Общество, Семья и дети

Подросток не должен выбирать профессию

Фото: smart-course.ru
Фото: smart-course.ru

— Сынок, пора подумать о выборе профессии.

— Папа, ну как я могу выбрать профессию, если сегодня я думаю вот так, а завтра я могу проснуться с совершенно новыми идеями и захотеть быть кем-то совсем другим?

(Из бесед с сыном-подростком)

 

По мере того, как мой сын взрослел, пробираясь через хитросплетения подросткового возраста, я всё чаще сталкивался со своими собственными родительскими противоречиями в отношении выбора им профессии.

Во-первых, я в не представлял своего сына без учебы в вузе, но, с другой стороны, всё меньше видел в этом необходимость. Во-вторых, мне на практике становилась очевидна невозможность для подростка осознанно выбрать профессию тогда, когда этого требует от него общество. В третьих, я поступил в вуз в 16 лет, а мой сын — если всё-таки пойдет в старшую школу — выйдет за её двери уже 18-летним.

Сразу оговорюсь: в нашей отечественной психологии подростком считается ребенок примерно в возрасте от 11 до 15 лет. Ну, накинуть сюда еще 2-3 года раннего юношеского возраста, но даже при этом в 18 лет осознанно профессию выбрать сложно. Почему?

Для этого надо хорошо знать свои способности, которые, как заповедали нам классики, «формируются и проявляются в деятельности». То есть чтобы понять, что ты что-то умеешь, надо это просто делать. Приобретать опыт, пробовать, экспериментировать. Да-да, лозунг «В жизни надо попробовать всё» относится не только к алкоголю, сигаретам и сексу.

Важно понимать свои интересы и черты характера. Например, трудно даже освоить профессию врача без желания помогать людям, а для работы спасателем, кроме готовности рисковать, требуется еще и немалая стрессоустойчивость.

Также нужно знать потребности рынка труда. Вполне вероятно, водители автомобилей скоро не понадобятся, а вот «погонщики роботов» (да, есть и такая работа) и разного рода специалисты по уходу за пожилыми людьми будут нужны, видимо, всё больше.

Надо иметь временную перспективу лет в 5-10. То есть видеть себя не в вузе, а уже работающим специалистом. Не то чтобы я предлагал спланировать свою жизнь по минутам, но хорошо бы иметь какие-то представления и фантазии, соотнося их немного с реальностью. Вы, кстати, где и как видите себя через 10 лет? Задачка не из легких, правда?

Более-менее здраво это оценить может человек разве что в конце юношеского возраста — примерно в 25 лет. Добавьте сюда еще ту скорость, с которой меняется современный мир, и в том числе мир профессий… А мы требуем от подростка сделать этот выбор в 13-15 лет!

И вот, в попытках привести свою голову в некую гармонию с реальностью, я ухватился за совершенно, казалось бы, радикальную идею.

Подросток не должен выбирать профессию вовсе!

Что же делать подростку и юноше или девушке вместо этого?

Просто выбрать способ прокормить себя. Для этого прокачать те навыки, которые смогут приносить ему доход и не зависеть от родителей. Получить образование в любой выбранной сфере и где угодно — в колледже, техникуме, на курсах. Поехать работать за границу. Поступить учеником к мастеру. Пойти грузчиком или разнорабочим.

Главное — действовать, выбирая то, что обеспечит доход, и позволит слезть с маминой и папиной шеи. И уже потом думать о выборе профессии и поиске себя. Если захочется, конечно.

Да, наверное, есть такая вещь, как призвание. Возможно, где-то есть целеустремленные и одаренные дети, которые уже с пеленок знают, чего хотят. Наверняка есть родители, которые готовы поддерживать своих чад до последнего вздоха. Но я, пожалуй, пойду к сыну и просто предупрежу его, что не намерен за просто так кормить его после наступления совершеннолетия.

 

Об авторе. Николай Юдин — психолог-консультант, тренер и преподаватель психологии, кандидат психологических наук.

О себе рассказывает: «В психологии я с 1997 года, и за это время психология стала мне только интересней. Я работал с подростками, со взрослыми, со студентами. Вёл тренинги, занимался научной работой, преподавал психологию. Но сейчас меня больше всего радует возможность помогать людям и развиваться самому в области консультирования и психотерапии».

Обратиться за консультацией к Николаю Юдину можно по адресу psyudin@gmail.com, а также через его страницы в соцсетях: vk.com/psyudinwww.facebook.com/nvyudin

  • Natalia Krylova

    На самом деле, не такая уж и новаторская это идея: в досюльные времена одним из вариантов профориентации было как раз уйти «в люди» — пожить в другой семье, поработать подмастерьем и пр. «Прокачать склонности и способности» — раньше в таких категориях, конечно, не думали, но Николай имхо абсолютно прав в том, что только через конкретное действие можно понять — моё это дело, или лучше пусть останется в ранге «хобби». И если б не пресловутые свинцовые мерзости жизни, то не такой уж и дикий способ ранней социализации, не правда ли?

    И если совсем размечтаться, то систему образования/профподготовки можно еще более оптимизировать. На западе сейчас многие специалисты в области образования поднимают вопрос об изменении временнЫх рамок обучения: ведь трехмесячный разрыв на летние каникулы сформировался в доиндустриальную эпоху, когда дети школьного возраста должны были помогать своим семьям сеять-веять-собирать урожай. А чем сейчас дети заняты летом? — Вот то-то. На летние каникулы за 11 лет обучения почти три года уходит…

  • Spectator

    «пойду к сыну и просто предупрежу его, что не намерен за просто так кормить его после наступления совершеннолетия» — для Запада это нормально. В России немногие родители в состоянии это сделать..

    • Николай Юдин

      В 7 лет пойти в школу, в 16 закончить 9 классов, получить образование за пару-тройку лет, и начать работать в 18-19… чего тут нереального?
      Студенты мои подрабатывают
      параллельно учебе.
      Многие уезжают работать и (или) учиться за границу. Нам такое представить было невозможно.

  • Анастасия Макарова

    Начали за здравие, а кончили за упокой…
    Глядя, на 18-летних взрослых дядей за школьной партой, я уже давно за переход после 9го класса в техникумы и колледжи. Это действительно хорошо: там уже взрослые отношения, требования другого уровня, яснее цель, и ты можешь попробовать профессию на вкус. Если не нравится, что-то изменить, или окончить, и имея за плечами диплом и кусок хлеба, двигаться дальше. Если по своей профессии, то ты знаешь её с азов-низов, но может быть, ты как раз понял, что не тем последние годы занимался и знаешь теперь, что тебе действительно нужно, хотя и полученные знания лишними не будут.

    А про то, что обеспечить доход это главное, грустно стало, примитивно и скучно.
    «не намерен за просто так кормить его после наступления совершеннолетия» — а за что непростое намерены? и дай вам бог всегда быть здоровым, сильным и при делах, а то вдруг бумерангнится.

    • Николай Юдин

      Обеспечить доход — это, конечно, скучно. Просто мне лично больше нравится скучать сытым. Такой вот я примитивный и невозвышенный.

      За что намерен? Если уж совсем работы не найти — всегда есть работа по дому.
      Многие своих детей в бизнес пристраивают, к работе (увы, не мой вариант — разве звонки от клиентов принимать). Учебу готов спонсировать, но уж тогда и спрошу по полной.

      Спасибо, Вам того же.

      • Ксения

        Вы пишите, что сами после школы поступили в вуз. На что жили, питались, одевались? Сами себя содержали?

        • Николай Юдин

          Нет, не сам. Но это не означает, что это было правильно — это раз. Какова цена за несвоевременное отделение от родителей — даже не готов называть на данном этапе своей жизни. Дороже денег, это точно.
          Время было другое — это два. Образование еще считалось социальным лифтом, Советский Союз только что развалился, выжить без родителей было реально сложно (до сих пор помню, как возили продукты брату в Москву. Жрачку — в Москву, сейчас не верится уже), а многих вещей еще не было в помине — например, мобильной связи и соцсеточек.
          Поэтому сравнивать времена и условия не стоит.
          Своим детям надо желать лучшей жизни, и я убежден, что самостоятельность — это лучшее, что родители могут дать своим детям сегодня.

          • Ксения

            Ситуации и степень созданной самостоятельности, конечно, бывают разные. Я не сторонница взрослых дядей держать за младенцев и с ложки кормить.

            Согласна, надо своим детям желать лучшей жизни, но у Вас эта фраза и действие по ней звучат грубо и, думаю, утрировано. А то, что сами Вы в такой ситуации не были, не даёт Вам понять чувства и мысли человека, услышавшего такие слова и поставленного в такую ситуацию.

            Ситуации и степень созданной самостоятельности, конечно, бывают разные. Я не сторонница взрослых дядей держать за младенцев и с ложки кормить. Одно дело, подрабатывать, да хоть дворником, да хоть чужих собак выгуливать, компы ремонтировать, другое — ставить в жёсткие условия замены учёбы работой.

          • Николай Юдин

            Заменять учебу работой ни к чему, конечно. Можно их даже совмещать, как я это делаю до сих пор.
            Иногда я могу показаться резким и грубым, но даже если так — у моих детей есть мама, которая может это смягчить. Отцовская же роль обычно — дать пин… сопроводить во взрослую жизнь.
            Про то, что «не пережив сам, другого не поймешь» — думаю, что всё-таки это не так. Иначе жертвам катастроф сочувствовали бы только жертвы катастроф.
            Чтобы понимать клиентов, мне не нужно пережить все горести мира. Достаточно эмпатии. А в данном случае опыт самостоятельности у меня все-таки имеется, хоть и приобрел я его не в 16.