История, Люди, Наука, Наука в лицах, Общество

Человек-эпоха

Александр Витухновский на занятиях
Александр Витухновский на занятиях

Александр Лазаревич Витухновский — человек-эпоха в развитии науки и культуры Карелии. Преподаватель истории, которого знали во всех уголках нашей республики. Многочисленные ученики и его последователи продолжают трудиться на ниве преподавания и сохранения исторической памяти по сей день.

Александра Лазаревича помнят и чтят. По случаю его столетнего юбилея 28 июня в Национальном музее Карелии в 15 часов соберутся благодарные ему люди.

А.Л. Витухновского вспоминают его коллеги по ПетрГУ.

Во всём был неутомим

24 июня 2017 года исполняется 100 лет со дня рождения Александра Лазаревича Витухновского (1917 — 1986), кандидата исторических наук, доцента, заслуженного работника культуры КАССР, человека, стоявшего у истоков преподавания всеобщей истории в Петрозаводском государственном университете, в котором он проработал более 35 лет.

А.Л. Витухновский родился в Киеве 24 июня 1917 года в семье служащих. В 1930 году семья переехала под Ленинград, в город Пушкин. После окончания школы и рабфака Александр Лазаревич поступил на исторический факультет Ленинградского государственного университета, где специализировался по кафедре новой истории. В студенческие годы он подружился со своими однокурсниками – Кириллом Борисовичем Виноградовым и Давидом Петровичем Прицкером, впоследствии крупнейшими представителями ленинградской школы историков, дружбу с которыми он пронес через всю жизнь.

Конец 30-х годов – трагический период в истории нашей страны: в 1937–1938 годах шли массовые репрессии. Не обошли они стороной и ЛГУ. Я вспоминаю рассказ Александра Лазаревича о том, как они, студенты, ежедневно перед лекциями собирались у доски объявлений, чтобы узнать, кого нынче уволили, кого арестовали, кто оказался очередным «врагом народа». Преподаватели менялись чуть ли не ежемесячно. При всем при том молодость брала свое: студенты не только посещали лекции, выступали на семинарах, занимались в библиотеках, но и издавали сатирическую стенгазету «Остракон», сочиняли стихи, во время летних каникул работали экскурсоводами в Пушкине.

И опять же приходит на память рассказ Александра Лазаревича. Во время одной из экскурсий турист спрашивает: «А за что расстреляли архитектора?». Вместо Растрелли ему послышалось «расстреляли». Вот такие были мрачные казусы! Были и смешные: забыв название одной из скульптур, стоящей рядом с Геркулесом, молодой Витухновский нашелся: «А это фрау Кулес!».

Окончив университет с отличием, Александр Лазаревич недолгое время работал по распределению в Сызранском учительском институте, собирался поступать в аспирантуру. Однако война расстроила все планы. В годы Великой Отечественной войны лейтенант Витухновский служил в авиации, был начальником штаба батальона аэродромного обслуживания авиации противовоздушной обороны. Служба началась в Архангельской области, на острове Ягодник, а завершилась в 1945 году в Польше.

В 1946–1948 годах Александр Лазаревич обучался в аспирантуре при Ленинградском университете. Его кандидатская диссертация «Россия и англо-бурская война 1899–1902 годов» являлась первым серьезным исследованием истории отношения России к той войне. Автор тщательно изучил все доступные тогда отечественные источники: мемуары, журналы, газеты. Доступа к архивам у него не было. События он старался анализировать скрупулезно и объективно.

Главной причиной поддержки буров Россией Витухновский считал неприязнь широких кругов российской общественности к Великобритании, накапливавшуюся в течение нескольких десятилетий, особенно со времен Крымской войны, и из-за соперничества в Средней Азии в 1860–1890-х. Проанализировав состав добровольцев, он подчеркнул, что среди них были офицеры, посланные Генеральным штабом для сбора сведений о новых видах вооружений, о военной стратегии и тактике.

Диссертация А.Л. Витухновского не была опубликована. Прежде всего потому, что работы по истории Африки не были востребованы. Результаты исследования удалось опубликовать лишь в конце 1950-х и в начале 1960-х годов двумя статьями в «Ученых записках Петрозаводского государственного университета». Накануне защиты, в сентябре 1949 года, был арестован его научный руководитель – Михаил Борисович Рабинович (разворачивалась борьба с космополитизмом), что могло самым отрицательным образом отразиться и на диссертанте. К счастью, все прошло успешно и вскоре диплом кандидата исторических наук был получен.

После окончания аспирантуры последовало распределение в Петрозаводский университет. С этого времени, с 1949 года, вся последующая жизнь Александра Лазаревича была связана с ПетрГУ. На кафедре всеобщей истории он читал курсы по новой и новейшей истории стран Европы и Америки, зарубежной историографии, истории южных и западных славян, различные спецкурсы. Особенно сложен для преподавания курс новейшей истории стран Запада: многие процессы носят незавершенный характер, существует проблема недостаточности источников, исследовательская литература чрезмерно идеологизирована.

Лекции Александра Лазаревича отличались научной глубиной, логичностью изложения материала. Он читал лекции не спеша, четко произнося иностранные фамилии и сложные термины, а голос был такой, что звенели стекла в окнах аудитории.

Александр Лазаревич всегда имел много учеников, которые писали под его руководством курсовые и дипломные сочинения. Он учил студентов самостоятельности, умению анализировать события, сопоставлять факты, делать аргументированные выводы. Его аспиранты Е.А. Фефилатьева, М.И. Бацер, Г.Е. Шоймер успешно защитили кандидатские диссертации и впоследствии реализовали себя на поприще научно-педагогической деятельности. Сотни его выпускников работают в научных учреждениях, вузах, средствах массовой информации, управленческих структурах, занимаются политикой и бизнесом.

Александр Лазаревич считал себя прежде всего популяризатором научных исторических знаний. Долгое время он возглавлял республиканское отделение общества «Знание», объездил с лекциями всю Карелию, готовил серии передач о международном положении на Карельском телевидении. Его широкая эрудиция позволяла говорить о сложных вещах доступно и интересно для самой широкой аудитории.

Для подготовки будущих кадров Александр Лазаревич организовал в 70-х годах школу молодого лектора. Интересовала Витухновского и методическая сторона лекторской работы – как правильно подобрать материал для выступления, как увлекательно прочесть лекцию. На эту тему он написал книгу «Пульс планеты (Методическое пособие для школ молодого лектора)». Для многих, особенно начинающих преподавателей, она стала чуть ли не настольным пособием в начале лекторской деятельности.

Перу Александра Лазаревича принадлежат книги и многочисленные научно-популярные статьи, рассчитанные прежде всего на молодежь. Особенно дорогой его сердцу была небольшая по объему книга о науке истории, которую он назвал «В гостях у Клио. История, о чем она рассказывает, чему учит, как помогает преобразовать мир». (Петрозаводск: Карелия, 1986. 180 с.).

Александр Лазаревич тепло относился к молодежи, всегда стремился к общению со студентами в неформальной обстановке. Из всех праздников его самым любимым был студенческий выпускной вечер, где он, один из немногих преподавателей, оставался за полночь, неизменно окруженный толпой выпускников, с интересом внимавшим его рассказам и анекдотам. Бывали случаи, когда Александр Лазаревич, после застолья и прогулки по ночному Петрозаводску, зазывал студентов к себе домой, задушевные беседы под кофе длились до утра.

А.Л. Витухновски со студентами. Выпуск 1971 года
А.Л. Витухновский со студентами. Выпуск 1971 года

Поражала его любовь к семье. Свою жену Раису Михайловну он просто боготворил, благодаря супруге его дом всегда был открыт для друзей и коллег. Александр Лазаревич воспитал прекрасных дочерей – Аллу и Марину, которые пошли по стопам отца, получив ученые степени, стали университетскими преподавателями и серьезными исследователями.

Александр Лазаревич Витухновский был удивительным человеком – жизнелюбивым, отзывчивым. Это была душа любой компании: его юмористические рассказы, стихи, анекдоты всегда воспринимались на ура. Он любил рыбалку, поэзию, преферанс, настольный теннис – и во всем был неутомим.

Уже более 30 лет нет с нами Александра Лазаревича, но до сих пор многие преподаватели и выпускники истфака, люди старшего поколения, с теплотой вспоминают своего учителя, коллегу – светлого, талантливого, порядочного человека, много сделавшего для развития исторического образования в нашей республике.

Юрий Суворов,

кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежной истории,
политологии и международных отношений ПетрГУ

Преподаватель, коллега, человек

Как бывшая студентка Александра Лазаревича, смею утверждать, что студенты считали его одним из самых эрудированных и интересных преподавателей. Его появления в аудитории мы ждали, потому что лекции Витухновского отличались нестандартностью. Прежде чем начать лекцию, Александр Лазаревич неизменно сообщал нам что-нибудь любопытное – чаще всего политическую новость, порой цитировал стихи, иногда кратко развивал какую-либо тему, а мог и анекдот рассказать.

Мне представляется, что Александр Лазаревич был очень любознательным человеком, это была его природная особенность. Отсюда, думаю, и многосторонность его знаний, и интерес к людям. Со студентами он разговаривал всегда с неизменным любопытством, как будто прощупывал, что за человек перед ним, пусть даже этот разговор случался в коридоре университета. Ценил в студентах самостоятельность, уважал чужое мнение пусть и не всегда правильное. Выслушав собеседника, Александр Лазаревич с готовностью начинал с ним дискутировать, незаметно подталкивая к правильным выводам.

На семинарских занятиях проштрафившегося студента он не сразу сажал на место, а с юмором, незлобно обыгрывал его ответ, слегка подсмеиваясь над студентом. Это было публичным битьем, и оказаться на месте такого выступающего никому из нас не хотелось.

Мои первые шаги как преподавателя в 1966 году начинались на глазах Александра Лазаревича. Я всегда чувствовала его любопытство ко мне: приглядывался, прислушивался к тому, что говорю, как отвечаю на вопросы. Благодаря инициативе Александра Лазаревича в нескольких журналах появились мои первые небольшие статьи-рецензии.

Самым большим вкладом Александра Лазаревича в дело воспитания молодых преподавателей стала созданная им Школа молодого лектора, в которой обучались многие начинающие преподаватели университета. Сколько усилий было потрачено им на создание школы, можно только догадываться.

А.Л. Витухновский
А.Л. Витухновский

А какие интересные люди читали нам лекции и какие это были лекции! Об античном ораторском искусстве, о российской школе лекторского мастерства, о культуре речи и т.п. Запомнились выступления В.П. Чихачева, профессора Ленинградского педагогического института имени А.И. Герцена, и З.В. Совковой, зав. кафедрой Ленинградского института сценического искусства. В числе лекторов были университетский профессор З.К. Тарланов, сотрудники библиотеки ПетрГУ. Но больше всего лекций-советов (иначе их не назовешь) нам прочитал сам Александр Лазаревич.

Навсегда запомнила один из его наказов: никогда не начинать лекцию буднично, стереотипно. Очень важно начать ее удачно, сразу привлечь внимание слушателей каким-то оригинальным пассажем. Как я уже отмечала, сам он это делал превосходно.

Человек он был очень эрудированный, с большим чувством юмора. С ним можно было говорить на любую тему. Начитанности Александра Лазаревича можно было только удивляться. Очень компанейский, он всегда становился душой любой, особенно праздничной встречи. Любил анекдоты и умел их как-то особенно рассказывать. Если на кафедре отмечалось какое-либо событие и если отмечание заканчивалось поздно, Александр Лазаревич непременно предлагал продолжить встречу у него дома. И мы заваливались в его квартиру, а милая Раиса Михайловна без тени неудовольствия встречала нас, готовила стол – и пиршество продолжалось!

Все мы знали, что Александр Лазаревич был замечательным семьянином и отцом. Он очень любил своих девочек – Аллу и Марину, которые выросли интересными людьми. С большим вниманием, нежностью и заботой относился к своей супруге Раисе Михайловне.

Память об Александре Лазаревиче, несомненно, сохранили все его ученики и коллеги, в числе которых оказалась и я.

Валентина Ершова,

кандидат исторических наук, доцент, работала на кафедре всеобщей истории историко-филологического, а затем исторического факультета ПетрГУ с 1966-го по 2010 год