Главное, Семья и дети

Учусь быть мамой. Эффект дежавю

Старые детсадовские интерьеры,  праздничные «мероприятия»,  какао на завтрак и компот в обед возвращают в прошлое.  А для наших детей это их настоящее.

 

 

Когда мы пытались отдать в детский сад нашего первенца, меня неприятно поразило состояние здания — старые двери, перила, неровные стены, окрашенные масляной краской, древние шкафчики и стулья были будто из моего детства. Но лет 30 назад ничего другого в стране и не было, а в 21-м веке они выглядят на удивление архаичными.

 

Постепенно мебель в садах все-таки меняется: где-то помогают родители, но все чаще на это выделяют средства из бюджета. На площадках появляются яркие пятна из игровых комплексов, песочниц и лазалок.

 

А что же с программой обучения дошколят? Родители могут судить о ней в том числе и по утренникам, на которые их часто зовут по случаю красных дней календаря. Ощущение дежавю не покидает меня. Старые интерьеры,  праздничные «мероприятия»,  какао на завтрак и компот в обед возвращают в прошлое. А для наших детей это их настоящее. Малышей, которым жить в эпоху цифровых технологий и искусственного интеллекта, развивают по стандартам XX века. Спрашиваю себя: отвечают ли эти стандарты вызовам будущего?

 

 

Дело не только во внешнем лоске. Намного важнее личность воспитателя, программа развития и творческий подход. Про все сады Петрозаводска не скажу, но во многих картина грустная.

 

 

…В этом году с 8 марта меня поздравили дважды. Сначала я ходила на праздник в группу к младшему сыну, а через несколько дней утренник провели у дочки.

 

Я смотрела на детишек и даже фотографировала. До этого мне нечасто доводилось бывать на праздниках  в детсаду, разве что на выпускном у старшего сына в прошлом году и нескольких утренниках у него же. Всегда жалела, что мои дети из-за недомогания пропускали елки,  праздник пап или мам, встречу весны и проводы осени.

 

Во время утренника у младшего сына мам посадили в зале на детские стульчики. Музыкальный работник, осмотрев нас, решила, наверное, создать праздничное настроение заблаговременно:

 

 

— Не понимаю, как вы можете приходить в сад на праздник к своим детям без сменной обуви?

Мелькнула мысль: « Да… наверное, тоже не выспалась…». Ни одна мама в сапогах не сидела. Все, кто по какой-то причине сменную обувь забыл, сидели без обуви. Вспомнилась шведская школа, где дети ходят в белых носках, и сады, кажется, в Японии — там многие детки бегают босиком… У нас же за родителями, которые проходят в группы через общий коридор, утром и вечером затирают следы уборщицы. Днем за детьми тоже они моют. Поэтому полы бывают влажными, чувствуется запах хлорки. По таким ни босиком, ни в носочках лучше не ходить.

 

Вспомнила, что с начала учебного года в группе трех-четырехлеток было несколько карантинов — по ветрянке, скарлатине, ротавирусной инфекции. Ребенок рассказывает:

«Корвик (коврик) убрали», «Пахнет невкусно», «Игрушки сложили в мешок и не дают», «Свои машинки приносить нельзя»…. В группе убирают коврик, на котором любят сидеть и лежать ребятишки, и почти все игрушки, оставляют самые обычные резиновые и пластмассовые, которые легко вымыть. Посуду и саму группу бедная нянечка моет постоянно, при этом пользуется известным всем средством дезинфекции, увы, не XXI века, —  хлоркой.

Потерявшись в своих мыслях, услышала только окончание фразы, к которой, признаюсь, готова не была: «… так что ваши дети в развитии, конечно, отстают. Ну, покажем то, что покажем…»
Может быть, не услышь я эту оценку, впечатление оказалось бы более радужным? Или  не так растревожил бы меня весь этот праздник, духота в зале и то, что один мальчик так и остался сидеть на стульчике: песен он не пел, в общий круг не встал, играть вместе со всеми отказался.

 

Каждую пятницу забираю ребенка чуть раньше, на второе музыкальное занятие мой сын не ходит. В этом, конечно, я согласна с педагогом: не могут при этом дети показывать какие-то сверхрезультаты. Болезнь для ребенка — мощный тормоз, который мешает в развитии. Но можно ли так говорить об этом мамам, правильно ли выбрано место, время, повод?

 

 

Карапузы пропели несколько песенок, а потом нам показали, как играют с детьми. Но то ли делали это впервые, то ли детки настроены не были… В общем, когда надо было разбегаться от водящего — ребята садились на стульчики. Очень послушно. И в этот момент мне стало  грустно. Хотелось встать, сказать: «А давайте просто побегаем под музыку, возьмем обычные атласные ленточки на палочках и будем ими играть. Под веселую музыку ленточка будет взлетать высоко-высоко, а под грустную кружиться чуть медленне, будто задумалась. А вот, дети, вам ложки и бубны. Нет, не надо ими стучать-греметь по команде… Найдите свою мелодию…»

 

Но свободы в этом, составленном по привычному сценарию празднике, не было. Детей увели обратно в группы, мамы и бабушки переодели малышей в повседневное, спрятали нарядные рубашки и платья до будущего праздника и ушли на работу или домой.

 

Сынишку я переодевать не стала — он любит белую рубашку и бабочку, которую в честь маминого дня ему позволил взять старший брат…

 

 

Дочкин праздник удивил пышностью нарядов. Казалось, это был настоящий бал. Она все дни рассказывала мне про тельняшку (две недели я честно искала ее во всех магазинах города, а купила в итоге на распродаже по счастливой случайности) и фуражку. Но я сплоховала. Утром на своей постели она оставила мне всё это вместе с платьем, я собрала и принесла в группу — всё, кроме платья, потому как была уверена: ребята покажут нам представление на морскую тему, поэтому будут они в тельняшках, фуражках и брючках.

Я с порога поняла, что пропала: глаза дочери смотрели на меня с такой тревогой, что я и знать не знала, что мне делать: платья-то нет!

 

— Что ж ты мне не сказала про платье, доченька, я тебе тельняшку принесла… —  начала я и осеклась. Эти слова можно было бы и не говорить, мысленно одернула я себя, и сказала другое. — Доча, подари мне сегодня праздник. Ты же знаешь, одежда это не самое важное. Главное, чтобы было интересно и хорошо тебе. Я буду смотреть только на тебя.

 

И тут уже была готова плакать я, а девочка моя успокоилась, озорно глянула и … улыбнулась.

 

Дети пели, танцевали, бегали. Девчонкам иногда мешали их нарядные платья, длиной до пола. Да и не подходили они к морскому путешествию, в которое пустилась вся группа. Но сценарий был динамичный, дети много двигались и пели.

 

Что удивило? Многие ребята не выговаривают буквы, нечетко произносят слова и плохо выучили свои стихотворения.  Воспитателю часто приходилось подхватывать, подсказывать и выручать дошколят. Благо, получалось это у нее тактично.

 

Но я смотрела на деток и понимала, что этот праздник — не уровень для детей, которые пойдут через полгода в школу. Он не готовит их к деятельностному подходу, не учит мыслить, импровизировать, творить. Дети пели разученные песни, танцевали так, как их научили, и читали стихи, выученные с родителями.

 

Праздник завершился. Дети переодевались, а моя девочка так и осталась в сарафанчике, полосатой футболке — своей повседневной одежде. У ребят начался обычный день с прогулкой, обедом, дневным сном и занятиями.

 

Вечером я обняла дочку и поблагодарила за подаренный мне праздник и открытку, которую они сделали вместе с воспитателем. Еще попросила прощения за то, что не принесла ее платье.

 

 

…Обычно в детский сад детей отводит муж. Но сегодня пришлось и мне поучаствовать в процессе сборов. Красивый бант, нарядные колготки, платье. Провожая дочку, я сказала ей: «Самое важное — это то, что у тебя внутри. Улыбнись фотографу и представь солнышко».

 

За завтраком, когда дети уже были в саду, муж сказал:

 

— Не понимаю, зачем нужна эта фотосессия и все эти приготовления?

 

А я подумала, как было бы интересно побывать на празднике-импровизации или на презентации малюсенького исследовательского проекта. Знаю, в условиях детского сада, постоянной нехватки нянечек и воспитателей делается многое для развития детей. И все же за последние 25 лет система дошкольного образования не слишком-то изменилась: в моем детстве были такие же утренники и праздники с песнями, танцами и стихотворениями, которые мы учили наизусть. Возникает полное ощущение дежавю. Правда, сейчас детсад именуется у нас первым уровнем образования…

Фото автора и Арсения Голубева

Предыдущие публикации Марии Голубевой из цикла «Учусь быть мамой»:

Учусь быть мамой. Если ребенок не играет

Учусь быть мамой. Детская комната

Учусь быть мамой. Игра по правилам и без

Учусь быть мамой. Есть ли границы у фантазии

Учусь быть мамой. Сделай сам!

Учусь быть мамой. В ожидании ребенка  

Учусь быть мамой. Чтобы праздник состоялся

Учусь быть мамой. Против прогресса? 

Учусь быть мамой. Мир без стен с ветром, дождем и солнцем 

Учусь быть мамой. В ожидании врача

Учусь быть мамой. Развивающие занятия 

Учусь быть мамой. Вместе смотрим кино 

Учусь быть мамой. Песочница 

Учусь быть мамой. Ловите радугу мою! 

Учусь быть мамой. Домашняя песочница 

Учусь быть мамой. О ребёнке при ребёнке?

Учусь быть мамой. Трое детей — вызов обществу?

Учусь быть мамой. О комплексах

Учусь быть мамой. Один день

Учусь быть мамой. Несколько шагов до Нового года

Учусь быть мамой. Обед без приключений

Учусь быть мамой. Взрослея стремительно

 Учусь быть мамой. Персональное внимание

 Учусь быть мамой. Тайна восьми прикосновений

Учусь быть мамой. Только ты и я

 

  • Мария Голубева

    Екатерина, уважаемые читатели)

    Сейчас время летних каникул, мои дети не ходят в детский сад, поэтому и свободного времени у меня мало. Точнее сказать, его почти нет. Поэтому я и не заметила этих важных для меня откликов.

    Первое и основное — Екатерина, спасибо за такие обстоятельные ответы по пунктам. Человек, который работает в саду многое видит иначе — для меня важно знать точку зрения воспитателя. Одно «но» — детские сады и школы в Москве и образовательные учреждения Петрозаводска. Мне приходилось бывать в столичных школах и садах, но мои дети сейчас живут в Петрозаводске и детсад, о котором рассказываю я — это окраина города.

    В саду, о котором рассказываю я, воспитатели одной из групп и нянечки ходят курить во время дневного сна детей. Они говорят «дАла» и «взЯла», повышают голос на ребятишек и, к сожалению, ни о каком развитии и образовании детей там речи не идет. Сейчас я рассказываю о группе своей дочки, которая в этом году выпустилась и пойдет в первый класс.

    Воспитатели старшего сына — нынешние педагоги и моего младшего ребенка. Это как раз те профессионалы, которые вкладывают в детей огромное количество сил и душу. Ребенок за несколько недель отпуска уже несколько раз спросил, когда же он пойдет в садик с уточнением, что хотел бы там побыть до дневного сна.

    Но, Екатерина, в саду, о котором пишу я, есть проблемы, к моему огромному сожалению. Тот праздник, о котором я рассказала, готовил музыкальный работник. Женщина в возрасте, крайне нелюбезная. Она же участвовала в организации выпускного с детьми и педагогами моей дочери, который, признаюсь, вызвал у меня очень смешанные чувства. Ощущение глобальной недоработки и внимания к детям. По моим ощущениям праздник не удался. Можно я обойдусь без описания того, что меня и удивило, и расстроило?

    Я знаю, что не все сады такие, но о том, что происходит все-таки стоит рассказывать. И это не всегда, к моему сожалению, радостные материалы. Мне часто приходится слышать в свой адрес такие замечания — зачем об этом рассказывать, сделайте сами хоть что-то. Но я не могу сказать, что моя семья просто сдала детей в сад. Это не так! Когда в группе сына проходил ремонт, мы с мужем приходили и помогали красить стены, мыть окна. Когда поняли, что в группе малыша нет простейших (речь, увы, не о суперпособиях, а о пирамидках и куклах) игрушек, мы принесли несколько пакетов того, с чем дети могут играть. Мы сдаем деньги на покупку всех ручек, карандашей, красок, бумаги,их подешевле (на оптовых базах) покупают мамы деток, которые вошли в родительский комитет. Мы даже на столы и новые стулья деньги сдавали, на то, чтобы в группах у детей были нормальные УНИТАЗЫ и ЛИНОЛЕУМ были.

    О подготовке праздников. Максимум, что просили сделать меня как маму, выучить стихотворение с ребенком. Я часто сталкивалась с тем, что даже если сыновья или дочка знают слова, они расскажут все бе запинок. Поэтому ценно то, что воспитатель может поддержать ребенка, напомнить сказанное. Но в контексте моего текста — меня смущало то, что дети, которые через несколько месяцев станут первоклассниками, не смогли запомнить простейшие стишки.

    Екатерина, еще раз благодарю Вас за отклик. К моему большому сожалению, мне часто рассказывают о том, как много сложностей возникает у детей в садах.

    Вспомнилось, что у старшего сына были совершенно другие утренники и выпускной — их готовил другой музыкальный работник. Не было там ни фальшивых интонаций, ни сидящих в сторонке детей, ни частушек. Дети пели те песни, которые полюбили и мои младшие ребята — они их напевают и слушают до сих пор)

  • Екатерина Новикова

    P.S. а самый лучший вариант — это когда родители и педагоги объединяются, когда коллектив детского сада чувствует поддержку родителей, а родители чувствуют поддержку детского сада.когда все вопросы решаются сообща.есть сады где именно так и происходит.
    все ведь ради детей делается.

  • Екатерина Новикова

    здравствуйте, уважаемые читатели, Маша.простите, что я снова пишу комментарий. почему-то статья так всколыхнула мои чувства, что вот уже вторые сутки я все думаю и думаю. и мне хотелось бы обратиться к родителям с вопросом. уважаемые мамы и папы, если вас что-то не устраивает в работе детского сада, почему вы так редко обращаетесь с вопросами к руководителю учреждения? почему вы обсуждаете насущные проблемы не в стенах детского сада? почему вы не просите собрать родительское собрание и не пригласите туда заведующую, методиста, психолога и воспитателя? почему не обсудите все вопросы открыто? руководитель не сможет игнорировать. иногда такое общение дает новый виток в работе коллектива.

    а еще, если стены, покрашенные масляной краской (их так красят, потому что моют, часто, водой и тряпкой и дезинфецирующим средством) вам ну не нравятся, почему вы не предложите помощь и не нарисуете на них что-нибудь интересное, сюжеты из сказок, например. у нас в садике родители нарисовали волшебный замок в коридоре на стене, когда был субботник. может быть заведующая с первого раза не согласится, но это вопрос переговоров. есть же мамы или папы с художественным образованием.

    а еще бывает так, что за месяц до какого-либо праздника в группу ходит 15 детей, когда по списку их 24. остальные семь то ходят, то не ходят. те 15, объединенные общей задачей вовсю готовятся для мам и пап. учат танцы и стихи. а семь оставшихся то ходят, то не ходят. но в день праздника появляются все 24. скажите пожалуйста, что в этот момент должен делать педагог. и что должен делать ребенок, который не знает материал. все друзья танцуют и поют. а что делать тому малышу, который не ходил? бывает, что не ходят потому что болеют. а бывает просто не хочется. обычно педагоги стремятся на празднике показать достижения каждого малыша. стараются сделать так, чтоб каждый принял участие: прочитал стихотворение, спел сольно песню, сыграл роль в сценке. пожалуйста, мамы и папы, приводите деток в детский сад почаще. ну, хотя бы на первую половину дня.

    а еще, можно напроситься на открытое занятие. и посмотреть, как педагог работает с детьми в повседневной жизни. и как детки себя проявляют на занятиях и в игровой деятельности.

    а еще, в детских садах обычно работают люди, которые любят детей и свою работу. и обычно те, в ком нет качеств педагога не задерживаются в образовании. даже если очень хотят, не задерживаются. потому что работа педагога — это работа на отдачу. каждый отдает такое количество энергии и сил, что потом на восстановление нужно большое количество времени. не зря педагоги работают 25 лет и потом могут идти на пенсию, не зря отпуск воспитателя 42 дня, а не 28.

    а еще, педагоги на последние деньги покупают книги, в которых есть что-то интересное для занятий с детками.

    а еще, собирают множество бумажек. что за бумажки? кто-то скажет, что это мусор какой-то. а педагог скажет про каждую бумажку: тут шаблон интересной поделки, тут интересное стихотворение, тут пример проведения экспериментальной деятельности. тут интересная картинка, а тут просто интересная информация. и это тот педагогический опыт, который накапливается годами. дает воспитателю возможность совершенствоваться.

    а еще, у педагогов есть соревновательные стремления. каждый себя сравнивает с другими педагогами. а тут коллега интересное занятие провела, а тут была интересная идея, а я тоже хочу интересно, а я тоже найду новый материал и проведу отличное занятие.

    а еще педагоги умеют радоваться успехам детей. а ваня сегодня сказал новое слово, а лена правильно держит кисточку, а степа научился аккуратно закрашивать, а витя создал интересную постройку. и каждый педагог знает, сколько труда было вложено в каждое достижение детей.

    а еще сама суть педагогической работы не видна. кажется, создал витя интересную постройку, сложную. просто так создал? увидел ее и построил? а сколько времени ушло, чтоб выучить цвета? а сколько времени ушло на создание простейших заборчиков и лесенок? а сколько времени ушло, чтоб детки запомнили названия: куб, цилиндр, шар и тд. сколько времени ушло на накопление ребенком того опыта с помощью которого он и создал свою постройку…

    а еще в детские сады идут работать воспитателями молодые девочки. когда они приходят ко мне на собеседование я каждый раз задаю только один вопрос. почему? сейчас много фирм, где платят достойную зарплату и где условия труда лучше, чем в саду. почему вы хотите работать именно в детском саду? это сложная работа, напряженная и зарплата не очень большая. и мне отвечают, что сознательно идут к детям, потому что любят их. и когда такая молодая девочка входит в группу к деткам, я всегда смотрю в ее глаза. какая реакция? лицо светлеет и появляется улыбка.и мне понятно, что это наш человек.

    а еще бывает так, что есть педагоги, которые не должны работать в детском саду. если вы считаете, что воспитатель обижает детей, то подойдите к заведующей, напишите жалобу, объединитесь, уважаемые родители. поднимите этот вопрос в коллективе детского сада, а потом идите дальше, если ситуация не изменится. но обычно дальше обсуждения за калиткой детского сада дело почему-то не доходит.

    а еще, так бывает, что работаешь от всей души, вкладываешь в свою работу огромное количество сил, свою душу. а потом находишь в недрах интернета такой отзыв о работе, что просто руки опускаются. в такие моменты хочется спросить: почему не говорите в глаза педагогу о том, что вас что-то не устраивает? может быть есть логичное объяснение? может быть есть какие-либо существенные причины?

    и знаете, не всегда желание педагогического коллектива совпадают с возможностями. всем хочется, чтоб детский сад был похож на теремок, чтоб был оборудован в соответствии с самыми современными требованиями, чтоб были самые современные игрушки и пособия. но это вопрос не только к детскому саду. да, на дворе 21 век. а еще кризис. и то самое финансирование резко уменьшилось, кадры сокращают. и вновь воспитатели начинают делать пособия для детей своими руками, как в 80-е годы. и какое счастье, что педагоги еще не забыли, как это делается.

    всегда в вопросах воспитания и обучения детей будет две точки зрения: родителей и педагогов. в своих комментариях я озвучила мнение педагогов. многие мои коллеги, я думаю, согласятся со мной по многим вопросам. мнение родителей также присутствует в данном обсуждении.

    никого не хотела задеть или обидеть. в каждом обсуждении, где есть две позиции должны быть доводы от обеих сторон.

    спасибо большое за внимание.

    всем удачи в воспитании подрастающего поколения в это непростое время.

    • И я там был)

      Интересно, важно и полезно было прочитать Ваши комментарии, Екатерина!
      Спасибо Вам и успехов в общем деле!
      Хотелось бы, чтобы мои внуки, которых ещё нет, попали в садик, где работаете Вы!)

  • Екатерина Новикова

    Всем здравствуйте. Меня зовут Екатерина Новикова, я из Москвы. Работаю уже много лет в детском саду. Прочитала статью. Маша, привет. Подумала. Не хотела комментировать, но не могу. Если позволите, я поделюсь своими мыслями?

    Начну с начала…
    Средства из бюджета, конечно выделяют. Вопрос в том сколько? И на какие цели? Я не знаю, как в Петрозаводске, но в Москве это такие копейки… Иногда сидишь и думаешь, купить в группу новые игрушки или стулья? Как правило, все деньги уходят на ремонт здания. Особенно, если оно не новое. Но сначала необходимо доказать, что ремонт действительно нужен. Только тогда на счет сада поступят средства.

    Про личность воспитателя и творческий подход полностью согласна. Творческих, энергичных и ярких педагогов немного. Иногда приходится возить ребенка в сад далеко от дома только потому, что в том саду работает хороший педагог, который умеет заинтересовать детей, зажечь их сердечки. Хотя педагоги свою работу обычно знают и стараются придерживаться требований, которые необходимо выполнять.

    В Швеции в белых носках, в Японии босиком, а в России в детский сад принято приходить в сменной обуви. Если педагог вызвал неприятные чувства у родителей, могу извиниться за него. Но всегда в детский сад принято приходить в сменной обуви. Обычно воспитатели предупреждают родителей заранее. И если кто-то забыл… Извините.

    По поводу мытья полов. Это плохо? Да, их моют несколько раз в день. А уважаемым родителям было бы приятно, чтоб полы были грязные, чтоб песок с лестниц постепенно оказывался на коврах в группе, где играют дети?
    Конечно, сейчас существуют разные средства дезинфекции. И они не обладают таким сильным запахом, как хлорка. Но это вопрос к руководителю дошкольного учреждения.

    Все дети разные. Иногда ребенок может несколько лет не принимать участие в праздниках. И только в подготовительной группе ситуация меняется. С такими детками работают и психолог, и сам воспитатель. Мы не имеем права насильно заставлять детей. А иногда, дети, активные на обычных занятиях, на празднике сидят в стороне и ничего не делают. Если ребенок не принимает участие в празднике, то как правило за этим стоит огромное количество причин. И решать эту задачу необходимо вместе с семьей. В моей практике был случай, когда мальчик до 3 лет жил на даче и не общался со сверстниками вовсе. В три года он не умел говорить, не умел играть, не умел взаимодействовать. И вообще много чего не умел. Педагоги трудились несколько лет, чтоб ребенок заговорил и научился всему тому, что должен уметь делать в своем возрасте.

    Что плохого в манной каше, какао и компоте? Чем нужно кормить детей в эпоху цифровых технологий?

    Про карантин. Инфекций много. Дети постоянно болеют. Но тут бывает так… Ребенок приболел, дома на выходных его немножко подлечили и в понедельник привели в детский сад, потому что родителям надо работать и они не могут сидеть на больничном дома. Достаточно одной такой семьи в группе, чтоб все дети болели целый год. Нам всегда хочется обратиться к родителям, если Вы видите, что малыш приболел, не приводите его в детский сад. Полечите несколько дней дома. Не надо заражать других детей.
    Во время карантина действительно необходимо убирать ковры и мягкие игрушки. Это санитарные требования. Детский сад не может игнорировать. А может быть не надо убирать? Ковры ведь не так легко моются, пусть в них живут вирусы…

    Как должен составляться сценарий детского утренника. В повседневной жизни с детками играют, поют, учат играть на народных инструментах, танцевать. И потом из того материала, который знают дети составляется сценарий утренника, праздника. Стучать в ложки и бубны по команде — это такой раздел есть в программе музыкального воспитания. Он так и называется «Игра на детских музыкальных инструментах». Дети слушают музыку и учатся подыгрывать на простейших музыкальных инструментах в соответствии с темпом и ритмом музыки. Так развивается внимание, чувства ритма и многое другое. Так же есть другой раздел, который называется песенное творчество, музыкально-игровое творчество, творчество в игре на детских музыкальных инструментах. Это те разделы, где детей учат импровизировать. Но на праздниках такие моменты, как правило, не показывают. Возможно зря.

    Какие праздники хотят видеть родители? А если мы просим ребенка взмахнуть ленточкой так или так.. Это разве свобода?

    На празднике педагоги подсказывают детям. Но это не значит, что ребенок не выучил свои слова. Многие дети на празднике ведут себя совершенно по-другому. Для детей подсказка воспитателя — это как поддержка, все хорошо, я рядом. Когда маленький человек заходит в маленький зал, обычно пустой, где сидят 30 взрослых и смотрят на него, то бывает так, что дети могут заплакать и отказаться принимать участие в празднике.Некоторым взрослым бывает трудно встать перед такой аудиторией и вымолвить хоть слово.

    Праздник-импровизация с детками младшего возраста вряд ли получится, потому что они еще мало знают и вряд ли смогут придумать что-то свое, вряд ли поймут что такое импровизация у них еще не накоплено достаточно опыта в разной деятельности..
    С детками постарше возможно, но все равно должен быть план действий. Но это не имеет к утренникам отношения. Это другая форма работы: досуг, развлечение, семейная гостиная.
    Так же и с проектами. Проектная деятельность. Есть и такая форма работы. Педагог и дети могут весь год или определенный период времени решать какую-нибудь задачу. Например, каждая семья может подготовить проект «Как встречают Новый год в других странах», потом собраться и представить свой проект. Темы проектов могут быть разные. Но это тоже не утренник.
    По программе есть определенное количество утренников, которые проводятся по сценарию, к которому есть ряд требований.

    Кстати, сейчас почти никто не пишет музыку для детей, не пишет рассказы, стихи и сказки. Весь огромный литературный и музыкальный материал остался там, в 60-80 годах. Я не хочу сказать, что нового материала нет совсем. Но его очень мало и он не всегда соответствует целям детского сада.

    Современный детский сад очень много взял из прошлого. Да, это так. Но это лучшее. Это то, что годами совершенствовалось. Это то, что разрабатывалось под руководством науки не один год. Сейчас много различного педагогического материала на полках книжных магазинов, в интернете. Но среди такого многообразия очень мало действительно качественного материала.

    Чтоб все были в курсе, могу посоветовать почитать Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Он вступил в силу с 1 января 2014 года.

    Извините, если кого-то задели мои слова. Трудно молчать, когда есть что сказать.

    • ИЛ

      В детстве я так любила детский сад и свою воспитательницу, что и сама решила ею стать.. Потом, правда. ушла из профессии.. Замучила заведующая.. Стояла под дверью и проверяла. на сколько минут позже или раньше проводилось в группе занятие или зарядка.Это только один пример.. жуткий салдофон была, творческое все на корню душилось.. Бывает… Кое в чем согласна с Машей, но во многом — и по большому счету с Екатериной Новиковой. Возможно, потому, что был опыт работы в детском саду.. Мой собственный ребенок терпеть не мог детский сад..Внучка привыкала к саду года три, но вспоминает свою воспитательницу с любовью.. Я тоже за творческий подход и поверьте- у меня много знакомых среди воспитателей-эти люди бессеребреники и очень творческие! И я не представляю, как это ребенок (у Татьяны) в 4 года живет так, как он хочет..и у него нет режима.. Посмотрим, чем обернется эта свобода в будущем.. Не думаю, что это хорошо для ребенка..Кроме того, это неудобно для самих родителей..

      • И я там был)

        Жёсткий распорядок дня так же плох, как неукротимая свобода.
        Садик вынуждает всех равняться под одну линейку, в этом и плюсы, и минусы. Но, наверное, приучает жить в коллективе, который впереди будет неизбежно окружать человека до самой смерти.
        Уверена, да и медицина это доказывает, спешить в коллектив не стоит. Ясли это плохо.
        Да и младшая группа сада не лучшее место для ребёнка. До 2,5 — 3 лет ребёнку нужны не сверстники, а необходима внимательная добрая мама. Она сможет заложить основы творческой независимой личности и продолжит развивать своего ребёнка в свободное от садика время. А сад научит общаться с другими детьми и быть частью коллектива, подтянет тех, с кем не занимаются дома, и научит простым вещам, о которых забыли или не знали чересчур активные родители.

        Из собственного опыта. Я пошла в садик лет в 5, большой любви к нему не испытывала, мукой был тихий час и одна из злых воспитательниц. Ребёнок мой пошёл туда почти в 4, обычно забирали его после обеда. Ходил без энтузиазма, осознавая необходимость. Попросил оставлять его там на весь день только в подготовительной группе — после сна старенькая, ещё моя! воспитательница делала с ними интересные поделки, которые ему не хотелось пропустить, и у него появился друг, с котором не хотелось расставаться.
        Армия, школа, детский сад институты обезличивающие, но, увы, необходимые. И жалко смотреть на личность, превращающуюся в них в управляемую подчиняемую единицу,но избежать этого совсем невозможно и в небольших дозах не нужно.

        И Мария права, и Екатерина права, они смотрят на детей с разных сторон, и каждой что-то не видно, но каждая что-то очень хорошо знает)

  • Екатерина Новикова

    грустно..

  • Наталья

    Сразу вспомнила, что у сына в садике Карабас Барабас, притворяющийся Дедом Морозом, выходил под песню «О боже какой мужчина». А детей готовили так, будто это Евровидение.

  • Татьяна

    у меня садик вызывает примерно такие же впечатления: тоскливо, скучно, уныло. Это мои детские впечатления. А в прошлом году мы в один из весенних выходных приехали к саду на кукковке (который нам дали с сентября), чтобы посмотреть, где он, как со стороны выглядит. И на меня тут же нахлынула эта тоска из воспоминаний… Серое, унылое, скучное здание, традиционный запах садиковской еды, ощущаемый даже на улице, он въелся, видно, в само здание, потому что, как я уже писала, это был выходной, и садик был закрыт. От такой тоски захотелось сбежать, и больше с ней не встречаться. Но это был мой опыт, не стоило его переносить на ребенка. Мы с осени пошли в сад, через 2 месяца я написала заявление о том, что отказываюсь от места. Мой общительный и веселый сын почему-то стал очень боязливым, не отпускал меня от себя ни на шаг, стал плакать ночью. Мне говорили: адаптация, надо перетерпеть. А я понять не могла — ради чего? Моя работа позволяет мне не отдавать ребенка в детский сад. Мы в сад решили не ходить. Мой ребенок, наверное, не самый удобный, он делает то, что хочет сам, если он не хочет, то его сложно заставить. Он ест, когда голоден, он выходит на прогулку, когда сам хочет, днем он может лечь спать, а если не устал, то может и не лечь. И это хорошо, для нас, конечно, я не хочу обобщать. Он свободный в своих решениях, хотя еще ему нет 4 лет. Он развивается так, как заложено это в нем природой, естественно, он может час заниматься сооружением электрических цепей или «прокладыванием трубопровода» на кухне, мы можем с ним посреди бела дня залечь на кровати и читать книжку, если ему интересно, мы изучаем, как устроен человек, запоминаем цифры и буквы, что-нибудь лепим из глины, клеим, рисуем. Я считаю, что мой ребенок абсолютно ничем не обделен, а наоборот, он получает то, что ему нужно, потому что я могу заметить, что именно ему сейчас нужно.
    Касательно садиковских образовательных программ, не знаю, у нас был маленький опыт, но когда мы пришли в сад в 3,3 года, первая поделка моего сына была следующая: наклеенная на бумаге тучка, из которой капают капельки, тоже наклеенные. И все. Ребенку дали вырезанные капли и тучку, и ему надо было наклеить это на бумагу. Ну может я чего-то не понимаю, но примерно в 2 года мы такие аппликации делали, по-моему, а может, и раньше.
    Все это скучно. И тоскливо

  • Светлана

    в частных садах тоже бардак. воспитательница ругала 2 летних детей за то, что они при раскрашивании красками круга (при этом она держала руку ребенка в своей!!!! зачем?) закрашивали маленький круг в центре. Ну неужели ты не понимаешь, что в их возрасте они так не мыслят еще? Нет уперлась и заставляет. Почему нельзя дать лист бумаги, краски и фартук и пусть они рисуют что хотят — это же творчество! как ребенок может рисовать когда его рука в руке воспиталки? Вот тебе и 21 век.
    Полностью согласна с каждым словом в статье. Я боюсь отдавать ребенка в сад, потому что когда я буду видеть как все это на самом деле, я с ума сойду от гнева. Маша молодец, но просто постоянно объяснять ребенку, что то, что делают они в саду это ересь, да и в школе тоже просто тяжело. Потому что когда нибудь он спросит, а зачем же я хожу туда.

  • Светлана

    Моя дочка через полторы недели идет в сад, пока, конечно, еще в частный, но то, что я вижу в частных садах, тоже не сильно меня радует. о гос садиках думать даже боюсь. все сложно, страна не заботится о детях, и детдома и садики и школа, все в разрухе. грустно. но начинать перемены нужно с себя, со своей семьи. и это самое главное, что я услышала в этом тексте, и это то, что я пытаюсь делать.

    • Оксана

      Что вы видите в частных садах?

  • Мама двоих детей

    Родители у нас писали жалобу на садик в Министерство образования,
    указывая в ней, в том числе, отсутствие каких бы то ни было занятий с
    детьми: они целыми днями предоставлены сами себе. Когда ни приди, одна и
    та же картина: каждый игрушками сам себя развлекает, нет поделок на
    стендах, домой их тоже не приносят, потому что не занимаются творчески.
    Министерство провело проверку, которая показала, что с садиком все в
    порядке. Мои соседи перевели ребенка в другое дошкольное учреждение, в
    логопедический сад, и остались довольны: ушли проблемы с речью, парень
    свободно читает (видимо, таков подход: заниматься лишь теми, у кого
    явные проблемы).
    Однажды дочка рассказала, что воспитатели за обзывания на них моют
    ребенку рот мылом. Пусть ей и не моют, я перевела дочь из бесплатной
    оздоровительной группы для часто болеющих детей снова в платную (если б
    не удалось, пришлось бы действовать по жесткому плану Б). И хотя здесь
    ее лучшие подружки, она даже в свои выпускные 6 лет, как и все дети в
    группе, мягко говоря, не любит, ходить в садик. И мечтает лишь об одном —
    болеть, чтобы его пропускать. Я в детстве тоже терпеть не могла садик,
    ничего, кроме тоски, воспоминания о нем не вызывают (хотя рты не мылили,
    не орали и не били, а вот на мужа там в детстве и мешки надевали), имею
    устойчивую неприязнь даже к виду манной каши и чаюкакао с молоком.
    Думала, что дочери в наши дни будет в сем заведении поинтересней. Но,
    увы…

    Маша абсолютно права, про большинство садов и я не скажу, но думаю,
    что во многих из них все так же, как и 30 лет назад.

  • Тамара Присяжная

    Да разве только в детских садах архаика и нафталин? И в школах видишь все те же утренники с теми же стишками, что и в пору нашего детства, два притопа — три прихлопа, пышные платья и громадные банты у девочек, белые рубашки у мальчиков. А дети уже планшетами вовсю пользуются, живут если не в другой, то в сильно изменившейся реальности. Нет, не хотим мы выглянуть за окно, все назад оглядываемся

  • Ольга

    Замечательные картинки из детсадовской жизни! Спасибо, Маша! До тех пор, пока учиться на воспитателя детсада будут идти «по остаточному принципу» (никуда не поступить или поступить хоть куда-нибудь), наших детей будут воспитывать серые личности. Никак к ним не относятся те, кто пошел учиться по призванию. Но сегодня это большая редкость! И необходимо коренным образом менять программу в детских садах.