Утром 24 ноября ушел из жизни Виктор Васильевич Трошев – признанный мастер фотографии, герой Великой Отечественной войны, кавалер двух орденов Славы. Последний из поколения журналистов-фронтовиков Карелии.
Через месяц, 27 декабря, ему бы исполнилось 94 года. Он жил, воевал на фронте и работал в послевоенные годы честно, очень серьезно с полной отдачей сил и таланта, но одновременно с юмором – «по-трошевски», который ему всегда помогал в тяжелых житейских ситуациях.
Полвека он работал фотокорреспондентом в газетах Карелии – пионерской — «Юные ленинцы», военной – «Патриот Родины», комсомольской – «Комсомолец», партийной – Neuvosto Karjala («Советская Карелия») и национальной Oma mua («Родная земля»).
Его фотографии в газетах, на выставках, в книгах и фотоальбомах — это огромная фотолетопись жизни Карелии во второй половине ХХ века.
Он успел передать значительная часть своего фотоархива в Национальный архив Республики Карелия, и по его фотографиям наши потомки будут знакомиться с жизнью Советского Союза, России и Карелии.
Прощание с Виктором Васильевичем Трошевым пройдет 28 ноября, в среду, с 13 до 14 часов в траурном зале по адресу: Петрозаводск, ул. Вольная, 4, зал №1
24 года назад к 70-летию В.В. Трошева Юрий Шлейкин подготовил материал, с которым знакомим читателей «Лицея». Он опубликован в книге «Командировка в ХХ век».
Взгляд Трошева
Странный человек Виктор Васильевич Трошев. Знаю его со своей юнкоровской поры и не устаю удивляться.
18-летним пацаном он ушел на войну (мать на проводах причитала: «Витенька, только не убеги…»). Он был пулеметчиком, минометчиком, убивал фашистов, а они хотели убить его. Но он выжил и вернулся в Петрозаводск с двумя орденами Славы. Помню, когда-то на наивный вопрос: «Виктор Васильевич, а чего ж третий орден не получили — были бы полным кавалером?» — он, как всегда, иронично (не то в шутку, не то всерьез) ответил: «Старик, жить хотелось…».
Он выжил и потом, когда перенес два инфаркта. Больницу не любил и не любит. Был какой-то период, когда 12 лет не обращался к докторам.
Книг о войне Трошев не читает: «Я и так знаю, чем там все кончилось. Наши победили…».
А о войне говорить с ним потрясающе интересно. Его взгляд на жизнь человека на войне был совершенно необычен — страшен и комичен одновременно. Только в последних романах Симонова, Астафьева, Кондратьева, Быкова я, например, увидел войну такой, о которой рассказывал Трошев. (Один штрих. Когда он первый раз попал под бомбежку, стал быстро доедать свою пайку сахара — а вдруг убьют, и не успеет съесть…)
Он мало кому завидовал в жизни, но на нашей недавней встрече сказал: «Завидую тем, кто снимал на войне»… У него были ранения на фронте, покалечены пальцы правой руки, но он не пытался оформить бумаги и получить льготы инвалида войны.
27 декабря ему исполнилось 70 лет, а он ни дня не был на пенсии, работает в газете «Ома муа», которую по-отечески любит и зовет среди своих «Му-му». В его возрасте сверстники давно на дачных грядках копаются, правнуков нянчат. Но дачей он, как и автомобилем, не обзавелся. А внук у него еще маленький, поскольку женился Трошев поздно — под сорок лет.
Он безумно гордился своими детьми Петей и Викой, их успехами. Он и сейчас любит их, но говорит с мудрым спокойствием: «Я уже не переоцениваю своих детей».
Он мог, вероятно, сделать творческую или служебную карьеру — талантом и умом Бог и родители не обидели. К тому же вхож был в высокие кабинеты, поскольку снимал всех высших чинов, кто был здесь или приезжал в Карелию. Но как была у него в 1949 году, так до сих пор и осталась скромная должность — фотокорреспондент. Менялись только редакции газет — «Юные ленинцы», «Патриот Родины», «Комсомолец», «Неувосто Карьяла», «Ома муа».
Всю жизнь он работал в политических изданиях, иных ведь не было, но в партии не состоял и политикой особо не интересовался. В последние же годы при встречах с коллегами и знакомыми он неизменно касается политики во всех ее аспектах, и споры эти редко бывают тихими. В таких спорах он порой капризен, обидчив, резок, но потом отходит…
Трошев — пожалуй, последний газетчик Петрозаводска из плеяды стариков-«динозавров» (Федор Трофимов, Исаак Бацер, Иван Лайтинен, Федор Лесков и другие), которые тянули до последнего — до 70-ти и более лет, поскольку жить без газет не могли. И в том, что Трошев до сих пор на посту, слилось многое — его моторность и фанатизм в работе, гражданственность и патриотизм, которые четко видны во всех его последних репортажах, необремененность домашними-дачными делами…
Думаю, что даже когда он выйдет на пенсию, то все равно будет приходить в свой газетный дом на улице Титова, 3, чтобы предложить снимки, повстречаться, обсудить новости…
Взгляд Трошева как профессионала-фотожурналиста — это взгляд человека, влюбленного в Карелию, гордящегося ею и страшно переживающего за ее беды и боли: «Я не просто фотокор — я фотокорреспондент моей республики…»; «Ты видел мой репортаж о Нурмолицах? Хотел сделать его таким, чтобы выть хотелось, да не все получилось…».
Взгляд Трошева — это сотни командировок по Карелии и Северо-Западу, это тысячи снимков о буднях и праздниках нескольких поколений, это встречи с людьми, чьи мгновения жизни он запечатлел для истории и памяти потомков, это неуемное желание всегда и во всем быть первым, все успеть, все увидеть.
Он всегда старался попасть туда, где никто еще не был, сделать снимок там, где никто не снимал. Он ходил с карельскими рыбаками в Атлантику и Баренцево море, опускался в самые глубокие шахты в Чупе, летал на военных самолетах, совершал марш-броски с солдатами. И эта страсть не угасла до сих пор.
— Старик, я очень хотел увидеть гору Нуорунен. Как я попал тогда на границу, как меня задерживали пограничники — это отдельный рассказ. Но я уговорил, уломал их подняться на вертолете. И я снял эту гору!»
На вопрос: «Что отличает работу фотомастера от любителя?» — Виктор Васильевич ответил так:
— Сейчас много говорят о значении техники, которой мы снимаем. Но лучшие свои снимки я сделал «Киевом» и «ФЭДом». Нужно уметь видеть. И еще нужна страсть в работе.
Трошев — человек азарта, порыва, вдохновения. Такой он в игре, а он игрок и любит игру, любит рисковать в ней (по крайней мере, это относится к шахматам и настольному теннису). Такой он и в профессии — настырный, хваткий, легкий на подъем, жадный до новых впечатлений и постоянно, как всякий настоящий репортер, нацеленный на новость, на сенсацию, на редкий кадр. Можно назвать громкие, известные миру имена людей, которых он снимал: полководцев Жукова и Родимцева, художника Рокуэлла Кента и скульптора Манизера, политиков Кекконена и Косыгина, Хрущева и Андропова… Он отснял, наверное, всех послевоенных передовиков и героев труда Карелии, запечатлел историю строительства Сегежи, Кондопоги, Костомукши («В Костомукше мне первый раз пришлось прыгать из вертолета на веревке — не могли сесть»). Но со временем он все чаще снимал простых, незнаменитых людей, и сегодня они его главные герои.
Взгляд Трошева — это взгляд художника-лирика, это прекрасные карельские пейзажи, которые он увековечил. (Если бы не война и ранение, может быть, он стал бы художником — по крайней мере, думал об этом.) Многие годы газета «Неувосто Карьяла» к Новому году издавала интересные календари с фотопейзажами Трошева. Наконец, взгляд Трошева — это осмысление им своего места в фотожурналистике Карелии. Он с должным уважением говорит о своем сверстнике, тоже фронтовике, Петре Беззубенко, высоко оценивает талант Владимира Семина, который когда-то сменил его в «Комсомольце», профессионализм и хватку тассовца Семена Майстермана. Отдает должное Геннадию Волкову, Владимиру Ларионову…
— Но как газетчик-репортер я, думаю, их сильнее…
Он хотел стать первым и стал им. И в этом — весь Трошев.
«Петрозаводск», 1994, 30 декабря
P.S. Двадцать с лишним лет прошло после этой публикации. Что изменилось? Если говорить о жизни, то очень многое. И в наш «газетный» дом на ул. Титова, 3 Трошев давно не ходит. Там почти все другое, чужое и нет редакций газет «Комсомолец» («МГ») и «Ленинская правда» («Северный курьер»), нет коллег-фотографов и никого из его знакомой газетной братии.
И страна за это время стала во многом другая. А вот Трошев почти не меняется. В декабре 2014-го сотрудники Национального архива провели встречу с Виктором Васильевичем в связи с 90-летним юбилеем. Пригласили друзей, коллег юбиляра. Был добрый, сердечный разговор с воспоминаниями. А потом, простившись со всеми, Трошев решительно отказался от поездки на машине и пошел домой легкой пружинящей походкой.
Журналисты интернет-журнала «Лицей» скорбят о смерти Виктора Васильевича Трошева — коллеги, старшего друга, мудрого и искреннего человека. Выражаем глубокие и искренние соболезнования родным и друзьям Виктора Васильевича Трошева.