История, Люди, Общество

Осударева дорога: реальность соперничает с мифами

Осудареву дорогу называют прологом Санкт-Петербурга. И тем не менее ее история хранит немало тайн, неизученных страниц.

Проектам Петра Великого и роли Осударевой дороги в истории и культуре России была посвящена конференция, которая недавно прошла в Петрозаводске.

Более 300 лет назад, в 1702 году, по Указу Петра I был воплощен в жизнь один из  поистине фантастических — он выглядит таким и сегодня —  проектов. За 20 дней по территории нынешней Карелии от Нюхчи, что Белом море, до Повенца на Онежском озере, через лес и болота была проложена почти 200-километровая дорога шириной шесть метров. При этом рабочими инструментами пяти тысяч крестьян, солдат, работавших на строительстве, были топоры лопаты, ломы…

Мировой рекорд? Может быть, и нет. Но сомневаюсь, что сегодня, вооруженные современной строительной техникой наши дорожники сумеют повторить этот опыт. Магистраль прокладывалась тайно, чтобы известие о ней не дошло до вражеских лазутчиков. И свою задачу, для которой она и строилась, дорога выполнила.

Село Нюхча, откуда начиналась Осударева дорога. Фото 2016 год
Село Нюхча, откуда начиналась Осударева дорога. Фото 2016 года

«…В результате стратегического перемещения войск (по Осударевой дороге) русские в октябре 1702 года одержали первую впечатляющую победу над шведами, «на аккорд»  взяв Нотебург на Ладоге, обеспечив тем самым России возврат берегов Невы и выход к Балтийскому побережью», — пишет петрозаводский историк и исследователь Михаил Данков.

Многие историки, обращаясь к Осударевой дороге, называют ее прологом Санкт-Петербурга. И тем не менее ее история хранит немало тайн, неизученных страниц. По  словам председателя Совета КРОО «Осударева дорога» Сергея Никулина, до сих пор нет серьезной монографии о реальном маршруте дороги, устройстве ее гатей и мостов.

Заметным событием сентября и вообще истории проекта стала Первая научно-практическая конференция «Проекты Петра Великого. Роль «Осударевой дороги» в истории и культуре России», прошедшая в Петрозаводске на средства президентского гранта и собравшая представительный круг ученых, исследователей, краеведов  из Карелии, Санкт-Петербурга, Москвы.

Участники Первой научно-практической конференции «Проекты Петра Великого. Роль «Осударевой дороги» в истории и культуре России», которая прошла в Петрозаводске в Национальной библиотеке
Участники Первой научно-практической конференции «Проекты Петра Великого. Роль «Осударевой дороги» в истории и культуре России», которая прошла в Петрозаводске в Национальной библиотеке
Выставка литературы по теме конференции, подготовленная сотрудниками Национальной библиотеки
Выставка литературы по теме конференции, подготовленная сотрудниками Национальной библиотеки

В этом году отмечает свое 25-летие общественный научно-исследовательский проект «Осударева дорога», родившийся в Петрозаводске. Инициаторами его выступили историк Михаил Данков и журналист Сергей Никулин, их начинание четверть века назад поддержал Карельский филиал Российского фонда культуры. Участники проекта поставили задачу найти следы Петровской дороги, исторического артефакта начала XVIII века, обратить внимание на вопросы ее сохранения. Дело в том, что уже в XIX веке дорога практически исчезла.

К северо-востоку от бывшей деревни Коросьозеро в Сегежском районе Александр Шелехов обнаружил в 1995 году несколько фрагментов старой бревенчатой дороги. По своему местоположению и внешним признакам она соответствует "Осударевой дороге". 2010 год
К северо-востоку от бывшей деревни Коросьозеро в Сегежском районе Александр Шелехов обнаружил в 1995 году несколько фрагментов старой бревенчатой дороги. По своему местоположению и внешним признакам она соответствует «Осударевой дороге». 2010 год
Поисковая группа на Осударевой дороге: (слева направо): отец и сын Алексей и Владимир Воронцовы, научный руководитель экспедиции, д.г.н. Сергей Потахин, начальник экспедиции Александр Шелехов. Урочище «Миленские горы»
Поисковая группа на Осударевой дороге: (слева направо): отец и сын Алексей и Владимир Воронцовы, научный руководитель экспедиции, д.г.н. Сергей Потахин, начальник экспедиции Александр Шелехов. Урочище «Миленские горы»
Гать у Щепотевой горы, названной в честь Михаила Щепотева, сержанта бомбардирской роты Преображенского полка, одного из руководителей строительства дороги. Фото 2012 года
Гать у Щепотевой горы, названной в честь Михаила Щепотева, сержанта бомбардирской роты Преображенского полка, одного из руководителей строительства дороги. Фото 2012 года
Фрагменты Осударевой дороги в урочище Красная Мычка. 2012 год
Фрагменты Осударевой дороги в урочище Красная Мычка. 2012 год
Группа перед выездом в район Щепотевой горы (63,5 м) на пневмо-болотоходах. Слева направо: исполнительный директор КРОО «Осударева дорога» Юрий Русанов, опытные проводники из Нюхчи Александр и Валентин, начальник экспедиции Александр Шелехов, научный сотрудник Института геологии Кар НЦ РАН Кирилл Шеков. 2018 год
Группа перед выездом в район Щепотевой горы (63,5 м) на пневмо-болотоходах. Слева направо: исполнительный директор КРОО «Осударева дорога» Юрий Русанов, опытные проводники из Нюхчи Александр и Валентин, начальник экспедиции Александр Шелехов, научный сотрудник Института геологии Кар НЦ РАН Кирилл Шеков. 2018 год

3а 25 лет в рамках проекта было  организовано 16 экспедиций, но уже  в августе 1993 года, при проведении первой из них, участники обнаружили следы дороги. Выйдя на исходную позицию в Нюхче,  они исследовали буквально каждый метр трассы, учились видеть дорогу по малейшим признакам. Однако, участники проекта все эти годы вели не только историко-ландшафтные исследования на петровской трассе (кстати, до них этим никто не занимался).  Они собирали исторический, картографический, фольклорный материал, причем, с первой уже экспедиции ее участники убедились, что рассказы местных жителей — один из важных и надежных источников информации об Осударевой дороге. Поэтому в последние годы исследователи обязательно опрашивают  по несколько авторитетных старожилов, записывают фонограммы, снимают видео. Именно местные жители села Нюхча помогли найти Щепотеву гору, гать возле нее. В этом году, благодаря  гранту, в экспедицию выехали две сотрудницы ИЯЛИ КарНЦ РАН Екатерина Захарова и Галина Иванова Они работали в Нюхче и занимались исследованиями топонимов и этнологией.

Если получится, следующая экспедиция планируется в Сумский Посад, жители которого 300 лет назад тоже строили Осудареву дорогу.

Надо сказать, что среди поморов память — а память народа, как известно, избирательна —  о Петре I, о строительстве Осударевой дороги дожила до наших дней.  Исследователь петровской эпохи, санкт-петербургский ученый П. Кротов, который был участником конференции в Петрозаводске, утверждает, что авторитет Петра I на Русском Севере был высоким. Он приводит пример того, как фольклористы и он сам уже в  XXI веке записывали в этом регионе рассказы о царе Петре, передаваемые из поколения в поколение. Причем поморы никогда не называли и до сих пор не называют царя Петром I, а только Петр Алексеевич или Петр Великий:  мол, прадеды его так звали и им завещали.

И это при том, что отношение историков, общественных деятелей как к личности Петра I, так и к его деятельности было различным за прошедшие века, часто полярным. Не случайно пленарное заседание конференции открылось докладом доктора исторических наук, профессора ПетрГУ Александра Пашкова «Петр I в  дореволюционной российской общественной мысли и историографии», в которой ученый сделал обзор различных точек зрения на деятельность Петра I. Но в одном сходятся все: его реформы  сделали Россию европейской державой. Как сказал поэт, Петр «в Европу прорубил окно». Но вот нужно ли было России это окно? Сомнения были, есть и будут, наверное.

В рамках конференции прошла презентация нескольких изданий – Е. Анисимова «Петр I: благо или зло для России»,  П. Кротова «Российский флот на Балтике при Петре Великом», Б. Мегорского «Осады и штурмы Северной войны. 1700 – 1721 гг.».

Свою новую книгу «Петр I: благо или зло для России» Евгений Анисимов,  доктор исторических наук, профессор и научный руководитель департамента истории НИУ «Высшая школа экономики» (Петербургский филиал), главный научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН, автор нескольких сотен научных публикаций, в том числе трех монографий по истории царствования Петра Первого, написал в форме диалога — дебатов двух оппонентов: сторонника общеевропейского развития и сторонника «особого пути». По мнению автора, обе позиции имеют право на существование, обе по-своему верны и обе отражают такое сложное, неоднозначное явление, как эпоха Петра в русской истории.

Но в народе отношение к царю-реформатору несколько иное, может быть, даже более сложное, и это несмотря на утверждение, что реформы Петр I проводил ради народа, но против его воли.  Интересна запись воспоминаний одного из поморов о Петре I фольклориста Е. Барсова в 1872 году: «Вот-оно так царь;  даром хлеба не ел, лучше бурлака работал».

И это отношение к царю-реформатору, труженику проецировалось у поморов и на его дела, в том числе и на строительство Осударевой дороги — такое название дали трассе  именно поморы, построенной в короткое время только благодаря тяжелейшему изнурительному труду нескольких тысяч крестьян и солдат.

В проект петрозаводских исследователей  с каждой новой экспедицией включались не только историки, но и специалисты других научных отраслей — из ПетрГУ, Карельского научного центра, студенты, старшеклассники.  Была обнаружена часть Осударевой дороги и достоверно доказано, что именно таковым этот участок и является.

— Очень важно выделить исследования, которые в течение нескольких лет вели С. Гриппа, С. Потахин, А. Шелехов еще на кафедре географии КГПИ (КГПА), — рассказывает Сергей Никулин. — Там была создана специальная лаборатория дендрохронологических исследований. Для определения возраста строений и сооружений по годичным кольцам древесины. Они составили дендрохронологическую шкалу для Беломорского района, которой ранее не было, и сравнили с ней образцы (спилы) древесины, взятые с обнаруженной нами гати на болоте возле Щепотевой горы. Совпадение было совершенно точным. Дерево было срублено в самом начале XVIII века. Таким образом, полумиф «Осударева дорога» начал становиться реальностью. Это основополагающее открытие позволяет утверждать, что весь отрезок старой дороги от села Нюхча до Щепотевой горы (около 20 километров) можно считать Осударевой дорогой. Это исследование было самым серьезным научным, лабораторным исследованием, в отличие от нашего краеведческого ландшафтного поиска.

Хотя прошло более 300 лет со дня окончания строительства дороги, белых пятен, спорных вопросов в ее истории не становится меньше. Только один пример. Напомню, по Осударевой дороге сразу же после завершения ее строительства в кратчайшие сроки были тайно переправлены из Архангельска к театру военных действий на Ладоге и Неве войска, в том числе лейб-гвардия Преображенского и Семеновского полков, а также грузы. Кроме того, согласно официальной историографии, по ней из Архангельска через Онежское озеро в Ладожское за 10 дней были доставлены два малых фрегата — «Святой Дух» и «Курьер», благодаря которым была взята шведская крепость Нотебург (Орешек).

По поводу переброски войск  и грузов никто не спорит, а вот с фрегатами сложнее. Петрозаводский исследователь и историк, участник и один из основателей проекта «Осударева дорога» Михаил Данков опубликовал работу, в которой высказал свою точку зрения: археологические данные и современные реконструкции не подтверждают грандиозного перемещения кораблей, это легенда.

Исследователь петровской эпохи из Санкт-Петербурга, доктор исторических наук Павел Кротов
Исследователь петровской эпохи из Санкт-Петербурга, доктор исторических наук Павел Кротов

Но вот в 2011 году вышла в свет книга петербургского ученого, профессора Санкт-Петербургского университета Павла Кротова – «Осударева дорога 1702 года: пролог основания Санкт-Петербурга». В своем исследовании автор придерживается противоположного мнения и огласил свою точку зрения на конференции в Петрозаводске.  В своей книге Кротов впервые опубликовал обнаруженные им в Российском государственном архиве древних актов не известные дотоле документы. Среди них — челобитная крестьян, которые тащили фрегаты.

— Кроме того,  — рассказал уже председатель совета КРОО «Осударева дорога» Сергей Никулин, — в Карелии опубликован в современной орфографии Соловецкий летописец, где тоже говорится  о двух яхтах. Есть упоминания о судах в походном журнале Семеновского полка. Сотрудниками ИЯЛИ еще в 1960-е годы записаны фонограммы о том, что по Осударевой дороге волоком тянули «судёнки». Нюхчане до сих пор об этом помнят. Им об этом прадеды рассказывали.

Свое выступление на конференции в Петрозаводске Павел Александрович Кротов заключил словами, что белых пятен в истории  Осударевой дороги еще достаточно. Значит, не поставлена завершающая точка в ее истории. 16-я экспедиции проекта «Осударева дорога» – не последняя. Более того, с каждым годом растет число энтузиастов, в последней экспедиции участвовали 25 человек.

Может ли иметь практический, а не только научный интерес эта работа? Да. На конференции были представлены проекты Института Петра Великого, который находится в Санкт-Петербурге. Один из его проектов — развитие туризма по памятным местам Европы и России, связанным с именем царя-реформатора.

Карелии здесь, как говорится, и флаг  в руки. Участники проекта «Осударева дорога» считают, что она могла бы стать туристским символом республики, одной из интереснейших исторических достопримечательностей Карелии. Наряду с первым российским курортом «Марциальные воды», основанным Петром I.  Вряд ли с годами уменьшится интерес, в том числе и научный, к такой неоднозначной, сильной, неординарной личности как Петр Великий, как с уважением и поныне зовут его поморы.

Памятный знак, установленный в 2002 году в честь 300-летия Осударевой дороги у подножия Щепотевой горы участником проекта Тарасом Тюпко. Здесь же находится придорожный (вестовой) тур, сложенный из камней, вероятно, строителями Осударевой дороги. На снимке Александр Шелехов - один из руководителей проекта
Памятный знак, установленный в 2002 году в честь 300-летия Осударевой дороги у подножия Щепотевой горы участником проекта Тарасом Тюпко. Здесь же находится придорожный (вестовой) тур, сложенный из камней, вероятно, строителями Осударевой дороги. На снимке Александр Шелехов — один из руководителей проекта
На самой оконечности мыса Вардия сержант лейб-гвардии Преображенского полка Михаил Щепотев построил деревянную пристань для разгрузки кораблей, стоявших на рейде. Вероятнее всего, пристань располагалась именно здесь. На снимке карбасы, на которых участники экспедиции прибыли к Вардегоре. 2018 год
На самой оконечности мыса Вардия сержант лейб-гвардии Преображенского полка Михаил Щепотев построил деревянную пристань для разгрузки кораблей, стоявших на рейде. Вероятнее всего, пристань располагалась именно здесь. На снимке карбасы, на которых участники экспедиции прибыли к Вардегоре. 2018 год

 

Фото С. Никулина, С. Потахина, А. Шелехова, В. Чаженгиной