Общество

Взорвите границы внутри себя!

 
{hsimage|Маргарита Ольнова ||||} "В Норвегии снимаются внутренние зажимы, появляется уверенность. Здесь можно прийти на занятия в тапочках, домашней одежде и непричесанным, пить кофе или чай, закидывать ноги на стул — и все это будет в порядке вещей".

 

В Высшей народной школе в норвежском Пасвике обучаются пятеро студентов из России. Среди них Маргарита Ольнова, выпускница филологического факультета ПетрГУ, участница Международного молодежного клуба «Solveig». Она делится своими впечатлениями о жизни в Норвегии и обучении в школе.

— Маргарита,  как ты стала учащейся Высшей народной школы?

— После окончания 3-го курса я приехала в Норвегию по программе Aupair и прожила год в городе Трёнсберг. Для меня это была хорошая практика языка, как английского, так и шведского  — он очень похож на норвежский. Кроме того познакомилась с культурой и историей страны, пообщалась с ее жителями. Мне очень здесь понравилось. Поэтому, вернувшись в Россию,   вступила в Международный молодежный клуб "Solveig" при Обществе дружбы "Карелия-Норвегия", возглавляемый Анной Рыбаловой. В течение двух лет участвовала в карельско-норвежских проектах, в составе молодежной группы приезжала в Пасвик весной этого года. Моя заявка прошла отбор на получение стипендии по квоте «Solveig», и уже в августе я начала обучение в Высшей народной школе в Сванвике.

— Высшая народная школа — что это? 

— Действительно, Folkehøgskole (Высшую народную школу) — часто называют «северным феноменом», потому что подобные школы есть только в Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии. Основателем таких школ стал Николай Грюндтвиг, знаменитый датский поэт, реформатор церкви и школы. Он настаивал на расширении общеобразовательной программы для простого народа. Первая высшая народная школа появилась в Дании в 1844 году, в 1864-м в Норвегии.

В Норвегии более 80 таких школ. Все они расположены, как правило, вдали от городского шума и суеты, каждая имеет свою специализацию. Школа в Пасвике была открыта в 1936 году и сейчас здесь есть такие направления обучения как «езда на собачьих упряжках», «охота и рыбалка», «фото- и видеомастерство», «конный спорт», «арктическая еда», «жизнь на природе», «норвежский язык и культура».

— На каком направлении учишься ты? Какие отличия в обучении в сравнении с российскими учебными заведениями?

Все российские студенты обучаются только на направлении «Норвежский язык и культура», но поскольку я уже владею норвежским языком, мне разрешили обучаться фото и видеомастерству. После российской системы образования обучение здесь может показаться временем, потраченным впустую, но это совсем не так. Здесь не нагружают теоретическими знаниями, акцент делается на практические навыки и знания, на развитие творческих способностей и саморазвитие. Сейчас я занимаюсь тем, на что в России у меня бы не хватило времени: осваиваю фотомастерство, учусь верховой езде, посещаю бассейн и многое другое. Только здесь я поняла, что можно делать что-то не потому, что «так надо»,  или потому, что это имеет какой-то материальный аспект, но потому, что хочется. От этого я получаю удовольствие. И это здорово!

— Какие отношения  между учителем и учеником?

— Здесь ученик равен учителю. Во многом этому способствует то, что в норвежском языке нет обращения на «вы». Установлению доверительных, приятельских отношений между учителем и учеником помогает большое количество времени, проводимое вместе. Некоторые преподаватели живут на территории школы,  практикуются совместные походы выходного дня. Здесь и те и другие могут подшучивать друг над другом, и это не считается чем-то непозволительным. В России много формальностей и запретов. В Норвегии они отсутствуют, и это способствует снятию внутренних зажимов, раскрепощению, появляется внутренняя уверенность. В России учащийся должен быть причесан и одет определённым образом. Здесь можно прийти на занятие в тапочках, домашней одежде и непричесанным, пить кофе или чай, закидывать ноги на стул — и все это будет в порядке вещей! Неважно, в каком виде ты пришел на занятие. Главное, что ты пришел! Здесь я научилась воспринимать человека таким, какой он есть.

— Есть ли какие-то минусы в жизни в Норвегии и обучении здесь?

— Конечно. Поскольку школа находится за городом, здесь размеренное течение жизни, и мне не хватает динамики, скучаю по городской жизни, движению. Прежде чем приехать сюда,  готовила себя к тому, что будет холодно, полгода продлится полярная ночь. Я тяжело адаптируюсь к отсутствию света, мне постоянно хочется спать. Что еще, может, вначале шокировало меня — это то, что на завтрак, ланч и ужин норвежцы едят бутерброды, так как считают хлеб очень полезным. Но и к этому я постепенно привыкла.

— Маргарита, что бы ты пожелала российским студентам?

— Я желаю им «Взорвать границы!» («Spreng grencer!»), ведь именно так звучит девиз Высшей народной школы в Пасвике. Пусть они разрушат границы внутри себя, избавятся от страхов и предрассудков, и пусть мир будет для них без границ!

 

 

  • Aлексей Kонкка

    Ну, типа Макаренко, в общем. Только на свободе))

  • Маргарита Ольнова

    Полностью согласна с Диной Филатовой. Очень точно все подмечено. Высшая народная школа — это не просто учебное заведение, это как второй дом для нас. В России нет ничего подобного. И дело не в тапочках ) А в направленности обучения, атмосфере и отношении между людьми.

  • Ольга

    А мне все-таки ближе понимание школы по-толстовски… Кстати, многие европейские страны переняли этот опыт и активно его используют. Один из учеников Льва Николаевича, Василий Морозов, рассказывал: «В школе у нас было весело, занимались с охотой. Но еще с большей охотой, нежели мы, занимался с нами Лев Николаевич. Так усердно занимался, что нередко оставался без завтрака. В школе вид он принимал серьезный. Требовал от нас чистоты, бережливости к учебным вещам и правдивости. Не любил, если кто из учеников допускал какие-нибудь глупые шалости… Любил, чтобы на вопрос ему отвечали правду, без задней выдумки… Порядок у нас был образцовый»… Никто из учеников не приходил на уроки нечесаным: «Уже давно виднеются из школы огни в окнах, и через полчаса после звонка, в тумане, в дожде или в косых лучах осеннего солнца, появляются на буграх… темные фигурки, по две, по три, и поодиночке… Дорогой почти никогда я не видал, чтобы ученики играли — нечто кто из самых маленьких или из вновь поступивших… С собой никто ничего не несет — ни книг, ни тетрадок. Уроков на дом не задают. Мало того, что в руках ничего не несут — им нечего и в голове нести. Никакого урока, ничего, сделанного вчера, он не обязан помнить нынче. Его не мучит мысль о предстоящем уроке. Он несет только себя, свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет весело так же, как вчера. Он не думает о классе до тех пор, пока класс не начался. Никогда никому не делают выговоров за опаздывание, и никогда не опаздывают, нешто старшие, которых отцы другой раз задержат дома какой-нибудь работой. И тогда этот большой рысью, запыхавшись, прибегает в школу».

  • Дина Филатова

    В интервью так и осталось без расшифровки, что же такое — высшая народная школа и спровоцировало общий шок всех от нечёсанности и тапочек))) Это даже не образование по существу на сегодняшний день, это своего рода поиск себя (в моём понимании). Отсюда и практическая направленность, отсюда и атмосфера дружелюбия. Как правило это некий образовательный центр, который включает в себя множество программ. Там можно встретить как молодого человека около 18, так тех, кому давно за «дцать». И, как отмечено в интервью, школы располагаются в тихих спокойных местах, вдалеке от суеты. Ты можешь жить в самом здании школы или в двух шагах — отсюда и тапочки и всё на свете. Открываешь дверь комнаты, идёшь в столовую. берёшь чай и бежишь на урок. Домашняя обстановка не заканчивается дверью твоей комнаты — здесь всё дом. Учителя могут тоже жить здесь же или иногда ночевать, как правило школа — огромная часть их жизни. И ещё это исключительно практики по своей сути, люди,занимающиеся тем, что им нравится, что их увлекает. По крайней мере так было в моей школе. Многие ребята ездят в Европе по таким школам после окончания обычной, проводя пару лет перед университетом в работе и поиске. Или, например, взрослые люди решают освоить новые умения или языки и приезжа.т в такие школы.
    Поэтому сравнение с Россией здесь совершенно некорректно — в России на встрече клуба по интересом, например, вряд ли кто потребует строго официального поведения. И можно также свободно подшутить над позволяющим это руководителем какого-нибудь кружка, например — вы в одной лодке и занимаетесь любимым делом вместе.

  • Г. Салтуп

    [quote name=»Владимир Дружинин»]…»быть естественным»… это что? Это ходить «на занятия в тапочках, домашней одежде и непричесанным, пить кофе или чай, закидывать ноги на стул»?
    И этим ли достигаются » тёплые дружеские отношения» :-))
    Когда по уровню жизни сравняемся с Норвегией, можно будет и вопросы «открытия границ» обсудить…:-))[/quote]

    «Я нарочно иду нечесаным
    С головой, как керосиновая лампа на плечах!
    Ваших душ безлиственную осень
    Мне нравится в потемках освещать.
    И я смеюсь, когда каменья брани
    Летят в меня как град рыгающе грозы,
    Я только крепче жму тогда руками
    Моих волос качнувшийся пузырь….»

    Раб будет смеренно ждать «Когда по уровню жизни сравняемся с Норвегией, можно будет и вопросы «открытия границ» обсудить», и к поэзии органически не способен.

  • Мура-Вей

    Метафора же. А вы ухватились и отпускать не хотите.

    Осознание того, что делать так, как хочется(и не ограничивать при этом никак свободу другого), — «не положено» заставляет носить маску. А за маской разве увидишь настоящего человека, личность?
    Отсюда и масса.

  • Владимир Дружинин

    Согласен! :-)) Раб не может сравняться, а сравниться может. Только «не выдержит сравнения»…
    сравняться — догнать, нагнать (Словарь русских синонимов)
    сравниться — поспорить, выдержать сравнение (Словарь русских синонимов) …

  • Г. Салтуп

    Раб внутри не дает ни «учиться быть свободным внутри границ», ни «уровню жизни сравнИТЬся с Норвегией».
    Только свободный человек (в Норвегии никогда не было крепостного права) достоин на достойную жизнь. Пока терпите насилие (ВЛАСТЬ ЛЖИ и ПОДОНКОВ) — вы остаетесь рабами.

  • [quote name=»Владимир Дружинин»]
    Когда по уровню жизни сравняемся с Норвегией, можно будет и вопросы «открытия границ» обсудить…:-))[/quote]
    Окей :-)))))

  • Владимир Дружинин

    …»быть естественным»… это что? Это ходить «на занятия в тапочках, домашней одежде и непричесанным, пить кофе или чай, закидывать ноги на стул»?
    И этим ли достигаются » тёплые дружеские отношения» :-))
    Когда по уровню жизни сравняемся с Норвегией, можно будет и вопросы «открытия границ» обсудить…:-))

  • [quote name=»Владимир Дружинин»]Мы уже взорвали и даже дальше пошли.
    У нас можно бить учителей, издеваться и хамить…. и делать видео происходящего![/quote]
    А по-моему, всё зависит от ракурса понимания: что значит «Взорвать границы внутри себя»… Почему-то часто считается, что быть естественным — это значит, сесть посреди клумбы на прощади, и отправить естественную нужду на глазах у всех. Зачем извращать всё? Маргарита ведь не об этом говорит, — а о том, что в Норвегии между учеником и учителем приветствуются тёплые дружеские отношения, — по образцу семьи, когда родители и дети общаются между собой, и дружат, — завоёвывая уважение не ремнём и криком, а нормальным, адекватным общением! И что до тапочек и непричёсанной головы — так Вы же не ходите дома при галстуке с самого утра и до поздней ночи, и не надеваете фрак к ужину??? Так что не вижу особо преступного в непринуждённой обстановке.

  • Владимир Дружинин

    Мы уже взорвали и даже дальше пошли.
    У нас можно бить учителей, издеваться и хамить…. и делать видео происходящего!

  • Владимир Берштейн

    «Взорвать границы внутри себя, избавиться от страхов и предрассудков» — это замечательно! Но почему этот процесс должен сопровождаться правом появления перед посторонними людьми, да ещё вне домашней обстановки, непричёсаным, в домашних тапочках…? Не думаю, что в этом и заключается избавление от страхов. И не уверен, что потребность привести себя элементарно в порядок перед приходом на занятия есть предрассудок. А вот последствиям пренебрежения элементарными и устоявшимися правилами приличия можно посвятить не один рассказ с яркими примерами.

  • Регина

    Я не за наши запреты, когда ничего нельзя, но так ли уж хорошо ноги на стол, ходить нечесаным и в домашней одежде? Это какая-то другая крайность.