Деревянный ампир, музейный квартал, печатные пряники
В далекие времена, в 1152 году (по другим данным в 1147-м), Юрий Долгорукий на реке Ра заложил крепость для защиты восточных границ Ростово-Суздальского княжества от набегов волжских болгар. Крепость получила название Городец-Радилов.
Река Ра – это древнее название Волги. Соответственно, имя города можно перевести как Городец на Волге.
Крепость, вал и ров — они сохранились — должны были защищать город от вражеских набегов, да не смогли этого сделать. В 1238 году войска хана Батыя превратили Городец в прах, как и остальные города, находящиеся на северо-востоке Руси. Город начинает заново строиться почти через 60 лет после гибели.
Имя Александра Ярославича Невского неразрывно связано с Городцом. Как сообщает летописец, князь Александр выехал осенью 1263 года из Орды на Русь уже будучи больным. В Нижнем Новгороде он занемог и, едва доехав до Городца, 14 ноября, приняв монашеский постриг и высший иноческий чин — схиму, окончил здесь земной путь. Тело его увезли во Владимир.
Рядом с памятником А. Невскому расположен памятный камень, где указаны города, с которыми великий князь был связан. В частности, в Переславле-Залесском он родился. Хотя в то время он назывался Переяславлем, и только в XV веке одна буква в названии выпала.
Грустно, что в 1408 году хан Едигей заново сжигает городок, в пыль. И тут уже пепелище пустует почти 100 лет до тех пор, пока не начинает развиваться судоходство, торговля и возрождаются народные промыслы. Городец заново строится.
Место-то ведь изначально выбрано было прекрасное — широкое раздолье Волги давало большие экономические возможности.
В Городец стекаются старообрядцы, но самый расцвет приходится на конец XIX века. Многие крестьяне становятся промышленниками и купцами, город богатеет и расширяется, число жителей растет.
В усадьбе старообрядца Облаева, купца 1-й гильдии, пароходчика и крупного благотворителя, в 1920 году был открыт Краеведческий музей. В советское время приезжали потомки Облаева, передали музею в дар много интересных исторических артефактов.
Довольно часто в Городце, да и в Семенове, встречаются каменные дома с деревянной пристройкой- верандой, которые здесь называют голдарня. Зайдя внутрь этого здания понимаешь, что лестница может легко под тобой развалиться. Всё такое аутентичное. И еще традиционен навес над крылечком. Навесы, как правило, художественно-литые, мощные — символ достатка в данном доме.
Поднявшись по скрипучей лестнице, мы попали в царство сувениров. Городецкий стиль росписи отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное -т жанровые сцены.
Городецкий мастер любит цветы: они разбросаны на поле веселыми гирляндами и букетами.
Нынешнее здание детской поликлиники поражает своей историей. Во второй половине XIX века две крестьянские (!) семьи — Сотины и Малышевы — построили этот дом. Мне захотелось быть городецкой крестьянкой…
Чугунная кованая лестница в поликлинике сохранила следы крестьянских детей. Ей почти 150 лет.
В доме купца Гришаева открыт музей самоваров. Само здание построено во второй половине XIX века и до сих пор радует своим деревянным ажуром.
Роскошно декорированное здание было построено в 1906 году и принадлежало местному владельцу пароходов и хлеботорговцу Плеханову. Открытие же здесь Музея добра состоялось в 2011 году, через год после того, как в стенах дома был найден клад.
Экспозиция музея посвящена быту местного населения в XIX – XX столетиях, и сам клад выставлен в этом музее тоже.
На некоторых домах мы увидели вот такие знаки. Это клеймо страхового общества, подтверждающее, что дом был застрахован. Еще в начале XX века был застрахован, так-то.
Над входом в дом должен быть металлический навес. Козырьки могут быть кованые и более легкие.
История этого дома начинается в 1906 году. Усадьба построена в стиле модерн, популярном в то время. Здесь проживал известный своей благотворительной деятельностью пароходчик и хлеботорговец С.Ф. Тряпкин.
После его смерти усадьба была продана дисконтеру И.А. Петелину. Сейчас в этом особняке располагается Музей пряника.
Выпечка печатных пряников – один из самых старых промыслов Городца, известный с XVIII века. Это было не просто сладкое лакомство, но своеобразное искусство. На пряничных досках вырезали самые настоящие картины с замысловатыми сюжетами. А вес пряников доходил до 25 кг. Городецкие пряники даже возили в дар императорской семье. С этой доски изготовили пряник для Великого князя Владимира Александровича.
Еще один музей, где мы побывали, — дом графини Паниной, построенный в середине XIX века в стиле деревянный ампир.
В свое время Екатерина Великая подарила в качестве отступного село Городец своему фавориту Григорию Орлову, когда их отношения охладились. Панины — это потомки Орлова, правда, не Григория, а его брата Владимира.
Софья Панина — последняя владелица усадьбы. Софья Владимировна активно занималась благотворительностью. Свое состояние она тратила на постройку школ и больниц для бедных, спонсировала Художественный театр и Всероссийский земский союз, в 1915 году организовала биржу труда.
После свержения в России монархии в 1917-м Софья Панина стала первой в российской истории женщиной-министром, заняв во Временном правительстве пост министра по социальному обеспечению.
В музее представлены предметы быта прошлых веков. Есть здесь различные музыкальные аппараты, часы, швейные машинки, одежда и прочее.
Неизгладимое впечатление на меня произвела эта групповая фотография периода Первой мировой войны, на которой уместилось 1119 человек, причем лица идентифицируются. Вот это качество! Жаль, что она была за стеклом, поэтому при съемке отсвечивала.
Современный купец построил дом, который вполне вписывается в общую канву Музейного квартала. (Центр старого города именно так и называют — Музейный квартал). Выдержан стиль нижегородского Поволжья, когда дом строится как крепость, всё под одной крышей.
Дымоходы на этом доме — произведения кузнечного искусства.
Тоже дом современный. Очевидно, что хозяину руки не мешают сидеть. Все в домике красиво, только синие двери выбиваются из этой картинки. Может, идея еще не до конца реализована. Есть смысл приехать посмотреть на этот дом через пару лет.
На берегу Волги, там, где причаливают круизные теплоходы, не так давно появился новодел — Город мастеров.
Сам комплекс выполнен как резной терем, с несколькими крылечками, лестницами, украшен деревянными резными узорами. В помещениях знакомят с ремеслами, проводят мастер-классы, продают сувениры. Как у нас на Свири в Мандрогах, только поминиатюрней.
Богатые дубовые ворота украшены глухой городецкой резьбой. Не перевелись еще мастера на земле русской! По туристическому городу мастеров интересно прогуляться: есть там и избушка на курьих ножках, и кот ученый по цепи круги нарезает.
Город Городец манит посетить его, здесь приятно прогуляться по Музейному кварталу, заходя почти в каждый дом. Можно по набережной Волги пройти, купить сувениры, а они здесь красочные. А можно посидеть в небольших кафе, полакомившись городецким пряником. Душевное местечко.