Общество, Семья и дети

Как научить подростка самостоятельности?

Фото: www.aciprensa.com
Фото: www.aciprensa.com

Самостоятельность — что это вообще за зверь? Что-то вроде про независимость и еще про свободу, выбор и ответственность. Любой родитель согласится, что это замечательные качества для подростка, но при этом пожалуется, что как раз их-то у подростков не хватает. 

А как их развивать?

Часто поиск ответа превращается в новый вопрос: как заставить подростка полюбить… (школу, танцы, английский — нужное подчеркнуть, недостающее вписать)?

Но ведь сама природа выбора — в свободе, в том числе и не делать выбор. Суть само-стоятельности — в стоянии отдельно от другого. И вроде как предполагается, что с опорой на себя. А вот дальше рассуждения совсем не очевидны — на что в себе человек должен опираться? Напрашиваются варианты про ценности, социальные нормы. Но ведь они сами — либо навязанные нам обществом модели поведения, либо результаты важных выборов.

А ребенку и подростку на что опираться?

Мне кажется, нужно найти то, что принадлежит человеку от природы, что нельзя подделать или навязать. И такая опора есть — это наши ощущения и эмоции. Невозможно ощутить боль телом другого или пережить чужую радость.

К сожалению, эмоции можно притупить и отучить детей доверять своим ощущениям, насаждая «правильные», единственно возможные мысли и способы действия. Вспомните, что говорили вам в детстве: «Ты должен это доесть!», «Трус не играет в хоккей», «Девочка просто не может без танцев», «Мал ты еще выбирать — вот стукнет 16…18…20…, тогда и делай что хочешь», «Тебе будет лучше получить юридическое образование, еще и спасибо мне потом скажешь», «Если танцы, то только бальные, а это просто дёрганье какое-то».

И мы перестаем доверять своим ощущениям, своей интуиции: они будто «неправильные» и показывают неверный курс. Мы назначаем своим штурманом в жизненном плавании непонятных, абстрактных людей, которые сами были ли счастливы? А потом еще и передаем эти ориентиры своим детям.

Если мы хотим сами стоять у руля, нам нужно иметь собственные компас и карту: наши ощущения и чувства внутри, выбор снаружи. Если они совпали — вперёд! На этом пути неизбежны ошибки, но пусть это будут наши ошибки.

Спросите себя: вы даёте себе выбирать, как отдыхать и работать? Предоставляете себе выбор платья, машины, еды? Позволяете себе ориентироваться на себя, а не на моду? Если да, то вы на правильном пути, и вас можно поздравить!

А ведь это важно не только в платьях или дизайне квартиры, но и во внутренней жизни: в способах выражения гнева и радости, в вариантах того, как получить внимание и поддержку, как сказать о том, что вам нравится или неприятно.

Вы, взрослые, знаете хотя бы 5 способов, как грустить, злиться? Знаете как поддержать себя в трудную минуту или как попросить помощи и поддержки у близких?

Нет? Тогда учитесь скорее — ведь ваши дети не научатся большему, чем умеете в этой сфере вы, потому что всё остальное общество совершенно не заинтересовано в том, чтобы ваш ребенок делал то, что удобно ему.

Умеете и практикуете? Тогда предоставьте своему ребенку, подростку эту ценную возможность – ощущать этот мир своей кожей, переживать эмоции и делать выборы с опорой на них.

Он злится? Дайте попинать подушку, покричать, побегать вокруг дома или написать письмо гнева и изорвать.

Злится на вас? Предоставьте ему эту роскошь! Научите как сказать вам, насколько он обижен и возмущен вашими решениями — так, чтобы не оскорблять вас (границы допустимого поведения никто не отменял).

Она грустит? Дайте погрустить, спросите, нужно ли ей, чтобы вы были рядом? Может, нужно порисовать? Поговорить с кем-то?

Может, ей нужно одиночество? Поплакать? Проболтать два часа с подругами?

Помогите найти его собственный способ позаботиться о себе. Может быть, это чашка какао? Полчаса лежания на диване? Нет, не навязывайте свой способ — он хорош для вас. Помните — у ваших детей свой компас и своя карта, на которой полно белых пятен. И в конце концов не лишайте своего ребенка приключений в своем внутреннем мире и в его собственной жизни.

 

Николай Юдин
Николай Юдин

Об авторе. Николай Юдин — психолог-консультант, тренер и преподаватель психологии, кандидат психологических наук.

О себе рассказывает: «В психологии я с 1997 года, и за это время психология стала мне только интересней. Я работал с подростками, со взрослыми, со студентами. Вёл тренинги, занимался научной работой, преподавал психологию. Но сейчас меня больше всего радует возможность помогать людям и развиваться самому в области консультирования и психотерапии».

Обратиться за консультацией к Николаю Юдину можно по адресу psyudin@gmail.com, а также через его страницу: vk.com/psyudin