Общество, Свободная трибуна

Под какое декольте мыть шею?

Ремонт двора в Петрозаводске. Фото из группы vk.com/ptz_mo
Ремонт двора в Петрозаводске. Фото из группы vk.com/ptz_mo

Соседний дом не видно из окон находящегося напротив здания правительства, да и туристы не заглядывают. Так и остались там ухабы, ямы, в которых месяцами стоит вода. Фасад, правда, почистили, даже помыли плитку, которой он выложен.

Я очень люблю Островского, который Александр Николаевич. Но только люблю самой читать его пьесы и ни в коем случае не в современном прочтении наших кино- и театральных режиссеров. Тут я сразу вспоминаю Ильфа и Петрова.

Моя любимая героиня у Островского отнюдь не Катерина из «Грозы»  — «луч света в темном царстве», которой мы старательно восхищались в школе. С годами я все больше восхищаюсь другой героиней  Островского – Олимпиадой Самсоновной Большовой из пьесы «Свои люди — сочтемся» (в школе, по-моему, не изучают).

Удивительно, но более 170 лет тому назад почти необразованная, но деловая, энергичная, целеустремленная девушка, по сути, сформулировала главный принцип современного общества потребления, которое ударными, как говорили в советские времена, темпами мы успешно построили. Правда, эту философию общества потребления – «Главное не быть, а казаться» — Липочка сформулировала, как полагается купеческой дочери, а именно: «Под какое декольте мыть шею?». Этот вопрос она регулярно задавала своей матушке Аграфене Кондратьевне, собираясь на бал в купеческое собрание в поисках  достойного жениха. Выражаясь современным языком, делать карьеру.

За примерами из современной жизни далеко ходить не пришлось. На каждом шагу сегодня «липочки» как женского, так и мужского рода. Вот только два примера, даже далеко ходить не надо. Наш двор наконец-то отремонтировали, после того как несколько дней не могли вытащить машину с «большим портфелем» из ямы. Наш дом ликовал. А вот соседний нет. Ну что делать? Не повезло им. Соседний дом построили вдоль проспекта, и он полностью скрывает свой двор, его не видно из окон находящегося напротив здания правительства, да и туристы не заглядывают. Так и остались ухабы, ямы, в которых месяцами стоит вода. Фасад, правда, почистили, даже помыли плитку, которой он выложен. Да и то, зачем мыть шею под «большое декольте», если можно обойтись малым?

Читаю очередную информацию об утверждении очередного бюджета и вижу: мне пытаются доказать, что большая проблема и забота у всех о дорогах. И какие деньги! Судя по ним, не мы должны завидовать финнам качеству их дорог, а они нам. Кстати, множество машин в городе и постоянные пробки, как сегодня считают на Западе, — не показатель роста благосостояния горожан. Это показатель их низкой культуры и столь же низкого уровня  работы городской власти.

Более того, через какое-то время после публикации бюджета, увы, появляется информации: там новый асфальт облысел, как старая собака, тут подрядчик исчез, не забыв правда прихватить деньги. Пойди найди, страна-то большая!

Это два примера, а их десятки. Если писать обо всех и обо всем, придется размахнуться на роман, причем в один том не уложусь. И претензии у меня не только как у журналиста, но как старожила Петрозаводска.

В последнее время я, как говорится, подсела на Салтыкова-Щедрина. Вот уж кто самый современный писатель! Жаль, в школе мы его просто пробежали. Ему я верю больше, чем самому популярному современному публицисту. Человек знал, о чем писал: был чиновником, дважды был вице-губернатором – в Рязани и в Твери. К примеру, разве не современно звучит: «Когда и какой бюрократ не был убежден, что Россия есть пирог, к которому можно свободно подходить и закусывать?» .

Ну а карьера Липочки тоже удалась, хотя мечта ее – выйти замуж за офицера с саблей – не осуществилась. Пришлось довольствоваться приказчиком отца. Однако, не раскаивалась. Папочка имел глупость (как часто родители ошибаются в своих детях!), скрываясь от кредиторов, переписать свой капитал на дочку. А та его засадила в долговую яму, чтобы не лез уже не свои дела. Деньги папочки они с мужем забрали себе. Но, увы, нужно было теперь заботиться и о деловой репутации. Поэтому не забывала отправлять лакея отнести папе хлеба. Вела себя как умная, деловая женщина, выражаясь современным языком, как бизнес-леди. Так что, думается, не случайно именно в ее уста Островский вложил  великую и современно звучащую мудрость: прежде чем мыть шею, надо знать, под какое декольте.

Так что читайте, господа, классику. Она современна и сегодня.