаратами по лесным дорожкам, берегу озера, территории  базы отдыха. «Осенние акварели» – такова была тема для съемок в первый день путешествия. Почувствовать краски осени, различить их, выделить и найти особенные, которые будут интересны не только себе, но и другим, – такова была цель первого путешествия в осень.

 

На следующий день  тема была сложнее: «Осенние перевертыши». Кто-то догадался и сфотографировал отражение облаков в озере, а самые младшие на детской площадке сами на лесенках перевернулись и стали перевертышами, запечатлев себя на фотокадрах, чем вызвали положительные эмоции у зрителей фотоконкурса.

 

В третий день ребята искали в лесу «Лесные поделки» – причудливые фигурки, которые смастерил сам лес. Фотографий было много, на всех были запечатлены  лесные поделки, очень похожие на  реальные предметы  нашей жизни.

 

Оснянка-2010

 

Конечно, были вечера, общение, спортивные игры. Ярким событием стал «Урок изобретательства», который провела мастер ТРИЗ Алла Александровна Нестеренко. Массе валяющихся на пляже пластиковых бутылок нужно было найти новое назначение. Увлекательная работа!

 

У каждого сбора была своя тема, своя изюминка. «Зимовка-2011» проводилась в рождественские праздники. Мы привезли в наш уютный домик новогодние игрушки, мишуру, украсили гостиную.

 

С удовольствием участвовали в «Рождественском тимбилдинге» (играх на сплочение и командообразование), «Академии творчества», «Часе разгаданных и неразгаданных тайн», «Кулинарной мастерской», вечере «Рождественская палитра», эрудит-шоу «Всё о зиме».  Зимовка запомнилась и новогодним спектаклем на улице, украшением елки у нашего домика, катанием с горки, русской баней,  рождественскими подарками.

 

artemyeva5

 

Краскам весны были посвящены творческие дела  «Веснянки- 2011». Сбор провели по этому плану:

14:30 – Отрядный огонек (придумать символ отряда, цвет, пожелание отрядам и свое представление с использованием цвета)

15:00 – Общий сбор

15:30 – ТД «Цветной тимбилдинг»

16:30 – Прогулка на свежем воздухе

17:00 – Игра по станциям «Светофор» (цветоигротека,  цветомастер, цветодесерт)

18:00 – Подготовка к вечеру

19:00 – Ужин

19:30 – Вечер «Вальс цветов»(каждый отряд представляет свой цветок )

21:00 – Прогулка на свежем воздухе

21:25 – Отрядное время

21:45 – Общий сбор

22:10 – Вечерник

22:30 – Отбой

02.04.11

8:30 – Подъем

9:00 – Завтрак

9:30 – ТД «Художественная мастерская» (рисование пальчиковыми красками)

11:00 – ТД «Мастерская старого шляпника» (изготовление шляп)

12:30 – Прогулка на свежем воздухе

13:00 – Обед

13:30 – «Путешествие в отдых» (комната психологической разгрузки)

14:00 – Отдых (сон, либо прогулка на свежем воздухе)

15:00 – ТУ – ВИ «Почемучка»

15:40 – Дискуссионный клуб «Что такое счастье?»

17:00 – Ривинский урок «Еда, цвет, здоровье»

18:00 – Подготовка к вечеру

19:00 – Ужин

19:30 – Вечер «Времена года» (представление времени года)

21:00 – Прогулка на свежем отдыхе

21:25 – Отрядное время

21:45 – Общий сбор

22:10 – Вечерник

22:30 – Отбой

03.04.11

8:30 – Подъем

9:00 – Завтрак

9:30 – Фотосессия «Наша сказка» (представление сказки)

11:00 – Итоговое творческое дело «Мир цвета и красок»

12:30 – Операция «Аврал» (сбор вещей, сдача помещений)

13:00 – Отъезд

 

artemyeva6

 

На «Маевку-2011» ездили в Чалну к моей классной  руководительнице. Ребята очень удивились,  когда узнали, что и  у меня есть классная руководительница, с которой я поддерживаю связь.

 

Анна Петровна Осина только выписалась из больницы после операции, чувствовала себя неважно, поэтому мы сначала занялись хозяйственными работами: пересадили клубнику, прибрались в доме, перенесли две большие кладки дров в сарай, подремонтировали  тротуар во дворе. Потом  разожгли костер, нажарили сосисок с хлебом и спели не одну песню под гитару. За обедом долго еще разговаривали с Анной  Петровной, слушали ее стихи.

 

artemyeva7

 

Как выбирали тему  для «Оснянки-2011».

 

Поступили так.  Дано было задание:  по кругу каждый из участников творческой группы должен был вспомнить песню, в  которой говорилось бы о доме, и написать на листочке одну строчку из песни. Следующий  – свою.  Когда строчек набралось достаточно, задание изменила. Попросила к каждой строчке придумать творческое дело, которое  бы  ассоциировалось с этой строчкой.

 

Вот несколько примеров мозгового штурма, в ходе которого было придумано содержание Оснянки -2011:

«Дом, в котором я живу» – сообщение на тему истории  создания жилища человеком.

«Домик окнами в сад» – мастер-класс «Как  правильно сажать кусты, цветы, деревья. Полезные советы»

«Нарисуйте мне дом» – мастерская художников  «Дом моей мечты»

«Приходите в мой дом, мои двери открыты» – занятие с элементами тренинга на тему гостеприимства

«Родом мы из детства» – час настольных игр

«В этом доме о чем-то поют» – ЛЭП (наши любимые песни о доме, Родине, родителях)

«Родительский дом начало начал» – творческая мастерская по созданию родословной, летописи рода, родословного древа

«Дом мой достроен, но я в нем один»  – дискуссия на тему  одиночества

«Дом – это там, где вас поймут» – час психологической разгрузки

 

artemyeva8

 

А тема «Веснянки-2012»  родилась после знакомства с притчей:

 

Однажды два брата Иван и Андрей, которые жили на соседних фермах, поссорились. За 40 лет это была первая серьезная ссора между братьями, чьи хозяйства были тесно взаимосвязаны. Но их сотрудничеству пришел конец. Всё началось с небольшого недоразумения, которое переросло в обидную для обоих, словесную перепалку и затяжное молчание.

 

Как-то утром Ивану постучали в дверь. На пороге стоял плотник, искавший подработку. Иван сказал ему: «Есть у меня для тебя работа. Посмотри на этот ручей. Он разделяет наши фермы. Еще неделю назад здесь был луг, но мой брат прошелся бульдозером по речной дамбе и теперь нас разделяет ручей. Он это сделал назло мне. Так вот, ты построишь высокий забор между нами и избавишь меня от необходимости видеть его лицо и его ферму».

 Плотник согласился и взялся за работу. Он тщательно всё обмерял, пилил деревянные бруски – не терял ни минуты. К заходу солнца, когда Иван вернулся с поля, плотник уже закончил работу. Глаза Ивана округлились. Вместо забора через ручей был возведен мост!

Каково же было удивление Ивана, когда он увидел своего брата, спешащего к нему через мост. «Ну ты даешь! Ты построил нам мост после всего, что я наделал!» – воскликнул Андрей. Братья встретились на середине моста, пожали друг другу руки и обнялись.

Они попросили плотника остаться поработать у них еще, но он им ответил: «Я бы с радостью, но мне нужно построить еще много мостов».

 

artemyeva9

 

«Загадки мостика» – так называлась экскурсия по петрозаводским мостам и мостикам, экскурсия проходила в форме  игры, по описанию нужно было найти  мост, осмотреть его для того, чтобы потом  придумать  свой мост. Работы были все интересные, но мне понравилась идея моста примирения  в форме рукопожатия. Хорошая идея.

 

Поздним вечером мы смотрели видеофильм о петербургских и петрозаводских мостах, говорили о дружбе. На итоговом сборе прошла творческая пятнадцатиминутка «Я стою на мостике…», ребята делились своими впечатлениями и эмоциями. Вот некоторые из них:

 

«Я  стою на мостике дружбы, в  котором каждая реечка – это человек и каждая ниточка – уза дружбы. Этот веревочный мостик огибает землю не один раз. Но иногда реечки ломаются, а ниточки рвутся, не все в наших руках, однако эти нити мы будем протягивать вновь и вновь – всегда!» (Алексей Сурков)

 

«Я стою на мостике дружбы, и этот мостик большой, потому что на нем стоят все те люди, с которыми я имел удовольствие дружить. Постепенно это количество людей уменьшается, потому что  закон жизни таков – остаются только настоящие друзья. Настоящие друзья всегда останутся с тобой, а те, с кем судьба не дала согласие остаться, те уйдут, но оставят о себе хорошие воспоминания». (Георгий Иванов)

 

«Я стою на мостике. Ярко светит солнце, слепит глаза. У меня на лице невольно появляется улыбка. Я смотрю на чистое голубое небо, наслаждаюсь теплым легким весенним ветерком. Журчит речка. Чайки кружат, ловят рыбу. В голове пролетают мысли. Приятные мысли. И так спокойно, и радостно, и легко. Я думаю о том, как прекрасно это мгновение. Хочу запечатлеть его  в памяти. Хочу запомнить каждое ощущение, уловить каждую мелочь… Понимаю, что именно этот момент больше не повторится никогда, только в моей памяти…» (Кира Мошникова)

 

« Я стою на мостике,  поют птички, светит солнышко. Рядом стоят друзья, которые умеют поддержать и выслушать. Рядом играет ребятня, и льется детский смех. В природе весна, и люди рады первому теплу. Мне совсем не хочется отсюда уходить, и я никуда не спешу». (Ира Колбаскина)

 

«Я стою на мостике и вижу рябистую гладь реки Лососинки. Прохладный весенний ветер и утреннее солнце радуют меня. Хочется тумана. Веселые школьники идут в школу, едут первые троллейбусы. Думаю о друге,  который сейчас далеко. Весна – скоро мы с ним увидимся. Наверно, я  мало уделяю внимания нашей дружбе. Надо бы отправить ему письмо, как раньше… Мы с ним очень разные, но мы очень дорожим нашей дружбой… Дружба, как и любовь, одна из важных сторон нашей жизни. И где бы ты не находился, чем бы не был увлечен, вспоминая друзей, всегда становится тепло на душе и уютно. Скоро, друг, мы с тобой увидимся!» (Александр Сивицкий)

 

 

Каникулярное время проходило живо и интересно. Многому научились, например, готовить еду на большое количество человек. Вспоминается случай. В Ую и Урозеро питание мы везли свое. Рано утром перед сбором приходила ко мне ватага ребят,  и мы колдовали на кухне по заранее составленному нами  меню. В Урозеро решили приготовить солянку, сколько  в нее мясных деликатесов положили! Попробовали – вкуснотища! Привезли на базу отдыха. Я не увидела, а ребята горячий термос поставили в холодильник. На следующее утро пошли  на кухню базы отдыха с просьбой подогреть нашу солянку, вернулись огорченными – испортилась наша солянка…  Сразу вспомнилось изречение: «Хорошая штука – опыт, берет, правда, дорого, но объясняет доходчиво».

 

В мае мы обязательно ходили в какое-нибудь кафе, где прощались с выпускниками, дарили друг другу подарки. Вспоминали прожитый год, благодарили друг друга за общение и поддержку.

 

artemyeva10

 

Хотя Древлянка большой микрорайон, случайно встретиться со знакомым – пара пустяков. Часто встречаю родителей учеников,  они рады, что несмотря на закрытие нашей школы творческая жизнь у ребят благодаря нашему «тимуровскому штабу»  не закончилась, что жизнь их детей до самого выпуска была такой же насыщенной и интересной, как и в 45-й школе.

 

 

Начался новый учебный год, пришла моя уже  немногочисленная творческая группа, но бодрая, веселая. Наметили планы. Я  когда-то им сказала, что даже если  все они окончат школу и  в группе останется  один человек, пусть приходит, он не будет один –  нас будет двое. Да к тому же у нас есть  Айна, которая давно выпустилась, но приходит в группу и с удовольствием общается с малышней.

 

Осень – пора размышлений, итогов.  Оглядываясь назад, благодарю своих умных, понимающих, добрых детей, которые оказались рядом со мной на несколько добрых лет. Я ценю ваше участие, ребята! Радуюсь вам и  жду в гости выпускников и школьников в очередной день рождения 45-й школы (10 сентября).

С началом  учебного года ученики и студенты, с началом нового рабочего года вас, мои бывшие студенты! Счастья вам всем и добра!

Вот такой торт испекла сегодня мама одного из участников творческой группы Светланы Артемьевой
Вот такой торт испекла сегодня мама одного из участников творческой группы Светланы Артемьевой
  • Лариса Захарова

    Интересная статья, тёплая, материнская.С удовольствием прочитала её.Вспомнились свои комсомольские годы. Интересная Форпостовская жизнь.Вы, Светлана-педагог от Бога!