Семья и дети

Перестройте настроение!

Фото Марии Голубевой

Отправляясь к психологу, психотерапевту Наталье Одлис на беседу о трудностях первоклассника, я не ожидала, что вопросы будут задавать мне.

 

Наталья Одлис: – Можно я возьму у вас интервью как у мамы первоклассника? – спросила Наталья Борисовна. И по своей привычке не терять времени даром продолжила. – Уже заканчивается первая четверть. Интересно, как вы на практике смогли воплотить те рекомендации, которые я дала (см. публикацию на нашем сайте «Первоклассная учеба»). Давайте начнем с совета о том, как выстраивать диалог «педагог-родитель».

Мария: -– Помните, когда я пришла к вам на первую консультацию, то даже не смогла рассказать, чем ребенок занимался первые две недели в школе. Ответ мой тогда свелся к следующему: «Пишут крючочки и палочки, штрихуют и раскрашивают. Про математику? Сын говорит, что там всё просто. Еще не смотрела толком». Тогда мне казалось, что куда важнее научиться быстро одеваться, собирать портфель, записывать расписание в дневник. Если же говорить о сыне, то он всему рад, на уроки ходит с желанием, на вопрос «Как дела у Арсения?» наша учительница отвечала почти всегда: «Всё хорошо».

На деле же оказалось что стоило мне изменить формулировку с «Как дела?» на «А заметили ли вы…», называя задания и формулируя конкретные вопросы, опытный педагог рассказала о трудностях не всего класса, а моего сына. Он, как я уже сама заметила по рабочим тетрадкам, в которые до недавнего времени лишь изредка с умилением заглядывала, не всегда успевал за работой в классе, иногда отвлекался, путал правое и левое…

Наталья Одлис: – Вам стоит обратить внимание на то, как ребенок объясняет. Часто дети все делают правильно, но объяснить устно или просто рассказать о том, что именно они делают, для чего и как, не могут. Приблизительно это выглядит так: ребенок по просьбе взрослого открывает страницу учебника и показывает пальцем, что они делали на уроке. «Вот это сюда, это туда – вышло вот это». Такие объяснения очень похожи на выражение из сказки про Иванушку-дурачка: «Иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». В результате Иванушка приносит, но, как вы понимаете, не он сам все это делает, а ему помогают, тоже не особенно объясняя, что и как.

Мария: – Почему для гармоничного развития ребенка так важно его умение объяснить просто и ясно чему он учится?

Наталья Одлис: – Я была довольно способным ребенком. В детском саду воспитательница хвалила меня за артистичность и уникальную память. Я могла запомнить и пересказать весь текст по ролям. Для меня это не составляло никакого труда. К первому классу, а это был 1963 год, я считала до 100, складывала, вычитала в этих пределах в уме легко, читала довольно бегло и вообще все схватывала на лету – и через несколько минут эту информацию с такой же легкостью отпускала, забывая начисто. Объяснить и повторить сделанное я уже не могла, хотя письменно выполняла задания легко. За исключением прописей и русского языка – выучить и применить правила русской грамматики мне удавалось не всегда. Тут и память куда-то девалась, да и логики в этих правилах я не видела. Это больше походило на приказ: сказали, что это так, делай и всё тут. Я размышляла тогда так: кто-то придумал, а мне это нужно делать как в армии.

Постепенно я перестала использовать свои способности, многого совершенно не понимала и не могла объяснить сама себе. Я перестала быть успешной в учебе и в собственных глазах очень пала. Слова учителей, что я способная, но ленивая, уж точно не прибавляли мне веры в свои силы. Я думала о себе как о неспособной и к тому же ленивой. Тогда интерес к учебе и к себе самой потерялся на долгие годы. Но если бы в начальной школе нашелся человек, который правильно сопровождал меня, этих проблем не возникло бы!

 

Ребенок, объясняя вам, объясняет и себе. Он может объяснять братьям, сестрам, игрушкам. Пусть он станет учителем себе и другим. Он научит свой ум задавать вопросы и отвечать на них правильно. Четкость и ясность ума так облегчают и расширяют возможности нашей жизни! Если у ребенка есть трудности с этим, поговорите с педагогом, пусть он поможет и расскажет, как и что они делают.

 

Мария: – А что делать, если учитель на просьбу отвечает общими словами: «Не волнуйтесь, все нормально, еще не время, все будет хорошо, программа специально такая, что сейчас не надо ничего понимать»?

 

Наталья Одлис: – Это не повод перестать заниматься с ребенком и задавать вопросы учителю! Педагог по-своему, конечно, прав: он четко следует программе, у него есть свое видение того, что и как нужно делать. В первые полгода учитель налаживает контакт с учениками, дает возможность адаптироваться к своей манере поведения, к учебным требованиям. На что он в первую очередь обращает внимание? На поведение и на успехи ученика, особенно если он уж очень сильно отстает от программы. И если ваш ребенок не мешает вести урок, в среднем не отстает, то получается, что все нормально. Так что вопрос, который мы часто задаем учителю: «Как дела у моего ребенка?», сам по себе уже несет ответ: «Всё нормально, не волнуйтесь!»

Нужно учитывать и еще один момент. Когда ребенок начинает о себе думать хуже, чем он есть на самом деле, он перестает что-либо делать, потому что не видит в этом смысла. То же происходило и у меня, когда я начала учиться. Я считала, что по сравнению с другими я не лучшая, менее способная, что учительница меня не любит, и даже если я хотела что-либо сделать, у меня получалось плохо, а когда я обращалась за помощью к взрослым, не могла быстро понять их объяснения. Я видела, что они раздражаются от моего детского непонимания. Поэтому торопилась сказать родителям, что мне все понятно, нежели справляться с возникающим чувством дискомфорта от учебы. И все эти моменты непонимания накапливались как снежный ком. У меня постепенно терялся интерес к учебе, становилось стыдно и неловко от того, что я не понимаю, из-за этого я стеснялась переспрашивать и уточнять. Это привело к тому, что мне стало неинтересно учиться, и я все больше разочаровывалась в себе.

Мария: – Наталья Борисовна, я недавно вспомнила, что некоторые люди сравнивают учебу в школе с непосильным трудом и каторгой. Это случилось в тот момент, когда мы с мужем уже порядком устали. Наверное, сложно пришлось и нашему первокласснику, у которого никак не получалось нарисовать красивую цифру в тетрадке по математике.

 

Наталья Одлис: – Давайте выведем закон, что само по себе действие — будь то уроки, учеба, игра – не должны вызывать негативные эмоции ни у кого. Чаще всего они появляются в том случае, когда с детства ребенка контролируют. Я это называю своеобразной госприемкой со стороны любящих родных. Если у ребенка случились трудности в понимании — есть педагог, к нему можно подойти и все уточнить. Есть каникулы и выходные – в это время можно в радость позаниматься и отработать то, что не усвоено. Важен не контроль, а как и что человек делает. Вы в этот момент пытались не помочь ребенку, а контролировать его! Важно, чтобы ребенок учился с радостью. Тогда появятся качественность и ответственность. Кажется, что это трудно, но на самом деле нет. Когда родители постигают школьную программу вместе с ребенком, именно тогда он учится познавать с радостью. Я, например, помню, как меня учили читать. Взрослые помогали мне с радостью, для них сам процесс чтения был связан с этой эмоцией, и я чувствовала себя первооткрывателем. Наверное, поэтому в школе читала с большим удовольствием.

Вы заметили, что у Арсения есть проблемы с написанием букв и цифр?

 

Мария: – Да, мне иногда так кажется… Буквы и цифры выходят не такими ровными и ладными, как в прописях…

 

Наталья Одлис: – Это не должно вас особо беспокоить. В данной ситуации главным является то, что ребенок сам учится писать буквы и цифры, сам хочет их довести до совершенства. Все мы художники в душе, но не в жизни: не каждому дано копировать. Пусть ребенок дома наделит цифру или букву характером. Прежде чем приступать к прописям, можно предложить дать имена, характеристики или найти похожесть с характерами знакомых всех цифр или букв, которые нужно написать в этот день. Мы начинаем делать буквы и цифры живыми. Тогда ребенок займется творчеством! Дайте первокласснику написать буквы разными цветами. Пускай ребенок сравнивает написанное — двойка, например, похожа на лебедя. Пусть нарисует лебедя, пусть напишет цифру на альбомном листе карандашом, фломастером, красками. Попутно можно попросить ребенка подарить цифре или букве хорошее настроение — тогда она получится лучше, чем прежде. Главное — не торопить. Важно подружить ребенка с цифрами и буквами. Пусть он посидит за тетрадкой минут пять, а потом пойдет заниматься другими делами. Напомню еще раз: важно не контролировать ребенка, а сопровождать его. Давать полную самостоятельность, но при этом договориться, что, когда задание выполнено, его нужно показать. Да, иногда в тетрадке будет грязно или что-то не получится. Но он сделал это сам! Важны ясные и четкие знания, которые ребенок с радостью в себе сохраняет.

Мария: – После первой нашей беседы я решила, что нам обязательно нужно ждать трудностей с обучением. Если их нет, то можно ничего и не делать. И в то же время мы начали сами себе эти трудности выдумывать – не сопровождали ребенка в школе, а контролировали…

Наталья Одлис: – Не так давно общалась с Сеней по телефону. Он сказал парадоксальную вещь: ему нужно перестроить настроение. Оно у него, кстати, было радостным! Он решил это сделать потому, что собирался сесть за уроки, а для этого в его понимании нужно было стать серьезным, сконцентрироваться. Понятно, почему жизнь многих взрослых людей так тяжела: мы ее делим на сложное и легкое, это становится критерием нашего бытия. У нас, взрослых, с детства создается стереотип, что работа и учеба, — тяжелый и изнуряющий процесс, а отпуск все ждут с тайной надеждой, что он пройдет очень радостно. Но большинство из нас знает, как он на самом деле проходит. И даже если он хорошо прошел, мы с тоской думаем, что отпуск закончится. Но ребенку важно быть радостным!

 

Мария: – Расскажите нашим читателям, Наталья Борисовна, чему вы научили моего сынишку. Ему очень понравилась эта рекомендация. Он еще и братика с сестрой научил этой игре.

 

Наталья Одлис: – Арсения я научила упражнению «Источник моей радости», которое можно делать и взрослым, и детям. Найдите солнышко в себе. Если не получается, то можно мысленно представить его внутри себя в виде желто-золотистого шара, который, чем дольше вы на него смотрите, тем больше он растет и заполняет каждую клеточку вашего тела. Вы становитесь солнышком, излучающим тепло и радость. Постепенно солнышко становится даже больше, чем сам человек – оно дарит лучики тем предметам, с которыми вы будете заниматься. Если все делается верно, то невольно начинаешь улыбаться сам себе, возникает легкость во всем теле, которое как бы перестаешь чувствовать. Я, например, с удовольствием делаю это упражнение, поскольку оно дарит ощущение невесомости. Если вдруг у ребенка плохое настроение – можно сделать это упражнение и тогда дело скорее пойдет на лад.

Мария: – Правильно ли я понимаю, что не нужно сидеть вместе с ребенком и делать уроки?

 

Наталья Одлис: – Конечно! Пусть ученик будет самостоятельным, а вы занимайтесь своими делами, думается, их у вас достаточно. Можно вместе сделать упражнение «Солнышко» – оно объединит вас и покажет лишний раз, что слова и дела у взрослых не расходятся: хороший пример лучше всяких нотаций. А вот когда ребенок выполнит задание, пусть принесет и покажет, над чем он трудился. Если вы видите, что задание выполнено неправильно, пускай ребенок объяснит, как он его выполнял и что от него требовалось. Только после этого можно скорректировать выполненное. Тогда новое состояние радости, успешности будет сопутствовать обучению.

Или, например, ребенок плохо читает. Прочитайте задание вместе с ним: сначала он сам, затем нужно прочесть вместе именно те слова и выражения, которые вызвали трудности. Лучше потратить время на это в первом классе, чем потом, когда проблема усугубится. Важно делать это, как минимум, без раздражения, а лучше с внутренней радостью.

Мария: – Чему именно должны научить ребенка родители в первом классе, что заложить в основу его обучения?

 

Наталья Одлис: – Как я уже говорила, негативное отношение к обучению и постижению новых знаний разрушительно для всех и жизни в целом! Официально домашнее задание в первом классе как бы не задают, но родителям важно научить ребенка легко и радостно учиться, выполняя задания любые, не только школьные. Когда папа и мама находятся на подхвате и пребывают в хорошем настроении — учеба становится легче. У ребенка формируется потребность в самостоятельности, добрые и светлые отношения к делу и жизни в целом. При этом сохраняется дистанция в общении и уважительное отношение друг к другу независимо от возраста.

P.S. Наталья Борисовна Одлис дала список литературы для учителей, которая будет полезна и родителям.

* Руднянская Е.И. Интегрированные уроки. Подробные планы занятий. Русский язык. Математика. Чтение. Природоведение. Изобразительное искусство

В пособии представлены интегрированные уроки по русскому языку, чтению, математике, изобразительному искусству и природоведению в начальных классах. Темы общеобразовательных дисциплин, выбранные для конструирования интегрированного урока, тщательно подобраны для решения новых вопросов и задач в обучении младших школьников. Интегрированные уроки положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся.

* Справочник учителя начальной школы. Математика/ А. С. Добротворский, Л. П. Ковригина, И. С. Ордынкина и др. М.: Дрофа, 2007.

Бесплатно скачать можно по этой ссылке: http://vb.userdocs.ru/matematika/168508/index.html

* Методические рекомендации к учебнику математики для 1 класса Л. Г. Петерсон.

В методическом пособии описана система работы по учебнику математики для 1 класса, приведены программа, тематическое планирование, цели и задачи каждого этапа обучения, методические подходы к изложению знаний и результаты обучения.

* Щеголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе: Методическое пособие для преподавателей начальных классов. — СПб.: Специальная литература,1997

(Скачать книгу в формате pdf можно здесь: http://pedlib.ru/Books/1/0356/1_0356-1.shtml)

* Климанова, Макеева: Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс. Пособие для учителей. ФГОС

* «Русский язык (первые уроки)», 1 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

* Людмила Сильченкова Технология обучения русской грамоте. Пособие для учителей начальных классов, преподавателей и студентов педагогических учебных заведений

* Бунеев, Исаева: Русский язык 1-2 класс. Рекомендации для учителя

* Людмила Петерсон: Математика «Учусь учиться». 1 класс. В 3-х частях. Учебник комплекта «Учебник+рабочие тетради». ФГОС

 

 

  • Автор

    Для меня лично важно, чтобы ребенок понимал и умел объяснить то, что сделано. Конечно, очень важно, чтобы старался. Все остальное — рабочие моменты. Я сама не была идеальной ученицей и отличницей. Но очень хорошо помню свое детское недоумение, когда меня просили переписывать набело. Переписывала и думала о том, что мне это не надо… И не понимала — кому надо.

  • Юлия

    Вот-вот, и меня так отец учил — сразу делать хорошо, по крайней мере, стараться так делать.
    Он был и против пересдач для исправления оценок. Наверное, учил жить сразу набело.

    Вспоминаю, как одноклассницу сына заставляли переписывать задания, если мама считала написанное недостаточно красивым для круглой отличницы.

    Наблюдаю, как заставляют переписывать задания моего знакомого четвероклассника, и как он делает каждый день горстку уроков с двух часов дня до девяти вечера…(((

  • Автор

    Наталья Борисовна сказала, что в одном из текстов более подробно ответит на этот интересный вопрос. И акцентировала внимание на том, что ученик должен где-то что-то посчитать, нарисовать — то, да, такой листочек, тетрадочка быть должны. А вот если речь о том, чтобы красоту создавать, переписывая на чистовик, то в таком случае важно спросить — зачем это делать?)

    У нас пока надобности в черновиках нет. Мы завели почти сразу же тетрадку тоненькую для дополнительных занятий и блокнотик для личных записей сына. Блокнот понравился Арсению особенно — он красивый, небесно-голубого цвета, так что не воспринимается им как черновик. И для меня лично это важно. Почему? Да хотя бы потому, чтобы не создавать очередной стереотип, что сначало можно сделать кое-как, а потом переписать это красиво. Пусть делает сразу и хорошо)

  • Юлия

    Интересно узнать, как Наталья Борисовна и молодая мама относятся к черновикам.

  • Светлана Станиславовна

    Будучи директором школы-новостройки, я не успевала уделять внимание учебным делам сына — второклассника. Видела, что есть проблемы с письмом, но мне объяснял логопед, что это связано с его недоразвитием речи, что к третьему классу выправится.По семейным обстоятельствам на несколько месяцев приехала старшая сестра. Увидев, что и как пишет племянник,она принялась за его обучение.
    Не раз, возвращаясь домой, слышала, как она учила сына писать буквы:»Промокла буква б на осеннем дождике, давай ее повесим сушиться на заборчик. Тянем букву б на заборчик, сопротивляется буква б, боится — брррр,а мы ее все равно на заборчике закрепим, перекинем хвостик за заборчик.Тянем на заборчик и перекидываем хвостик. Вот, получилось,а ты, бояка буква б, высуши-ка свой хвостик!»
    Через месяц сын стал писать грамотно,красиво.Учительница пришла ко мне в кабинет и спросила меня, по какой методике я обучала сына.Я пригласила в школу сестру. Сестра на вопрос учительницы ответила очень просто:» Мой племянник не знал 8 букв»(!)
    Учительница очень расстроилась, она была еще молода, неопытна, но работала с душой, в будущем стала настоящим профессионалом. Получили мы урок от старшей сестры все. Прочитав у Марии в тексте о живых буквах, я улыбнулась примеру, как старому знакомому! Да, когда трудно, на помощь приходит игра, она снимает напряжение излишней ответственности у ребенка и позволяет ему смело браться за трудное задание, которое с помощью игры таким уже не кажется.

  • Ольга Харламова

    Спасибо за совет о сопровождении, за упражнение «Солнышко». Хотелось бы узнать,как Наталья Борисовна относится к слову «должен» применительно к учебе ребенка? Каким образом родителям соблюсти грань, которая, с одной стороны, не позволит сделать из него «жертву долга», а с другой, — вырастить безответственного индивидуума? Ведь все время развлекать придумками типа «живых цифр», чтобы чадо не заскучало, невозможно (не всегда найдется время, фантазия и силы), а заставлять заниматься тем, что ребенку не нравится, счтается непедагогичным…