Лицейские беседы, Люди, Общество, Проекты

Алексей Фрилунд: «Снимать с воздуха — моё хобби»

Алексей Фрилунд. Фото Ирины Ларионовой
Алексей Фрилунд. Фото Ирины Ларионовой

Петрозаводск – это мы

«Все последнее время Петрозаводск выглядел не очень презентабельно, фасады домов выглядели печально. А за лето он настолько изменился в хорошую сторону, что это видит всякий. Я принципиально не фотографирую с земли, для съемки использую дрон».  

 

В ноябре во ВКонтакте вдруг появились необычные фотографии обновленных во время ремонта зданий Петрозаводска. Почему необычные? Дело в том, что показаны они с неожиданного ракурса — сверху. Фотографии сопровождались коротким текстом, что важно для современного читателя. Тут же началось обсуждение, которое включало и воспоминания, и размышления, и разные мнения.

Наш журнал с разрешения автора делал репосты в свою группу, тем более что тексты к снимкам создавались на основе материалов Елены Ициксон, которые она готовила специально для «Лицея». Автор этих публикаций – Алексей Фрилунд. Кто он такой? Откуда? Публика была заинтригована, тем более, что в интернете о нем информации почти не было. Мы решили представить Алексея Фрилунда читателям, побеседовав в скайпе.

Оказывается, Алексей недавно появился во ВКонтакте. Его проект, посвященный Петрозаводску, сразу привлек внимание горожан. Понятно было, что посты со снимками готовил специалист.

— Пришло время вам явиться миру! Публика под впечатлением от вашего проекта, столько лайков, столько внимания вашим снимкам. Расскажите, кто вы, чем занимаетесь, почему такой интерес к архитектуре?

— Я по образованию строитель, архитектуру мне в свое время преподавал Вячеслав Петрович Орфинский. Работаю директором по персоналу в большой строительной компании.

Наш город все последнее время выглядел не очень презентабельно, фасады домов выглядели печально. А за лето он настолько изменился в хорошую сторону, что это видит всякий. Снимать с воздуха — мое хобби. Я принципиально не фотографирую с земли, фотоаппарата у меня нет. Для съемки использую дрон.

Петрозаводск Дом связи. Фото: Алексей Фрилунд
Петрозаводск. Дом связи. Фото: Алексей Фрилунд
Петрозаводск. Дом Онегзавода. Фото: Алексей Фрилунд
Петрозаводск. Дом Онегзавода. Фото: Алексей Фрилунд
Петрозаводск. Улица Свердлова, дом 10. Год постройки – 1952. Архитектор - Эмилия Андриановна Тентюкова. Фото: Алексей Фрилунд
Петрозаводск. Улица Свердлова, дом 10. Фото: Алексей Фрилунд

— О вас почти нет информации в интернете. Может, вы как истинный даос стремитесь пройти путь, не оставив своего явного следа?

— Нет, просто раньше у меня была страничка в сетях исключительно для переписки с друзьями, не более того. Когда мое хобби переросло во что-то большее, захотелось поделиться с людьми тем, как выглядят знакомые места с воздуха.  С 2019 года я начал публиковать свои видео и фото для зрителя.

  — Вы петрозаводчанин?

— Да, родился в Петрозаводске. Мама из Кеми, отец из поселка Хелюля. Они врачи. Мама и по сей день работает психотерапевтом в поликлинике. А меня занесло в строители, так сложились мои звезды. Это был 1992 год, время переломное, непростое. Я выпускник 1-го лицея. Тогда все шли в экономисты, но инженерия была мне более по душе, и я пошел на строительный факультет. С 1998 года пришел в строительную компанию, работаю здесь больше 20 лет. Не то, чтобы я не люблю новизну, но мне нравится делать всё основательно. Спасибо генеральному директору, что дал возможность попробовать и заняться новым направлением.

— Работать с людьми непросто, нужен особый дар…

— Конечно, я получил специальное образование по направлению «Управление персоналом». Кирпичи кирпичами, железобетон железобетоном, но люди для меня всегда представляли особый интерес. Любой HR-специалист должен понимать специфику бизнеса, где работает, так что мое профильное строительное образование — безусловный плюс. А вообще мне моя работа нравится, мне не скучно!

Тут мне хочется сделать отступление. Когда изучала страничку Алексея Фрилунда в соцсети и его видео природы, думала, что, возможно, Алексей психолог. Не знала наверняка, но по состоянию своей души он точно философ, поэт — одним словом, созерцатель. Его зарисовки о природе завораживают, душа успокаивается, настраивается на хорошее. У видео выраженный психотерапевтический эффект. При личной беседе узнала, что мой собеседник работает с людьми, но еще больше удивило, что мать Алексея – психотерапевт. Так что яблоко всё же от яблони далеко не падает…

— С чего началось ваше хобби? Почему вы решили купить дрон?

— Вообще-то мой отец в свое время увлекался фотографией. Из своего детства я прекрасно помню этот таинственный процесс с красным фонарем в темной комнате. Что касается дрона, первоначально – три года назад — дрон купили в компанию по моему предложению, чтобы представлять продукты деятельности компании. Дело в том, что с воздуха объекты смотрятся совсем по-другому. Когда вы показываете здание или сооружение в перспективе и в привязке к окружающей локации, оно смотрится более выигрышно. Кроме того, в то время никто из конкурентов не делал ничего подобного.

Научиться управлять дроном оказалось трудно на самом деле. Методом проб и ошибок далось мне обучение. Человеку, не представляющему себе, что такое трехмерное пространство и как объект движется в плоскостях, кто не понимает высот, лучше не браться за это дело, можно покалечить себя или окружающих. Дрон — это не игрушка, не бумажный самолетик, он может нанести серьезные повреждения.

— Как обычно происходит съемка?

— Есть дрон и пульт для его управления. В пульт вставляется телефон, на который воспроизводится картинка. И сам дрон, который запускается в воздух. Связь между дроном и пультом беспроводная. Я обычно сижу в машине, а он летает там, куда я его направляю. В городе это опасно, потому что сигнал может быть потерян.

Люди, начинающие работать с дроном, в первые месяцы полетов обычно испытывают большой стресс. Все решает практика. Сначала взлетаешь на один метр, потом на два, и выше. Очень важно при этом иметь в голове представление, некий сценарий, какой будет картинка. Мне самому очень интересен процесс съемки. За три года я поменял три аппарата. Не скажу, что стал профессионалом, это не так, но я любитель с опытом.

— Вы говорите – взлетаешь. У вас что, реально возникает чувство полета?

— Я никогда не хотел быть пилотом самолета, это факт. Мне просто безумно интересно посмотреть, как тот или иной объект смотрится на ландшафте с высоты. Просто не передать эти ощущения словами. На моей странице есть видео, которые можно посмотреть. Особенно завораживает меня Ладога, где прошло детство моего отца и где я часто бывал в гостях у дедушки с бабушкой. Поселок Ниэмелянхови — сейчас это место известно как «Ладожская усадьба». У меня всегда было желание увидеть этот край с воздуха и показать людям, как же здесь здорово!

Уже больше 15 лет каждый год отпуск провожу на Ладоге, хожу на байдарках. Привез туда своих детей, друзей. Последние три года беру с собой дрон. Над этими пейзажами можно просто залипать!

— Какое у вас самое яркое впечатление от съемки объектов для вашей компании?

— Никогда не забуду, как мы снимали монтаж Гоголевского моста! Тогда мы ощутили настоящий драйв. Помните, сначала мост полностью разобрали. Мы снимали, когда везли первые балки по улице Шотмана. Было 3 или 4 часа утра, белые ночи. А потом с утра до вечера мы снимали монтаж первых балок. Это было потрясающе! С тех пор мы отсняли множество объектов. А потом мне захотелось чего-то для души, и я стал снимать Ладогу. Наш край – удивительный! Неимоверной красоты природу хочется показывать людям.

— У вас получилась интересная серия  про то, как меняли шпиль на железнодожном вокзале. Кажется, кто-то из фотографов сокрушался, что не знал об этом событии. Как вы узнали?

— Я просто ехал на обед. А дрон у меня всегда с собой в машине. Подгадал время, оценивая его по камерам Ситилинка. Подъехал как раз вовремя. В это же самое время съемку осуществлял и Илья Тимин. Мы с ним в воздухе разминулись на 5 минут.

— Из последних какая съемка была для вас самой увлекательной?

— В этом году я побывал на острове Кижи, когда там еще не было туристов. Это было круто! Тишина, нет толп туристов, можно спокойно выбрать ракурс, не беспокоясь о том, что тебе что-то помешает. Ну и конечно, отреставрированная Преображенская церковь — это нечто. Это то место, куда хочется возвращаться.  Локация часто бывает одна и та же, а условия съемки могут быть разными. Хотелось бы снять кижские закаты и рассветы!

— Вы написали, что ваш проект о зданиях Петрозаводска, который длился целый месяц, окончен..

— Я бы сказал, поставлен на паузу. Мне было интересно не просто снять здания и показать их красоту, но узнать и представить информацию о них: когда и кем они построены. Информации в целом оказалось очень немного. Конечно, о некоторых местах, как, например, о вокзале или Круглой площади, ныне  площади Ленина, рассказано много. Но о некоторых домах, хотя они выглядят вполне привлекательно, вообще ничего нет. У меня был план осуществить эту работу за месяц. В результате я снял 52 здания, но разместил всего 36. Остальные пока остались без описания. Повторюсь, проект был очень интересен для меня, и я планирую возвращаться к этой теме. Спасибо всем, у кого эта тема нашла отклик, кто писал комментарии, помогал с подбором материала и отвечал на мои вопросы.

— До Нового года остается две недели. За что вы можете поблагодарить уходящий год?

— Мало кто благодарит этот год. Он оказался тяжелым для всех. А я хочу сказать спасибо 2020-му за те перемены, что произошли у меня в жизни. Перемены — всегда хорошо. Я люблю повторять: «Как бы удобно вы ни сели, нога затечет. Надо поменять положение». Новый год — словно начало новой жизни. Многие связывают с этим событием свои новые надежды, планы, новую жизнь. Но новая жизнь не придёт, если не поменяемся мы сами. Не дата определяет нашу новую жизнь, определяем ее мы сами. Желаю никогда не сдаваться, не отчаиваться, не самоустраняться и верить в лучшее.