Люди, Общество, Семья и дети

Надежда Белая и Алексей Лебедев: «Вместе мы способны работать сутками»

Надежда Белая и Алексей Лебедев. Фото Ирины Ларионовой
Надежда Белая и Алексей Лебедев. Фото Ирины Ларионовой

Семейный портрет в интерьере

Эта чудесная супружеская пара только что в третий  раз стала победителем международного зимнего фестиваля «Гиперборея», который провели в Петрозаводске в 20-й раз. 18 раз из них Алексей был участником конкурса ледяных скульптур. В 2016-м  он с  Надеждой уже почти заканчивал работу, как вдруг жена почувствовала себя не очень хорошо: она вот-вот должна была родить малыша. Врач был в шоке: «Какой фестиваль? Вам завтра рожать! Максимум через неделю!». Но они завершили-таки работу на фестивале, и буквально через несколько дней на свет появился их второй сынишка Ян. 

Только по  одному этому факту несложно понять, на что способны эти северные ребята. Узнав о них больше, вы зарядитесь энергией, эмоциями, а главное – удивитесь их потрясающей трудоспособности. Не каждому дано!

Ледовая скульптура "Время Борея" получила первое место на XX Международном фестивале «Гиперборея». Фото из семейного архива
Ледовая скульптура «Время Борея» получила первое место на XX Международном фестивале «Гиперборея». Фото из семейного архива

— Как у вас появилась идея скульптуры «Время Борея»?

Надежда: — Не так давно мы создавали в Петрозаводске интерьер ресторана по проекту Ирины Лялько, и арт-объекты мы придумали сами. Там была настенная композиция Ирины из часовых шестеренок. Мы подумали, что шестеренки очень похожи на снежинки и решили создать подобие часов, которые заводит сам Борей – бог северного ветра у греков.

Лед — материал очень сложный, вырезать снежинки и соединить их в такую затейливую композицию было довольно трудно. Работали даже ночью накануне открытия. И  справились! 

— По участию в выставках видно, что вы не просто сжились, вы и сработались. А как вы познакомились?

Алексей: — Мою судьбу определила, как это ни странно, мама. Мы тогда жили в Костомукше. Я уже работал в столярной мастерской, мне было около 20-ти, но при этом беспрестанно рисовал. Мама видела, что я маюсь. Она съездила в Петрозаводск и отдала мои документы в педагогический колледж на худграф.

С Надей мы там и познакомились, я учился на четвертом курсе, а Надя только поступила на первый. Как-то  пришел я в общежитие ужасно уставший и рухнул на кровать. Надя, зайдя в комнату, увидела, что я сплю ногами на подушке. Это ее почему-то поразило и стало началом нашего знакомства, несмотря на разницу в возрасте.

Надежда: – Вообще-то наша история началась не с этого. Я не планировала становиться художником. Родилась в Беломорске, предки — поморы. Родители мои – обычные инженеры. Училась в художественной школе, а потом в старших классах поступила в республиканскую школьную академию на историческое отделение к Михаилу Гольденбергу. По его совету я хотела  поступать на исторический факультет, мечтала об археологии. Была знакома с Надеждой Лобановой и, можно сказать, выросла на петроглифах. Но неожиданно для себя приняла участие в республиканском конкурсе рисунка, победила, приехала в Петрозаводск и познакомилась с Сергеем Терентьевым и Марией Юфа. Они-то и заронили сомнения в мою юную душу. А потом к нам  в школу приехал известный российский психолог Александр Асмолов. После проведенных тестов он авторитетно порекомендовал мне заниматься художественной творческой деятельностью. Вот так я и оказалась на первом курсе худграфа.

Надежда Белая и Алексей Лебедев. Фото Игоря Георгиевского
Надежда Белая и Алексей Лебедев. Фото Игоря Георгиевского

—  Как  вы решили пожениться?

Алексей: — После училища мы захотели продолжить образование в Санкт-Петербурге. Перед отъездом решили пожениться, причем подарки принимали деньгами, чтобы было на что жить там первое время. Надя сшила нам для свадьбы костюмы в русском народном стиле. У нас не было машины, и мы пошли в загс пешком. Была зима. По дороге увидели девчонок с лошадьми и спросили: «Довезете нас до загса?» Они не возражали,  так что расписываться мы приехали верхом! В этом году уже 17 лет как мы вместе.

Надежда Белая и Алексей Лебедев. Фото из семейного архива
Надежда Белая и Алексей Лебедев. Фото из семейного архива
Надежда Белая и Алексей Лебедев. Фото из семейного архива
Надежда Белая и Алексей Лебедев в загсе. Фото из семейного архива

— И куда вы поступили в Санкт-Петербурге?

Надежда: — Мы занимались рисунком у Артема Стародубцева и у Сергея Черепанова. Хотели поступать в академию художеств имени Репина, но когда после нее зашли на экскурсию в Академию имени А.Л. Штиглица, то есть в Муху, поняли, что хотим учиться здесь и нигде больше!

Алексей: — Я решил пойти на скульптуру. Преподаватель посмотрел мои рисунки и сказал: «А у вас, батенька, мышление металлиста!».  Какого, думаю, металлиста? И отвел он меня в подвальный этаж к Николаю Александровичу Яшманову. Надя же поступила сначала на текстиль, а потом перешла на монументальную декоративную живопись к Валентину Георгиевичу Леканову, что было архисложно, тем более девушке.

— Каким для вас получился тот период? Ведь у вас родился первенец — Петр Алексеевич. Видела потрясающие его рисунки в Сети, читала, что в прошлом году на международном конкурсе в Эрмитаже его работа вошла в 42 лучших из тысячи присланных…

Надежда: — Да, наш Петруха невероятно потрудился: виртуально обошел все античные залы Эрмитажа, прочитал и изучил мифы Древней Греции и влюбился в графику чернофигурных ваз. 

А время учебы в Мухе было непростое. Где только ни жили… За годы учебы сменили жилплощадь раз десять, жили в мастерских у художников и даже у преподавателей. Петр появился у нас на четвертом курсе. Первые два года своей жизни он провел в стенах Мухи. Порхал между металлом и монументалкой, заходил на кафедру к заведующему, чтобы перекусить там печеньками, засыпал под кузнечные звуки в нашем учебном подвале, спал и в граверке на столе. Теперь наш ребенок не мыслит себя без рисования. Ему уже восемь лет. После посещения Петропавловской крепости, по пути домой,  рассуждает, как можно в листе скомпоновать саму крепость и ангела, хранителя Петербурга.

Рисунок Петра Белого
Рисунок Петра Белого

Алексей: Кстати, Петр  родился 29 ноября, а 11 декабря у Нади был полугодовой обход на кафедре, и у нее рисунков было в два раза больше, чем у других, размером не менее 2 х 2 метра. В тот год у нас у обоих была президентская стипендия. Нам ребенок не только не мешал, он нас вдохновлял!

— Как такое может быть? В чем секрет вашего совместного бытия?

Алексей: Мы и сами не знаем! Но надо сказать, мы никогда не сопротивлялись происходящему. А самое главное, что у нас не было страха. Как будто так и должно было быть… Но и родители Нади нам помогали все-таки.

— Вы живете в Петербурге. Петр ходит в 636-ю школу при Эрмитаже. Теперь у вас двое детей. Что вы думаете о воспитании детей? Как  справляетесь?

Надежда: Это обычная школа, но там есть живопись и технология. О вопросах воспитания мы специально не думаем. Книжек детям специальных не читаем. Как идет, так и идет. Может, что-то и неправильно делаем, не исключено. Естественно, дети живут так, как и мы. В этом смысле они в нашей семье находятся в безвыходном положении. (Надежда смеется). У нас в семье я плохой полицейский, Лёша – добрый.. 

Алексей: Мы распределили время. Надя в первой половине дня везет детей в центр, там занимается делами — то по моей работе, то по своей. Хоть порисует, да и эмали новые задумала, теперь есть время делать, пока Пётр в школе. Потом приезжает с Петром домой, я еду за Яном, привожу и еду заниматься своими делами и работой. Такой вот расклад. Приезжаю в два ночи, а с утра сплю…

Надежда Белая и Алексей Лебедев с детьми. Фото Якова Симанова
Надежда Белая и Алексей Лебедев с детьми. Фото Якова Симанова

Алексей – член регионального отделения Союза художников Карелии. Вы оба представляете свое творчество от Карелии. Знаю, что Алексей перенес две операции… Тем не менее летом прошлого года на набережной был установлен арт-объект Александра Кима, ковкой которого занимался Алексей. Как работалось?

Надежда: —  Да, два  месяца с небольшим нереального труда ушло у Лёши, чтобы создать эти «Онежские ФишКи»  и еще два дня тяжёлого монтажа. Водоросли кажутся легкими, хотя на самом деле каждая весит больше 80 килограммов и надёжно закреплена арматурой сквозь камни в фундамент. Объект получился впечатляющим.  

Алексей: Мы много работаем, это правда. Когда есть работа, просто берем и делаем. В прошлом году Надя расписала в Петрозаводске спортивный зал (дизайнер Ольга Кульбачко). Работа заняла примерно полтора месяца при 12-часовом рабочем дне. По ее словам, ничто не может сравниться с монументальной росписью, никакой распечатанный плакат не заменит живую руку! Даже видеопроектор не всегда может помочь, так как маленькая картинка при увеличении до нужного размера на стене начинает расползаться в пропорциях. Важно отрисовывать всё вручную. Это  титанический труд, причем на высоте. У Нади уже был опыт участия в сложнейшей реставрации потолочной росписи Шереметьевского дворца.

У вас  все время выставки, фестивали, проекты… Многие объекты вы делаете совместно. Что является главным связующим звеном в вашем творчестве?

Надежда: — Мы пришли к выводу, что нас объединяет повышенная работоспособность. И самое главное — мы можем друг с другом работать в связке. Такое не со всяким человеком получается. Иногда Алексей очень нервничает, когда работает с кем-то другим, ведь темпераменты могут быть разные.

Алексей: — Это точно! Меня особенно раздражают ленивые люди. А вместе с Надей мы способны работать сутками.. Правда, Надя любит делать всё быстро, я же немножко ее притормаживаю, чтобы всё продумать и сделать  основательно.

Алексей Лебедев. Фото из семейного архива
Алексей Лебедев. Фото из семейного архива
Надежда Белая. Фото из семейного архива
Надежда Белая. Фото из семейного архива

Зрители видели и полюбили  ваши эффектные арт-объекты из металла, стекла и эмали. Знаю, что кое-что из этих работ вы показывали на международной выставке эмали на ВДНХ, что у вас много интересных новых идей. Где вы черпаете вдохновение?

Алексей: Все очень просто! Вот идем мы по лесу. Вдруг видим какую-ту необычную ветку или дерево, например, и переглядываемся, потому что зацепило обоих. Мы понимаем друг друга без слов! Бывает, образ всплывает у Нади, а я его тут же набрасываю. Нас вдохновляет природа Карелии. Благо, мы всегда можем поехать к родителям Нади на Белое море. А вообще, когда-нибудь мы непременно построим свой дом-мастерскую на карельской земле.