Семья и дети

Перестройте настроение!

Фото Марии Голубевой

Отправляясь к психологу, психотерапевту Наталье Одлис на беседу о трудностях первоклассника, я не ожидала, что вопросы будут задавать мне.

 

Наталья Одлис: – Можно я возьму у вас интервью как у мамы первоклассника? – спросила Наталья Борисовна. И по своей привычке не терять времени даром продолжила. – Уже заканчивается первая четверть. Интересно, как вы на практике смогли воплотить те рекомендации, которые я дала (см. публикацию на нашем сайте «Первоклассная учеба»). Давайте начнем с совета о том, как выстраивать диалог «педагог-родитель».

Мария: -– Помните, когда я пришла к вам на первую консультацию, то даже не смогла рассказать, чем ребенок занимался первые две недели в школе. Ответ мой тогда свелся к следующему: «Пишут крючочки и палочки, штрихуют и раскрашивают. Про математику? Сын говорит, что там всё просто. Еще не смотрела толком». Тогда мне казалось, что куда важнее научиться быстро одеваться, собирать портфель, записывать расписание в дневник. Если же говорить о сыне, то он всему рад, на уроки ходит с желанием, на вопрос «Как дела у Арсения?» наша учительница отвечала почти всегда: «Всё хорошо».

На деле же оказалось что стоило мне изменить формулировку с «Как дела?» на «А заметили ли вы…», называя задания и формулируя конкретные вопросы, опытный педагог рассказала о трудностях не всего класса, а моего сына. Он, как я уже сама заметила по рабочим тетрадкам, в которые до недавнего времени лишь изредка с умилением заглядывала, не всегда успевал за работой в классе, иногда отвлекался, путал правое и левое…

Наталья Одлис: – Вам стоит обратить внимание на то, как ребенок объясняет. Часто дети все делают правильно, но объяснить устно или просто рассказать о том, что именно они делают, для чего и как, не могут. Приблизительно это выглядит так: ребенок по просьбе взрослого открывает страницу учебника и показывает пальцем, что они делали на уроке. «Вот это сюда, это туда – вышло вот это». Такие объяснения очень похожи на выражение из сказки про Иванушку-дурачка: «Иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». В результате Иванушка приносит, но, как вы понимаете, не он сам все это делает, а ему помогают, тоже не особенно объясняя, что и как.

Мария: – Почему для гармоничного развития ребенка так важно его умение объяснить просто и ясно чему он учится?

Наталья Одлис: – Я была довольно способным ребенком. В детском саду воспитательница хвалила меня за артистичность и уникальную память. Я могла запомнить и пересказать весь текст по ролям. Для меня это не составляло никакого труда. К первому классу, а это был 1963 год, я считала до 100, складывала, вычитала в этих пределах в уме легко, читала довольно бегло и вообще все схватывала на лету – и через несколько минут эту информацию с такой же легкостью отпускала, забывая начисто. Объяснить и повторить сделанное я уже не могла, хотя письменно выполняла задания легко. За исключением прописей и русского языка – выучить и применить правила русской грамматики мне удавалось не всегда. Тут и память куда-то девалась, да и логики в этих правилах я не видела. Это больше походило на приказ: сказали, что это так, делай и всё тут. Я размышляла тогда так: кто-то придумал, а мне это нужно делать как в армии.

Постепенно я перестала использовать свои способности, многого совершенно не понимала и не могла объяснить сама себе. Я перестала быть успешной в учебе и в собственных глазах очень пала. Слова учителей, что я способная, но ленивая, уж точно не прибавляли мне веры в свои силы. Я думала о себе как о неспособной и к тому же ленивой. Тогда интерес к учебе и к себе самой потерялся на долгие годы. Но если бы в начальной школе нашелся человек, который правильно сопровождал меня, этих проблем не возникло бы!

 

Ребенок, объясняя вам, объясняет и себе. Он может объяснять братьям, сестрам, игрушкам. Пусть он станет учителем себе и другим. Он научит свой ум задавать вопросы и отвечать на них правильно. Четкость и ясность ума так облегчают и расширяют возможности нашей жизни! Если у ребенка есть трудности с этим, поговорите с педагогом, пусть он поможет и расскажет, как и что они делают.

 

Мария: – А что делать, если учитель на просьбу отвечает общими словами: «Не волнуйтесь, все нормально, еще не время, все будет хорошо, программа специально такая, что сейчас не надо ничего понимать»?

 

Наталья Одлис: – Это не повод перестать заниматься с ребенком и задавать вопросы учителю! Педагог по-своему, конечно, прав: он четко следует программе, у него есть свое видение того, что и как нужно делать. В первые полгода учитель налаживает контакт с учениками, дает возможность адаптироваться к своей манере поведения, к учебным требованиям. На что он в первую очередь обращает внимание? На поведение и на успехи ученика, особенно если он уж очень сильно отстает от программы. И если ваш ребенок не мешает вести урок, в среднем не отстает, то получается, что все нормально. Так что вопрос, который мы часто задаем учителю: «Как дела у моего ребенка?», сам по себе уже несет ответ: «Всё нормально, не волнуйтесь!»

Нужно учитывать и еще один момент. Когда ребенок начинает о себе думать хуже, чем он есть на самом деле, он перестает что-либо делать, потому что не видит в этом смысла. То же происходило и у меня, когда я начала учиться. Я считала, что по сравнению с другими я не лучшая, менее способная, что учительница меня не любит, и даже если я хотела что-либо сделать, у меня получалось плохо, а когда я обращалась за помощью к взрослым, не могла быстро понять их объяснения. Я видела, что они раздражаются от моего детского непонимания. Поэтому торопилась сказать родителям, что мне все понятно, нежели справляться с возникающим чувством дискомфорта от учебы. И все эти моменты непонимания накапливались как снежный ком. У меня постепенно терялся интерес к учебе, становилось стыдно и неловко от того, что я не понимаю, из-за этого я стеснялась переспрашивать и уточнять. Это привело к тому, что мне стало неинтересно учиться, и я все больше разочаровывалась в себе.

Мария: – Наталья Борисовна, я недавно вспомнила, что некоторые люди сравнивают учебу в школе с непосильным трудом и каторгой. Это случилось в тот момент, когда мы с мужем уже порядком устали. Наверное, сложно пришлось и нашему первокласснику, у которого никак не получалось нарисовать красивую цифру в тетрадке по математике.

 

Наталья Одлис: – Давайте выведем закон, что само по себе действие — будь то уроки, учеба, игра – не должны вызывать негативные эмоции ни у кого. Чаще всего они появляются в том случае, когда с детства ребенка контролируют. Я это называю своеобразной госприемкой со стороны любящих родных. Если у ребенка случились трудности в понимании — есть педагог, к нему можно подойти и все уточнить. Есть каникулы и выходные – в это время можно в радость позаниматься и отработать то, что не усвоено. Важен не контроль, а как и что человек делает. Вы в этот момент пытались не помочь ребенку, а контролировать его! Важно, чтобы ребенок учился с радостью. Тогда появятся качественность и ответственность. Кажется, что это трудно, но на самом деле нет. Когда родители постигают школьную программу вместе с ребенком, именно тогда он учится познавать с радостью. Я, например, помню, как меня учили читать. Взрослые помогали мне с радостью, для них сам процесс чтения был связан с этой эмоцией, и я чувствовала себя первооткрывателем. Наверное, поэтому в школе читала с большим удовольствием.

Вы заметили, что у Арсения есть проблемы с написанием букв и цифр?

 

Мария: – Да, мне иногда так кажется… Буквы и цифры выходят не такими ровными и ладными, как в прописях…

 

Наталья Одлис: – Это не должно вас особо беспокоить. В данной ситуации главным является то, что ребенок сам учится писать буквы и цифры, сам хочет их довести до совершенства. Все мы художники в душе, но не в жизни: не каждому дано копировать. Пусть ребенок дома наделит цифру или букву характером. Прежде чем приступать к прописям, можно предложить дать имена, характеристики или найти похожесть с характерами знакомых всех цифр или букв, которые нужно написать в этот день. Мы начинаем делать буквы и цифры живыми. Тогда ребенок займется творчеством! Дайте первокласснику написать буквы разными цветами. Пускай ребенок сравнивает написанное — двойка, например, похожа на лебедя. Пусть нарисует лебедя, пусть напишет цифру на альбомном листе карандашом, фломастером, красками. Попутно можно попросить ребенка подарить цифре или букве хорошее настроение — тогда она получится лучше, чем прежде. Главное — не торопить. Важно подружить ребенка с цифрами и буквами. Пусть он посидит за тетрадкой минут пять, а потом пойдет заниматься другими делами. Напомню еще раз: важно не контролировать ребенка, а сопровождать его. Давать полную самостоятельность, но при этом договориться, что, когда задание выполнено, его нужно показать. Да, иногда в тетрадке будет грязно или что-то не получится. Но он сделал это сам! Важны ясные и четкие знания, которые ребенок с радостью в себе сохраняет.

Мария: – После первой нашей беседы я решила, что нам обязательно нужно ждать трудностей с обучением. Если их нет, то можно ничего и не делать. И в то же время мы начали сами себе эти трудности выдумывать – не сопровождали ребенка в школе, а контролировали…

Наталья Одлис: – Не так давно общалась с Сеней по телефону. Он сказал парадоксальную вещь: ему нужно перестроить настроение. Оно у него, кстати, было радостным! Он решил это сделать потому, что собирался сесть за уроки, а для этого в его понимании нужно было стать серьезным, сконцентрироваться. Понятно, почему жизнь многих взрослых людей так тяжела: мы ее делим на сложное и легкое, это становится критерием нашего бытия. У нас, взрослых, с детства создается стереотип, что работа и учеба, — тяжелый и изнуряющий процесс, а отпуск все ждут с тайной надеждой, что он пройдет очень радостно. Но большинство из нас знает, как он на самом деле проходит. И даже если он хорошо прошел, мы с тоской думаем, что отпуск закончится. Но ребенку важно быть радостным!

 

Мария: – Расскажите нашим читателям, Наталья Борисовна, чему вы научили моего сынишку. Ему очень понравилась эта рекомендация. Он еще и братика с сестрой научил этой игре.

 

Наталья Одлис: – Арсения я научила упражнению «Источник моей радости», которое можно делать и взрослым, и детям. Найдите солнышко в себе. Если не получается, то можно мысленно представить его внутри себя в виде желто-золотистого шара, который, чем дольше вы на него смотрите, тем больше он растет и заполняет каждую клеточку вашего тела. Вы становитесь солнышком, излучающим тепло и радость. Постепенно солнышко становится даже больше, чем сам человек – оно дарит лучики тем предметам, с которыми вы будете заниматься. Если все делается верно, то невольно начинаешь улыбаться сам себе, возникает легкость во всем теле, которое как бы перестаешь чувствовать. Я, например, с удовольствием делаю это упражнение, поскольку оно дарит ощущение невесомости. Если вдруг у ребенка плохое настроение – можно сделать это упражнение и тогда дело скорее пойдет на лад.

Мария: – Правильно ли я понимаю, что не нужно сидеть вместе с ребенком и делать уроки?

 

Наталья Одлис: – Конечно! Пусть ученик будет самостоятельным, а вы занимайтесь своими делами, думается, их у вас достаточно. Можно вместе сделать упражнение «Солнышко» – оно объединит вас и покажет лишний раз, что слова и дела у взрослых не расходятся: хороший пример лучше всяких нотаций. А вот когда ребенок выполнит задание, пусть принесет и покажет, над чем он трудился. Если вы видите, что задание выполнено неправильно, пускай ребенок объяснит, как он его выполнял и что от него требовалось. Только после этого можно скорректировать выполненное. Тогда новое состояние радости, успешности будет сопутствовать обучению.

Или, например, ребенок плохо читает. Прочитайте задание вместе с ним: сначала он сам, затем нужно прочесть вместе именно те слова и выражения, которые вызвали трудности. Лучше потратить время на это в первом классе, чем потом, когда проблема усугубится. Важно делать это, как минимум, без раздражения, а лучше с внутренней радостью.

Мария: – Чему именно должны научить ребенка родители в первом классе, что заложить в основу его обучения?

 

Наталья Одлис: – Как я уже говорила, негативное отношение к обучению и постижению новых знаний разрушительно для всех и жизни в целом! Официально домашнее задание в первом классе как бы не задают, но родителям важно научить ребенка легко и радостно учиться, выполняя задания любые, не только школьные. Когда папа и мама находятся на подхвате и пребывают в хорошем настроении — учеба становится легче. У ребенка формируется потребность в самостоятельности, добрые и светлые отношения к делу и жизни в целом. При этом сохраняется дистанция в общении и уважительное отношение друг к другу независимо от возраста.

P.S. Наталья Борисовна Одлис дала список литературы для учителей, которая будет полезна и родителям.

* Руднянская Е.И. Интегрированные уроки. Подробные планы занятий. Русский язык. Математика. Чтение. Природоведение. Изобразительное искусство

В пособии представлены интегрированные уроки по русскому языку, чтению, математике, изобразительному искусству и природоведению в начальных классах. Темы общеобразовательных дисциплин, выбранные для конструирования интегрированного урока, тщательно подобраны для решения новых вопросов и задач в обучении младших школьников. Интегрированные уроки положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся.

* Справочник учителя начальной школы. Математика/ А. С. Добротворский, Л. П. Ковригина, И. С. Ордынкина и др. М.: Дрофа, 2007.

Бесплатно скачать можно по этой ссылке: http://vb.userdocs.ru/matematika/168508/index.html

* Методические рекомендации к учебнику математики для 1 класса Л. Г. Петерсон.

В методическом пособии описана система работы по учебнику математики для 1 класса, приведены программа, тематическое планирование, цели и задачи каждого этапа обучения, методические подходы к изложению знаний и результаты обучения.

* Щеголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе: Методическое пособие для преподавателей начальных классов. — СПб.: Специальная литература,1997

(Скачать книгу в формате pdf можно здесь: http://pedlib.ru/Books/1/0356/1_0356-1.shtml)

* Климанова, Макеева: Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс. Пособие для учителей. ФГОС

* «Русский язык (первые уроки)», 1 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

* Людмила Сильченкова Технология обучения русской грамоте. Пособие для учителей начальных классов, преподавателей и студентов педагогических учебных заведений

* Бунеев, Исаева: Русский язык 1-2 класс. Рекомендации для учителя

* Людмила Петерсон: Математика «Учусь учиться». 1 класс. В 3-х частях. Учебник комплекта «Учебник+рабочие тетради». ФГОС