Лев Толстой один из своих самых мудрых романов начал хорошо известной фразой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Правда, мне кажется, что и каждая счастливая семья счастлива по-своему.
Кроме любви и согласия, делающих семью счастливой, кроме социально-экономической среды, также способствующей миру и согласию в доме, среди главнейших факторов, цементирующих союз мужчины и женщины, – дети.
За последние два года Правительство России стало уделять детям намного больше внимания по сравнению с предшествующими годами. Основной крен на демографические показатели, другими словами, на количество рождающихся детей. Материальное стимулирование оказалось весьма эффективной мерой, что могу подтвердить как практикующий детский врач, рожать стали чаще. В то же время не менее (а может быть, и более) важным является качество будущего поколения, в первую очередь физическое и душевное здоровье сегодняшних детей и завтрашних супругов, потенциальных мам и пап следующего поколения.
Плохое воспитание более устойчиво и легче клонируется в детях. Каждый третий ребенок, перенесший в детстве физические, нравственные и сексуальные унижения, воспроизводит эту модель уже на своих детях. Даже если они впоследствии и не повторяют полностью того, что с ними делали их родители, то полученная в детстве психическая травма меняет их личность. Такие люди безынициативны, замкнуты, отличаются скрытой или явной агрессией, у них низкая самооценка. Следовательно, они редко создают полноценные благополучные семьи.
Воспитание, особенно в наше время, во многом перестало быть семейным делом. Как показали недавние исследования в Москве, в среднем общению с детьми родители уделяют за день не более 15 минут. Ушли в прошлое вечерние семейные чаепития, чтения вслух хороших книг и обсуждение прочитанного. Главным воспитателем детей с раннего возраста становится телевизор, а школьников – Интернет.
Практически все телевизионные каналы заполнены насилием, эротикой на грани порнографии, показом так называемой светской жизни. Они полностью открыты для детей любого возраста в самое «смотрибельное» время. Со слезами в голосе ведущие телеканалов провожают в последний путь известных наркоманов и алкоголиков. Происходит извращение идеалов семейной жизни.
Мне приходится встречаться, общаться профессионально и лично с колоссальным количеством детей и их родителей, в абсолютных цифрах это выражается во многих тысячах. Только не более ста из них оставили положительные эмоции после знакомства, и лишь единицы заставили восхищаться своими семьями. С некоторыми наше профессиональное знакомство переросло в многолетнюю дружбу. И что интересно, время не привело к разочарованию.
В одном из близких к Петрозаводску поселков живет семья в самостоятельно построенном доме. Глава семьи не получил в свое время «высокое» образование, окончил только среднюю школу, но чрезвычайно умел в своем деле, изрядно начитан, экономически образован и разбирается во многих сложных вопросах современной жизни. Жена имеет педагогическое образование, но не работает, поскольку в семье четверо сыновей, старшему 18, младшему 5. С ними живет ее мама. У этой семьи большое подсобное хозяйство. Все приучены к физическому труду, занимаются физкультурой. Дома есть компьютер с Интернетом, но работают только образовательные программы. Просто так телевизор никто в доме не смотрит, и совсем не потому, что запрещают, а неинтересно. По воскресеньям и в праздники дружно посещают храм. Бываю у них часто, участвую в разных придумках, молодею, и душа радуется. Верю, что, когда их дети создадут свои семьи, у них будет такая же атмосфера.
Запомнился из-за своей уникальности интересный эпизод. Пятилетний малыш из дальнего района поступил к нам в больницу для несложной плановой операции. Мальчик чистенький, ухоженный, сопровождал его папа – столь же аккуратный и чистый. Сидят рядом, папа нежно приобнял сына. Беседую с папой, узнаю, что он рабочий в леспромхозе. Спрашиваю: «Какой у вас этот ребенок?» И он мне так спокойно говорит: «Двенадцатый». Я даже переспросил, думал, ослышался. Старшие дети уже работают, живут все вместе, не трудно, нормально. Семье принадлежат казенные полдома, но с участком, на котором выращивают овощи. Держат скот. Все это не входило в историю болезни, а было просто интересно. Мальчик ранее болел только простудными хворями. Было это очень давно, но запомнилось из-за оставшегося хорошего чувства.
Группа врачей нашей больницы побывала около двух месяцев тому назад на международной конференции в Мюнхене. В ней участвовали детские врачи и психологи, психиатры из многих стран. Тема конференции «Пути развития привязанности в семье и обществе». Имелись в виду эмоциональные контакты между ребенком и родителями, ребенком и обществом. За рубежом в отличие от нас этому уделяется громадное внимание, причем давно: конференция в Мюнхене стала 50-й.
Современная аппаратура позволяет фиксировать эмоции благодаря биохимическим тестам и видеть эмоции с помощью бескровных аппаратных исследований по изменению окраски коры головного мозга. Вот пример из одного доклада. Изучалась эмоциональная близость детей до трех лет с мамами у народов, проживающих в пустыне и в джунглях. Было точно установлено, что, пока мама находится в пределах видимости ребенка, он не расстраивается. Но как только малыш теряет ее из виду, возникает буря отрицательных эмоций. Ясно, что в пустыне визуальный контакт длится долго, а в джунглях беспокойство ребенка наступает быстро, как только мама скрылась за ближайшими деревьями.
Известно и доказано на громадном количестве наблюдений, что в группе матерей, которые сразу после родов были разлучены с новорожденным всего лишь на сутки, в последующей жизни количество случаев жестокого обращения встречалось в разы чаще по сравнению с теми женщинами, которые сразу после родов были рядом с ребенком. Теперь представьте себе тот нравственный урон, который несли наши дети еще 15 – 20 лет тому назад, когда по приказу нашего здравоохранения все новорожденные дети до выписки из роддома содержались в отдельных палатах, а матерям их приносили только для кормления.
Только последние пять лет, да и то не всегда, мы разрешаем госпитализировать маму в лечебное учреждение вместе с больным ребенком в возрасте до трех лет. А весь мир это делал всегда и даже закрепил эту норму в «Хартии прав детей, находящихся на излечении в больнице», принятую Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1988 году. Второй пункт хартии гласит: «Находящимся на излечении в больницах детям должно быть предоставлено право на пребывание совместно с ними в течение всего периода лечения родителей или лиц, их заменяющих». Обратите внимание на формулировку: «…детям должно быть предоставлено право», а не после скандала с родителями.
Все сказанное о воспитании относится к нравственному здоровью ребенка. Но есть еще материально-социальное благополучие и физическое здоровье. Определение здоровья, принятое ВОЗ: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней».
В здравоохранении России принята пятистепенная система оценки физического здоровья детей. Приведу данные по Карелии. У нас 140 тысяч детей до 17 лет. Группы обследованных включают от 50 до 70 тысяч человек разных возрастов:
I группа здоровья – абсолютно здоровые дети: 12 – 15% (среди сирот – 0,7%);
II группа здоровья – практически здоровые дети, то есть дети, подверженные риску заболеть, и переболевшие 3 – 5 лет тому назад: 63 – 67% (среди сирот — 34%);
III, IV и V группы – больные дети в разной степени компенсации: 25 – 17% (среди сирот – 64,7%).
Цифры очень тревожные, но особенно те, которые относятся к детям без родителей. Вот значение семьи, даже иногда, может быть, неполной и не совсем благополучной!
Цифры по России примерно такие же, детей же в России 30 миллионов. Если перевести эти данные на всю Россию, то абсолютно здоровых детей у нас в стране – 4,5 миллиона; практически здоровых – 20,1 миллиона; больных – 7,5 миллиона. То есть больных у нас четверть всех детей!
Цифры по России примерно такие же, детей же в России 30 миллионов. Если перевести эти данные на всю Россию, то абсолютно здоровых детей у нас в стране – 4,5 миллиона; практически здоровых – 20,1 миллиона; больных – 7,5 миллиона. То есть больных у нас четверть всех детей!
В наше время даже сразу после рождения к I группе здоровья можно отнести не более 10% новорожденных. По мере взросления детей положение в группах меняется не в лучшую сторону. Когда в 2002 году в Карелии была проведена тотальная диспансеризация детей до 15 лет, то у 86% обследованных выявили заболевания, требующие лечения у специалистов.
Есть такой показатель детского здоровья – индекс физического развития: соответствие веса и роста ребенка его возрасту. В 2003 году проводилась выборочная проверка детей Карелии, и выяснилось, что 40 из 1000 отставали в физическом развитии. Такая же проверка в 2005 году показала, что таких детей стало уже 70 на 1000. Существует еще индекс психического развития. Детей с задержкой психического развития по России 10 – 15%.
Один миллион детей в России ежегодно подвергается физическому насилию в семье. Если для их родителей насилие остается без внимания и без наказания, то каждый четвертый ребенок травмируется повторно с еще большей жестокостью. Три тысячи в конце концов погибают от домашнего насилия. 20 тысяч детей ежегодно травмируются на дорогах страны, 3 тысячи из них погибают.
Сотни тысяч родителей не прививают своих детей от инфекционных заболеваний не потому, что те имеют медицинские противопоказания, а потому, что не хотят. Растет количество детей, страдающих венерическими заболеваниями. До 30% школьников старше 10 лет курят (в равной пропорции мальчики и девочки), количество подростков, регулярно пьющих пиво, также растет.
Какие они могут создавать семьи, каких детей будут рожать, когда в отделение недоношенных детей нашей Детской республиканской больницы ежегодно поступает 10 – 12 детей с алкогольным синдромом от пьющих во время беременности матерей? Каждая вторая мать недоношенного ребенка курит. 100% детей с алкогольным синдромом плода в последующем страдают умственной отсталостью и различными аномалиями внутренних органов, а дети, рожденные от курящих матерей, имеют изначально низкий вес и подвержены развитию внутриутробных аномалий внутренних органов.
Не только мы сталкиваемся с этими проблемами, но резко отличаемся в худшую сторону от большинства цивилизованных стран в их решении. Например, в США катастрофа с медико-социальными проблемами женского и детского здоровья еще в 1985 году была определена как «ситуация, угрожающая безопасности страны». В срочном порядке в этой стране приняли новые законы и поправки к уже имеющимся о защите женщин и детей. Были выделены серьезные финансовые средства, создана специальная госструктура с большим штатом сотрудников для реализации принятых законов. Усилили работу многие неправительственные общественные организации. Очень строго контролируются телевизионные передачи и печатная продукция.
Многие страны последовали примеру США – Канада, Великобритания, Германия, скандинавские государства. Замечу, что в большинстве стран основную руководящую нагрузку в государственных и негосударственных организациях несут женщины. Они издревле были хранительницами домашнего очага, тоньше и чувствительнее относятся к этим проблемам.
Названием для этой публикацию я взял слова «Все начинается с детства», которые принадлежат моему учителю и другу, покойному академику Станиславу Яковлевичу Долецкому. Добавлю: «Во всем, что происходит с детьми, виноваты взрослые». Следовательно, если мы, взрослые, хотим видеть в XXI веке счастливые семьи наших детей и внуков, то уже сегодня (вчера) каждый из нас в отдельности и государство в целом должны приложить максимум усилий, средств и ума.
Игорь Григович, доктор медицинских наук, профессор ПетрГУ
«Лицей» № 8-9 2008