Как добиться, чтобы в многодетной семье каждый малыш чувствовал себя единственным и неповторимым для своих родителей?
Младший сын подбегает, обхватывает мои колени и говорит:
— Ты только моя мама.
— Да, только твоя мама. А еще мама Сени и Симы, — отвечаю ему.
— Ты только мой, — это уже я ему.
— Да, только твой, — отвечает Афоня. Помолчав, продолжает. — И папин, и Сенин, и Симин, и бабушкин…
Я росла единственным ребенком в семье. И не знала, каково это — делиться с другими мамой. Летом, когда мы приезжали гостить к бабушке, мои двоюродные сестренки проводили с нами очень много времени. Но ни ревности, ни разлада в семью это не приносило. И я так и не могу вспомнить, что бы помешало маме быть только моей.
А в нашей семье всё иначе. Папа и мама — общие у троих детей. Как сделать, чтобы малыши чувствовали себя единственными и неповторимыми для каждого из своих родителей?
Речь не об укладывании спать, не о купании и еде: каждый ребенок имеет право на общение с родителем один на один. Такое общение — источник живительной энергии, наполняющей его душу хорошими эмоциями и радостью. Откуда взять это время, если его у работающего отца или активной домохозяйки-мамы не так-то и много?
Первое и самое интересное наблюдение — если по-настоящему захотеть, то эти 20 минут обязательно найдутся. И второе — дети, особенно если их несколько, будут ценить эти драгоценные минутки и делать все, чтобы встреча или общение состоялись.
Прошлое воскресенье прошло удивительно легко и радостно. Так уж случилось, что муж уехал в командировку, а бабушка забрала старшего и младшего внуков гостить к себе. Мы с дочкой чудесно провели время. Сходили в гости, приготовили ужин, сделали ее домашние задания и переговорили обо всем на свете. Такие деньки выдаются у нас редко, но так важно почувствовать это единение!
Для старшего сына нет большей радости, чем вечером погулять с папой. Они берут с собой собаку и приходят домой в очень хорошем настроении. Казалось бы, 20-30 минут, но это время — не просто прогулка, а задушевные разговоры о планах, обсуждение прочитанного или увиденного.
А малыш иногда прибегает ко мне утром… с книжкой. Все еще спят, но в этот момент есть только он и я. Мы читаем, смеемся и радуемся тому, что мы есть друг у друга.
Из недавних находок — время домашнего задания у старших ребят. Со многими уроками они справляются сами, а я, чтобы младший не отвлекал никого, сажусь с ним рисовать или мастерить. Когда старшие дети уже выполнили заданное, они с радостью присоединяются к брату: рисуют, лепят и раскрашивают с ним вместе.
В минуты, когда мне сложно организовать себя, вспоминаю историю общения папы и сына, рассказанную Юлией Гиппенрейтер. В небольшом отрывке из книги Юлии Борисовны «Продолжаем общаться с ребёнком. Так?» речь о Фейнмане, известном физике XX столетия.
Ричард умению исследовать, думать и учить других научился, по его собственному признанию, у своего отца. «Отец был простым торговцем рабочей одежды, однако обладал живым умом и тонкой интуицией. Он много гулял с сыном и во время прогулок неспешно беседовал с ним… В этих беседах было не только узнавание нового, но и переживание вместе. Когда матери других мальчиков пожелали, чтобы отец Ричарда брал на прогулки и их детей, тот отказался, объяснив, «потому что у нас с ним особые отношения». Последние слова хочется очень подчеркнуть: «особые отношения» – что это такое? Конечно, это прежде всего личное внимание отца к мальчику – ведь в компании детей такое было бы невозможно. Он был внимателен ко всему, что происходило в душе сына, – как тот наблюдал, думал, искал ответы. Одновременно он заражал его собственным духом пытливого отношения к окружающему и вкусом исследователя».
Прогулка с ребенком, совместное приготовление ужина, даже банальный поход в магазин или совместная поездка в троллейбусе — всё это может стать уникальной возможностью для общения, которую нам дает сама жизнь. Конечно, не менее важны и «паузы в словах». Иногда не сказанное вслух, но прочувствованное вместе объединяет нас лучше всяких слов. Но об этом я напишу в другой раз.
Предыдущие публикации Марии Голубевой из цикла «Учусь быть мамой»:
Учусь быть мамой. Если ребенок не играет
Учусь быть мамой. Детская комната
Учусь быть мамой. Игра по правилам и без
Учусь быть мамой. Есть ли границы у фантазии
Учусь быть мамой. В ожидании ребенка
Учусь быть мамой. Чтобы праздник состоялся
Учусь быть мамой. Против прогресса?
Учусь быть мамой. Мир без стен с ветром, дождем и солнцем
Учусь быть мамой. В ожидании врача
Учусь быть мамой. Развивающие занятия
Учусь быть мамой. Вместе смотрим кино
Учусь быть мамой. Ловите радугу мою!
Учусь быть мамой. Домашняя песочница
Учусь быть мамой. О ребёнке при ребёнке?
Учусь быть мамой. Трое детей — вызов обществу?
Учусь быть мамой. О комплексах
Учусь быть мамой. Несколько шагов до Нового года
Учусь быть мамой. Обед без приключений
Учусь быть мамой. Взрослея стремительно
Учусь быть мамой. Персональное внимание
Учусь быть мамой. Тайна восьми прикосновений