Русский Север

Жгут и солома – кукла готова

Сентябрь – новосел осени. Вересень, хмурень, ревун – так его называли в народе. Любили этот месяц за хлебосольство: «Холодёнок батюшка-сентябрь, да кормить горазд». Большинство в это время занято сбором урожая, запасами на долгую зиму. Также запасали впрок и солому – доступный, легкий, богатый возможностями материал. В прежние времена солома была необходима: ею крыли крыши домов и амбаров, подкармливали скот, набивали матрасы и валенки, чтобы не теряли форму, соломой утепляли дома, хранили в ней овощи, из нее же делали игрушки детям и ритуальные куклы.
Наши прадеды давно подметили, что солома – прекрасный материал для детского творчества. Соломенные куклы изготавливались круглый год. Из незрелых злаков также мастерили кукол, они имели зеленоватый оттенок, сохраняя в себе частичку лета. А зрелая солома радовала глаз золотистым цветом.
Исследователи считают, что, по всей вероятности, первые соломенные куклы родились прямо в поле в страду, куда крестьянки вынуждены были брать с собой малых детей. Понятно, что, оставшись без присмотра, детишки капризничали. Чтобы унять дитя, женщина и мастерила примитивную куклу из травы или соломы. Сложенный пополам жгут отдаленно напоминал голову, а расходящиеся книзу веером соломины – платье или сарафан.
Затем фигурка куклы стала постепенно усложняться. Ребенок попросил сделать кукле руки. И было найдено простейшее решение: вставить пучок соломы перпендикулярно туловищу, связав его в середине. Пучки соломы, перевязанные в нескольких местах и соединенные друг с другом в определенном порядке, дают возможность передать в условной и лаконичной манере фигуру человека. Для такой куклы можно было изготовить наряд, а затем долго играть.
Простейших кукол из соломы чаще называли Стригушками, потому что соломенные юбки у таких куколок подравнивали, подстригали. Можно заставить Стригушку сплясать, поставив ее на стол и постучав по столу рукой. Кроме игровых соломенных делали обрядовых кукол, связанных с уборкой урожая. Соломенные куклы, сделанные из первого «именного» снопа, считались священными.
День Рождества Пресвятой Богородицы был окончанием всех полевых работ, хлебосольным праздником урожая. Ведущий этнограф Карелии К.К. Логинов описывает праздник: «По домам крестьяне справляли «отжинаху». В центральном Заонежье (Толвуя) молодежь изготовляла из соломы большую куклу, наряжала ее в женскую рубаху и, украсив колосками поспевших злаков, вывозила на острова. Там чучела разрывали на части, запаливали из них костер, а на костре варили кашу из общих продуктов, прыгали через костер, пели и плясали».
Сейчас соломенная кукла чаще выступает как сувенир, наполненный солнечными лучами и хранящий тепло человеческих рук.
Татьяна Яшкова
«Лицей» № 8-9 2009