Семья и дети

«Мечтаю жить в квартире у вокзала»

{hsimage|Настя Луттиева||||}Бойкая тринадцатилетняя девчушка в темных очках встречает маму в холле петрозаводской школы-интерната № 21 и уверенно ведет в свою комнату. Перед поездкой на выходные домой в Кондопогу нужно успеть собрать вещи и съездить на медосмотр.

Настя Луттиева не видит с детства. Зато природой ей дарован тонкий музыкальный слух. Когда-то Надежда Николаевна даже приобрела для дочери подержанный синтезатор. В 2007 году благотворительный фонд «Детям Карелии» подарил ей новый. Теперь у Насти два синтезатора, и оба она использует. Говорит, на старом нельзя одну песню группы «Биттлз» подобрать. На недавнем празднике по случаю 10-летия фонда Настя исполнила песню «Я мечтала о морях и кораллах» Новеллы Матвеевой.

Не имея никакого музыкального образования, Настя стала играть знакомые мелодии и писать свои. Однажды удивила всех, соединив Бетховена и Моцарта. Всего год Настена изучала нотную грамоту, зато теперь, написав очередную мелодию, объясняет маме:
 
– Здесь я использовала половинную, а вот здесь – четвертную ноту!
 
– Настя, о чем ты мечтаешь? О морях и кораллах? – спрашиваю ее полушутя.
 
– О морях и кораллах, о солнце, – с задумчивой улыбкой продолжает она. И энергично добавляет:

– Мечтаю жить в квартире у вокзала!

 Почему?

— Я очень люблю поезда! Мне нравится стук колес и запах дымка… Вот этот динозаврик пахнет поездом!

Настя протягивает мне небольшую резиновую игрушку-динозавра и смеется:

– Наверное, потому, что он сидел на трубе паровоза!

– Какая песня твоя любимая?

 – «Голубой вагон»! Она про поезд! – не задумываясь, отвечает Настя.

Надежда Николаевна добавляет:
– Настя на синтезаторе эту песню обработала, добавив стук колес и гудки паровоза.

Бывает, услышит мама интересную песню, напоет дочери, Настя подберет мелодию, при необходимости сочинит продолжение.

{hsimage|Настя Луттиева||||}…Давно пройдены клиники Петербурга и Москвы, получены ответы от иностранных врачей, которым Надежда Николаевна неоднократно писала. Говорят, спасти зрение девочки можно было только в роддоме.

Рассказывает, как однажды им с дочкой посчастливилось отдыхать в Арабских Эмиратах (ради того чтобы устроить дочери праздник, Надежда Николаевна взяла ссуду в банке). Удивило отношение к таким детям, как Настя. В каждом кафе приносили дополнительные лакомства, проявляли особенную заботу. На улице подошел мужчина и предложил бесплатно пройти обследование в хорошей клинике в Дубаи. Но Надежда Николаевна и Настя уже уезжали в Россию. Здесь даже в своем дворе Настя не в безопасности. Дети жестоки к ней, бывает, забрасывают песком. А некоторые взрослые Надежде Николаевне в глаза говорят, что у Насти нет будущего… И английский, мол, учить не обязательно.

Надежда Николаевна с такими советчиками не согласна. Напротив, считает, что Насте по плечу более сложная учебная программа.

 

– Нам никто не помогает, да мы и не просим, – отвечает на мой вопрос Надежда Николаевна, – были бы только силы. Без меня Настя никому не нужна – пропадет.

Сил и любви нужно немало. Родители одной Настиной ровесницы в подобной ситуации не выдержали: сначала повесилась мама, через некоторое время отец…

Надежда Николаевна воспитывает дочь одна, кроме Насти у нее еще два взрослых сына. На зиму забирают из села бабушку.

 

– Мечтаем о своей отдельной квартире, а пока впятером живем в той, которую выделил ЦБК, – говорит Надежда Николаевна. – Правда, это даже не наша собственность. Еще хотелось бы приобрести компьютер, только это дорого…

 

Впереди у Насти выходные, которые она всегда проводит в Кондопоге. Днем играет на синтезаторах, а вечером берет видеокамеру, которую в семье используют как видеоплеер. Вставляет кассету и говорит, что пошла смотреть…

Фото из архива семьи
«Лицей» № 12 2009